Консультация для педагогов на тему: "Значение сенсорного развития в адаптации ребёнка в ДОУ, его дальнейшей социализации и усвоении образовательной программы"
консультация (средняя группа)

Консультация для педагогов на тему: "Значение сенсорного развития в адаптации ребёнка в ДОУ, его дальнейшей социализации и усвоении образовательной программы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov-sensornoe_razvitie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Значение сенсорного развития в адаптации ребёнка в ДОУ, его дальнейшей социализации и усвоении образовательной программы»

Подготовила: педагог-психолог, воспитатель Голубкова Н.В.

МАДОУ «Детский сад «Карусель», город Пермь.

Зачастую родители, педагоги, воспитатели ДОУ сталкиваются с тем, что ребёнок испытывает трудности в усвоении образовательной программы, в выстраивании коммуникаций со взрослыми и сверстниками, сложности в формировании навыков самообслуживания. Рассмотрим некоторые возможные причины этих сложностей.

Для мозга нарушение сенсорной интеграции - всё равно, что нарушение пищеварения для кишечника. Слова нарушение и дисфункция синонимы, их используют, говоря о том, что мозг работает неэффективно и в нём нарушено естественное течение процессов.

Слово сенсорная означает, что страдают именно сенсорные системы.  Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов. И в результате человек не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Некорректная обработка сенсорных сигналов сказывается так же на поведении и обучении; человек, как правило чувствует, что с ним что-то не так, и не может справиться с простыми задачами и стрессом.

Мозг можно уподобить большому городу, а потоки нервных импульсов – дорожному движению. Правильно обработанные импульсы свободно путешествуют и быстро достигают пункта назначения. Дисфункция сенсорной интеграции напоминает дорожную пробку в мозге. Кусочки сенсорной информации «застревают» в пробке, и соответствующие области мозга недополучают данные, нужные им для выполнения работы. Происходит затор.

Повреждение мозга в результате несчастного случая или болезни обычно влечёт за собой за собой ухудшение обработки сенсорных сигналов. Тем не менее у большинства детей с нарушениями сенсорной интеграции сама структура мозга не повреждена. Несварение желудка ещё не означает фактического повреждения кишечника или желудка, просто эти органы не справляются с обработкой пищи. Дорожная пробка не означает, что на улицах произошли какие-то разрушения. Термин нарушения или дисфункция мы используем для того, чтобы указать на возможность успешного решения проблемы. Можно найти способ устранить нарушение точно так же, как есть способы улучшить пищеварение или ликвидировать пробку на дороге.

Неврологи (врачи, специализирующиеся на лечении нарушений работы мозга) могут не найти у ребёнка ни каких проблем с сенсорной интеграцией, хотя они есть и вызваны сбоями в работе мозга. Обычно врачи ищут «отклонения от нормы» или нарушения, которые явно будут прогрессировать, например опухоль или заболевание. Но тесты далеко не всегда выявляют нарушение обработки сенсорных сигналов, т.е. сенсорную дисфункцию: это не болезнь, признаки ухудшения не появятся, хотя влияние этого нарушения на жизнь ребёнка может со временем усилиться. Некоторые детские неврологи уже знакомы с нарушением сенсорной интеграции и способны её диагностировать.

Трудности в обучении и нарушения развития связаны с самыми разными проблемами, и слабая интеграция – лишь одна из них. Помимо её встречаются речевые нарушения, неадекватное поведение, психологические проблемы и так далее. Некоторым детям с нарушением развития и речи показана тщательно контролируемая диета, так как их мозг не справляется с определёнными биохимическими веществами.

Нарушение развития и речи – это не то же самое, что отставание в умственном развитии или нарушение сенсорной интеграции. У многих детей, чья сенсорная система даёт сбои, интеллект обычный или выше среднего.

Если во многих областях мозга есть неполадки в обработке сигналов, то формирование идей, обобщений и другие интеллектуальные задачи могут представлять для ребёнка трудности, что на первый взгляд похоже на нарушение умственного развития. Тем не менее у большинства детей с нарушением сенсорной интеграции проблема не столь серьёзна, а у некоторых из них больше никаких расстройств при обследовании не выявляется.

Нередко развитие ребёнка с нарушением сенсорной интеграции не сбалансировано.

Нередко развитие ребёнка с нарушением сенсорной интеграции не сбалансировано. Одни области нервной системы работают с перебоями или неправильно, другие же выполняют свои функции хорошо, поэтому в чём-то развитие ребёнка будет соответствовать его возрасту, а в чём-то ребёнок будет отставать. С другой стороны, у детей с сильным отставанием в развитии мозг может функционировать более-менее сбалансированно. Бывает, что двигательные навыки у них развиты лучше, чем способность к обоснованию и понимание. В случае же сенсорной дисфункции, вероятнее всего, двигательное планирование будет страдать больше, чем обоснование и интеллект.

Интеллект – это способность взаимодействовать с физическим миром или с мыслями и идеями, а для этого требуются эффективные отношения миллионов нейронов между собой. Представляется, что интеллект зависит от огромного количества нейронов в мозге и связей между ними. В мозге ребёнка с нарушением сенсорной интеграции и без таковой количество нейронов примерно одно и то же. Следовательно, проблема в сбоях нейронных связей.

В качестве иллюстрации приведу одну аналогию. Представьте небольшую фирму со штатом из четырёх сотрудников и похожую фирму со штатом из восьми сотрудников. При прочих равных условиях логично ожидать, что вторая фирма выполнит больший объём работы. Предположим, что однажды четыре человека второй фирмы не вышли на работу, а в первой весь персонал был на своих местах. Несмотря на одинаковое число сотрудников, первая фирма, вероятнее всего, будет работать лучше, чем та, где половина людей отсутствовала. Так же и с интеграцией: чтобы интеллект работал в полную силу, в мозгу должен работать весь «штат» нейронов.

Тем не менее сенсорная функция – это нарушение, а не отсутствие функции. Полный штат из восьми человек может работать очень плохо, если люди не разговаривают друг с другом и не координируют свои усилия. Достижения восьми «необщительных» сотрудников будут куда скромнее, чем четырёх коммуникабельных. Ребёнок с нарушением сенсорной интеграции имеет «полный штат» нейронов, которые, однако, временами перестают общаться друг с другом. Они не работают как единое целое, и потому их отдельные усилия бесполезны или же наоборот чрезмерны.

Многие уже начинают понимать, что проблемы с обучением могут быть связаны с нарушением функционирования мозга. А вот зависимость поведения от работы мозга осознаётся редко. Безусловно, развитие человека и различные его проявления определяются множеством факторов в окружающем мире. Обучение застопорится, если нет предмета изучения, и личность не разовьётся без соприкосновения с внешним миром. Однако способность к взаимодействию с окружающим миром сильно зависит от мозговых функций. Одни люди не дружат с математикой, другие не могут справиться со стрессом или с изменением планов, концентрировать внимание, общаться с людьми или просто спокойно сидеть. Такие индивидуальные различия в работе мозга.

Но далеко не все жизненные проблемы коренятся в нарушении сенсорной интеграции.

Слепой человек не получает никакой зрительной информации, однако слепота – это отсутствие сенсорных сигналов. А не нарушение их интеграции. Ребёнок с повреждением двигательных зон мозга, например при церебральном параличе, плохо двигается, но это нейромышечная проблема, а не проблема с интеграцией сенсорных стимулов. Частые стрессы способны сделать ребёнка агрессивным или отстранённым, но причина здесь не в плохой сенсорной интеграции. Многие дети с нарушением интеграции видят и слышат хорошо, просто значение этих ощущений не вполне им ясно. Их жизнь может быть нисколько не труднее, чем жизнь среднестатистического человека, но беспорядок в мозгу сказывается на их эмоциональном развитии.

При лёгком нарушении интеграции единственной очевидной проблемой школьника может оказаться успеваемость, обычно по чтению или математике. В этом случае учителя и психологи, возможно, скажут, что у него слабые способности к обучению. Плохая успеваемость нередко является результатом нарушения сенсорной интеграции, и подобное нарушение наблюдается у многих детей с такого рода проблемами.

Неверное истолкование сенсорной информации может сказаться на способности к обучению.

Некоторые считают, что плохое поведение и трудности в обучении связаны с задержкой развития. Несомненно, стоит учитывать разницу в темпах роста и развития, но большинство специалистов, занимающихся проблемами сенсорной интеграции, полагают, что ребёнок практически никогда не «вырастает» из своих проблем. Дети учатся компенсировать их или вынуждены упорнее работать над заданиями, но установка на то, что ребёнок перерастёт свои нарушения, непродуктивна, ибо чревата задержкой в оказании профессиональной помощи, а возраст, наиболее подходящий для терапии. Будет упущен.

Список используемой литературы.

1. Э. Джин Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. 5-е издание.  Москва Теревинф 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей и педагогов по теме "Значение поли сенсорного развития для детей с нарушением зрения раннего возраста".

В разработке представлена система развития сенсорного восприятия детей с нарушеним зрения раннего возраста....

Консультация для педагогов по теме "Значение ручного труда"

В данном материале даны рекомендации  для воспитателей по теме "Значение ручного труда"....

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».

Консультация для педагогов на тему: «Значение дидактической игры в жизни ребенка».«Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача в...

Консультация для родителей. По теме: «Значение Оригами в развитии ребёнка». Воспитатель Сторожева Г.А.

Консультация для родителей.По теме: «Значение Оригами в развитии ребёнка».    Воспитатель Сторожева Г.А....

Консультация для педагогов на тему: «Значение театрализованной игры для речевого развития»

Здесь можно найти консультация для педагогов  на тему:«Значение театрализованной игры для речевого развития»...

Консультация для воспитателей на тему :"Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольника"

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определённого,ранее задуманного реального продукта. ...