Комплекс оздоровительной дыхательной гимнастики для дошкольников.
картотека (средняя группа)

Упражнения направлены на развитие и укрепление  дыхательной системы детского организма.

Использование упражнений представленных  в комплексах, возможно использовать в различных видах деятельности:

·       режимных моментах,

·       на занятиях,

·       физкультурных паузах,

·       на прогулках,

·       перед сном,

·       в индивидуальной работе с детьми.

 

Каждый комплекс  включает в себя упражнения на развитие всех видов дыхания.

1.    Полное

2.    Ритмическое

3.    Звуковое

4.    Гипоксическое

5.    Силовое

6.    Парадоксальное

7.    Дренажное

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_chirkova_a.a._madou_no51.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Челядьöс сöвмöдан 51 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса муниципальнöй асшöрлуна учреждение»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 51» г. Сыктывкара

Комплексы  дыхательной гимнастики для средней группы.

Составитель:  Чиркова А.А.

Сыктывкар, 2021г.

Упражнения направлены на развитие и укрепление  дыхательной системы детского организма.

Использование упражнений представленных  в комплексах, возможно использовать в различных видах деятельности:

  • режимных моментах,
  • на занятиях,
  • физкультурных паузах,
  • на прогулках,
  • перед сном,
  • в индивидуальной работе с детьми.

Каждый комплекс  включает в себя упражнения на развитие всех видов дыхания:

  1. Полное

Дыхание полной грудью (живот, диафрагма, раскрываем плечи – вдох. Плечи, диафрагма, живот –выдох).

  1. Ритмическое

Направлено на уменьшение числа дыханий в минуту (улучшается сердечно- сосудистая деятельность, воспитывается чувство ритма и координация движения).

  1. Звуковое

Дыхание с произношением звука (улучшает обменные процессы в клетках за счет звуковых вибраций, повышает эмоциональный тонус).

  1. Гипоксическое

Направлено на накопление углекислого газа в организме и улучшение обменных процессов.

  1. Силовое

Развивает силу дыхательных мышц.

  1. Парадоксальное

(Вдох после вдоха) по Стрельниковой. Тренинг дыхательных мышц и обогащение кислородом. С помощью этих упражнения можно вылечить астму, снизить температуру при ОРЗ. За 15 дней можно увеличить дыхательную емкость легких.

  1. Дренажное

Полезно при болезни, т.к. выводит мокроту из легких.


Комплекс № 1

«Цветочек»

И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок раскрывается). Возвращение в и.п. – выдох. Медленно, 4-6 раз.

«Оркестр»

И.п. : стоя.

Педагог поднимает руку- вдох, опускает- выдох, рука на уровне груди- задержка дыхания.

«Комар»

З-з-з-з комар летит З-з-з-з комар звенит. З-з-з, какой он злой! З-з, гонится за мной!

«Надувная игрушка»

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части лёгких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

И. и. : лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нём лежат обе ладони.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

«Силач»

Ты, наверное, силач — Попробуй сжать вот этот мяч.

Тихонько руки разжимай, но мячик на пол не роняй.

Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая его с произнесением звуков с-с-с, ш-ш-ш, ф-ф-ф. Необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обращается на плавность выдоха.

«Нюхаем цветок»

Упражнения на дыхание выполняется сначала без музыки, затем то же с музыкой. Ребенок распределяет дыхание в соответствии с музыкальной фразой.

Представь, что каждый звук можно «понюхать» как цветок. Для этого собери все пальцы вместе и втяни воздух носом, а затем:

— Понюхал, затем медленно и долго подуй на свои ладошки;

— понюхал и коротко выдохни воздух на каждый пальчик;

— понюхал , подул, но не до конца, а задержав дыхание, затем выдул до конца
весь воздух.

То же самое можно проделать с использованием духовых музыкальных инструментов: свистулек, дудок, окарин и пр. Важно, чтобы дети все действия выполняли по руке педагога, по его дирижерскому жесту.

«Ха-хатушка»

Полностью расслабиться, сделать вдох. На выдох – хлопнуть себя по бокам - «ХА»


Комплекс № 2

«Гармошка»

И.п.- стоя, ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, как меха гармошки, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, произносится звук [ф]. Повторить 4 раза.

Ты играй, моя гармошка,

Раздвигай меха свои.

Поиграю я немножко,

Ты ж движенья повтори.

«Дышит паровоз»

Дышит, дышит, дышит паровоз: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Слышит, слышит стук своих колес: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Слышит, что у них ритмичный звук: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух», Много крутят их железных рук: «чух-чух-чух-чух-чух-чух-чух».

«Жуки»

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки. Жу-жу, жу-жу-жу, Мы летаем и жужжим, Соблюдаем свой режим. Жу-жу, жу-жу-жу, Мы летаем и жужжим, Мы здоровьем дорожим. Жу-жу, жу-жу-жу.

«Акула»

Дети складывают руки, превращаются в рыбок, плавают в море, при произношении «Акула»- ребенок раскрывает ладошки, выпускает воздух.

«Надувание шариков»

Исходное положение: лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

«Маятник»

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.

«Дровосек»

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.


Комплекс № 3

«Едет-едет паровоз»

Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Выполняем 20-30 сек.

«Песочные часы»

И.п. стойка н. вместе, мяч на груди

1-8 Мяч вниз, голова вниз, вдох (8счетов)

И.п.

1-8 Мяч вверх, голова вверх, вдох (8счетов)

Спина абсолютно прямая.

Плечи остаются на месте.

«Дыхание»

Раз, два, три, четыре. Носиком дышу, дышу свободно, Громче или тише, как угодно Выполню задание - задержу дыхание Раз, два, три, четыре И пойму я мудрое сказание Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы Дышим он и я, и ты.

«Хобот – труба»

Что за звук там раздается? С мощным ревом он несется! Это слон трубит: «па-па-па-па». Все вокруг дрожит: «па-па-па-па». Он своей трубой –«па-па-па-па» - Всех зовет на бой: «па-па-па-па». Длинный хобот, как труба, «па-па-па-па, па-па-па-па».. Пропевает слон слова: «па-па-па-па».

«Насос»

И.п.- стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6-8 раз.

Есть на ярмарке машины,

Накачать бы только шины.

 «Паровозик»

Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движение рук и ног с дыханием, делая вдох на 2 счета, произнося на выдох «чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.

Используемая литература:

Использование материала стажировочной площадки МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 114» г Сыктывкар

«Оздоровление детей дошкольного возраста средствами дыхательных упражнений». 

https://vk.com/club199825074

1. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. - М.; Академия здоровья; 1997. – 376 с. – 3000 экз. - ISBN 5-7695-0160-X .

2. Лазарев М.Л. Предшкольный курс «Здравик»: программа для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2008. – 32 с. – 1000 экз. - ISBN 978-5-346-00940-5.

3. Лазарев М.Л. Здравствуй!: предшкольная подготовка: учебно – методическое пособие для педагогов/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2007. – 279 с. – 3000 экз. - ISBN 978-5-346-00745-6.

4. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 39 с. – 5000 экз. – ISBN 5-346-00354-1.

5. Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ М.Л. Лазарев. – М.: Мнемозина, 2004. – 248 с. – 5000 экз. - ISBN 5-346-00319-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников.

В данном материале собраны комплексы дыхательной гимнастики с подбором  упражнений....

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников

Подбор дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста....

комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников

Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками -- укрепление их здоровья....

Комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников

Дыхательная гимнастика для дошкольников...

Комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность....

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...