Проект "Дружба народов"
проект (подготовительная группа)

Акшова Л.Р.

Проект "Дружба народов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_druzhba_narodov.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Дружба народов".

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через изучение традиций и культуры народов Чувашии.

Задачи проекта:

  • Создание условий для культурно-образовательной среды в группе;
  • знакомство детей с традициями и обычаями народов, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Чувашии;
  • умения видеть прекрасное и вносить его в жизнь, создание изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
  • обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
  • воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому,  детскому саду, селу, родному краю; формирование уважительного отношения к представителям других национальностей;
  • Работа с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Актуальность проекта:

 В условиях того, что наш регион является  разно-национальным, образование должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая то, что в Чувашии проживают 5 народов: чуваши, русские, татары, мордва и марийцы.  

       Наша  Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Чувашии, где на протяжении веков проживали народы разных национальностей и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

 Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, марийцы и т. д.

 Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта:  7 месяцев

Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – май 2019г.

Проект реализуется в 3 этапа:

1. организационно-подготовительный этап;

2. этап реализации;

3. заключительный этап.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

На организационно-подготовительном этапе были проведены:

  1. Анализ специальной и методической литературы по проблеме.
  2. Чтение специальной литературы о творчестве

          народов Чувашии.      

  1. Выбор методов диагностики.
  2. Создание проекта.
  3. Налаживание взаимодействия  с родителями
  4. Реализация: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

Критерии:

1. Когнитивный критерий

Показатели:

  • Обычаи и традициях народов Чувашии;
  •  Фольклор народов Чувашии;
  • Национальные костюмы народов Чувашии.

2. Эмоционально-мотивационный критерий.

Показатели:

  • Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Чувашии
  • Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Чувашии;
  • Эмоционально-положительное отношение к народам Чувашии.

3. Деятельностный критерий.

Показатели:

  • Умение детей организовывать народные игры;
  • Умение детей действовать с предметами быта народов Чувашии;
  • Умение детей применять в изобразительной деятельности  знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.

На этапе реализации проекта  поставлены  следующие задачи:

  1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы.
  2. Создание образовательно – культурной среды в группе
  3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.
  4. Взаимодействие с родителями

Работа над проектом осуществляется в таких  формах образовательной деятельности с детьми, как:

  •  Игры: дидактические, дидактические с элементами движения,  сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные,  хороводные, театрализованные;
  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
  • Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Использование силуэтного моделирования;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
  • Использование  малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
  • Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
  • Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.

        Заключительный этап 

          1.Заключительная диагностика.

2.Анализ  и обобщение полученных результатов.

          3.Презентация проекта.

В процессе  работы над проектом мы получили следующие результаты:

  • повышение уровня знаний  о народах Чувашии, культуры поведения дошкольников;
  • раскрытие индивидуальности ребенка;
  • укрепление и  расширение образовательного поля

                 

Перспективный план образовательной деятельности  

по реализации проекта "Патриотическое воспитание

старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Чувашии".

                                             

октябрь

                   Тема и задачи

Содержание

 Тема: "Дружная семья народов".

  • Дать детям общее представление о жизни
  • и быте наших предков (русских людей - славян, татар - булгар), их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании к ним, взаимном уважении, дружбе; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство уважения и гордости за наших  предков.

Рассматривание литографий Л.Вдовичева "Домашние крестьянские занятия", "Вечер в крестьянской избе", "Жатва", иллюстраций Серова к стихотворениям А.С.Пушкина.

Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Разучивание пословиц о дружбе.

ноябрь

Тема: "Татарский национальный костюм".

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

Рассматривание иллюстраций

Ф.Х. Валеева "Орнамент казанских татар".

Раскрашивание раскрасок.

Беседа о татарском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация каймы скатерти".

.

декабрь

Тема: "Русский национальный костюм".

Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

Рассматривание иллюстраций

Гиляровская Н. "Русский исторический костюм для сцены".

Дидактическая игра: "Укрась полотенце, поясок, платок".

Рассматривание на картине В.М.Васнецова "Иван Грозный" - элементы одежды царя.

Виртуальное посещение национального исторического музея.

январь

Тема: "Мордовский национальный

костюм"

 Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского  народа.  

Рассматривание иллюстраций мордовских национальных костюмов, посуды, жилища, игрушек.

Слушание мордовских мелодий, песен

на CD-дисках.

Чтение мордовских сказок.

Аппликация "Укрась тарелку".

февраль

Тема: "Марийский национальный

костюм".

Дать детям представление об истории  марийского народа, о национальном костюме и его элементах; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям марийского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением марийских костюмов, утвари, игрушек, орудий труда. Слушание марийских мелодий.

Чтение сказок.

Нарядить куклу в марийский национальный костюм.

март

Тема: "Чувашский национальный

костюм".

Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

 

Раскрашивание раскрасок.

Беседа о чувашском растительном орнаменте.

Аппликация "Орнаментация платка".

Разучивание считалки на чувашском языке.

Слушание песен, мелодий, сказочных музыкальных постановок.

Рисование фигуры человека в чувашском национальном костюме.

апрель

Презентация проекта в форме выставки совместных работ: "Ярмарка посуды".

Закрепить представления детей о промыслах народов Поволжья, закрепить умение различать изделия и орнамент русского, татарского, мордовского, башкирского, чувашского, марийского народов; формировать  интерес к истории и культуре народов Поволжья.

Воспитывать уважение, эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья и их культуре.

       

Мастер класс для родителей по изготовлению предметов из папье-маше. Совместно с родителями изготовить посуду (папье-маше).

Декоративное рисование "Укрась посуду

орнаментом " (на выбор). Сюжетно-ролевая игра "Мастера по росписи посуды".

Оформить стенд фотографий: "Татарстан - многонациональная республика".

Проект ценен тем, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. Недаром пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по нашей теме.

На данный момент проект находится в стадии завершения. Результаты промежуточной диагностики в сторону повышения уровня сформированности нравственно – патриотических чувств детей позволяют говорить о возможности рекомендовать предложенный проект к использованию в практике работы дошкольных образовательных учреждений нашей республики.

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
  2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
  3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. –  Москва, 1986.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. –  Казань: Таткнигоиздат, 1969.
  6. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.  – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.  –  Москва, 1997.
  8. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
  10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini,  2012.
  11. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
  12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
  13. Файзуллина Р. Ш. Татарский народный орнамент /Пособие для воспитателей детских садов. –  Казань, 1984.
  14. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовс...

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Фотоотчет, посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваВ нашем садике была объявлена выставка поделок к 1000-летию мордовского народа. Я с детьми изготовила мо...