Тематическое планирование проблемных вопросов, задач, ситуаций в средней группе
картотека (средняя группа)

Серебрякова Алла Ивановна

          Технология проблемного обучения помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 86

Красносельского района Санкт – Петербурга

Тематическое планирование проблемных вопросов, задач, ситуаций

в средней группе №3 ГБДОУ детского сада № 86 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                                               

                                                                                                         Составила воспитатель Серебрякова А.И.                             

Месяц

Тема недели

Тема дня

Проблемные вопросы

Проблемные задачи

Проблемные ситуации

Предметно – пространственная развивающая среда

Март

Время года. Весна.

Весной на улице.

-Почему тает снег? 

-Утром дети слепили снеговика. А вечером вышли на прогулку увидели  лужу. Почему так случилось? Почему же тает снег? Когда он тает? 

-Была весна, таял снег. Ребята играли на улице.  Никто не увидел, как Саша  попал ногами в лужу, и промочил не только сапоги, но и носки. Что делать Саше? Как ему помочь?

Снег, формочки.

Мамин праздник. Профессии мам.

Праздничное  чаепитие.

-Почему горячее  может быть опасным?

-Мама сахар положила в чашки с чаем.  Что происходит с  сахаром? 

Сравнить, в какой воде (горячей или холодной) быстрее растворяется сахар.

-Красная Шапочка пришла поздравить бабушку. Сели пить чай. Бабушка положила металлическую ложку в чашку с горячим чаем. Красная шапочка хотела размешать сахар в чае, но обожгла руку. Как девочке размешать сахар в чае? 

Сахар, стакан с горячей и холодной водой.

Чайная ложка,  2 стакана с горячей и холодной водой.

Игрушки.

Игрушки.

-Зачем нужны игрушки?

-Однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу, в одной группе сидят на полу игрушки грустно поют песню:

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, разбросанные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас поставит?

Кто на место отнесет?

Ой! Ай! Ой! Ай!

-Почему игрушки оказались в таком положении?

- Ребята, а как  нужно ухаживать за игрушками?

 -Сегодня к нам рано утром в детский сад прилетал Карлсон и оставил много разных  игрушек. Миша и Даня 
стараются взять одну и ту же игрушку.
- Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много.

Разные игрушки. Раскраски на тему «Игрушки», карандаши

Рыбы. Водный мир и его обитатели.

Кто живет в воде?

-Чем похожи все рыбы?

-В ручейке карасик плавал. Не заметил, как в речку попал. А речка всё шире становилась, воды всё больше. Чувствует карасик: что-то не так. Вода солёная. Комфортно ли карасику будет жить в море? Что ему можно посоветовать?

-Встретились две рыбки подружки у одной тело вытянутое, а у второй -шаровидное. И давай друг перед дружкой хвастать, что она самая быстрая.  Какая рыбка дальше  уплывёт и почему?

Ёмкость с водой, иллюстрации разных видов рыб. Рыбки-игрушки.

Иллюстрации разных водоёмов.

апрель

Перелетные птицы

Птицы нашего края.

-Чем похожи все птицы?  

-Зачем утке такие лапки?

-Соловей сел на веточку и давай песенку напевать. А ёжик заслушался и похвалил соловья.

- Поёшь красиво, всех радуешь своей песенкой.

Засмущался соловей, -я не для тебя, ёжик, пою. – А для кого? –удивился ёж. Почему птицы поют?

-Миша с папой выгуливали собаку. Увидели  в траве птенчика. Что сделать папе и Мише с маленьким беззащит

ным птенчиком? 

Иллюстративный материал на тему «Перелётные птицы», «Птицы нашего края». Раскраски с изображением птиц, карандаши.

Космос.    

Космос

-Что ближе к нам солнце или облака?"

  -Здравствуйте, ребята. Я инопланетянин, живу на планете, где всегда светло.

Я заблудился в огромном космосе  и приземлился на Вашу планету ночью. Когда будет день? Иначе мой космолёт не взлетит.

–  Почему  на Земле бывает день и ночь?

-Однажды Луна получила от Солнца, царя света, приглашение прийти к нему в гости. Она долго думала, что подарить Солнцу, и наконец, додумалась: собрала несколько самых ярких и красивых звезд, положила их на серебряное блюдо и пошла с ними в гости. Царь света был очень рад подарку.

Они поели, попили, поговорили, и Луна вернулась домой.

Долго думал царь света, чем Луну порадовать. Наконец придумал. Позвал к себе лучшего портного и говорит:

— Я собираюсь пойти к Луне в гости. Мне нужен хороший подарок. Я решил, что лучше всего подарить ей новое платье из облаков. Пожалуйста, сшей платье понарядней и по мерке, чтобы оно хорошо и удобно на Луне сидело

А портной Солнцу и отвечает:

— Нет, царь света, не возьмусь я за такую работу. Да никто не возьмется.

Что же делать? Какой подарок подарить Луне?

 Опыт "Как тучи мешают проводить астрономические наблюдения. Что ближе к нам солнце или облака?".     

  Опыт "Почему день сменяется ночью?" Глобус – это модель земли. Лампочка – это солнце, звездочка из самоклеющейся бумаги на глобусе

Как солнце и луна друг к другу в гости ходили

Албанская сказка

 

Здоровье

«Как вымыть руки без мыла»

-Зачем нужно мыть руки?

-Малыш отвел Карлсона к зубному врачу. - Ты мало заботишься о своих зубах. Сказал врач Карлсону.  Почему Карлсон оказался у врача? 

Что делать, чтобы зубы были здоровыми?

-Вы пришли после прогулки в группу. Вам нужно вымыть руки. С чем вы моете руки? А если мыла нет. Что делать?

Мыло, вода, гель для мытья посуды, полотенце по количеству детей,

Транспорт. Профессии на транспорте.

Транспорт

 г. Санкт-Петербурга.

-Чем питаются автомобили?

- Мерседесик ездил быстро-быстро.  Вёл себя на дороге так, как хотел: пугал другие автомобильчики и пешеходов.

Он мчался изо всех сил так, что в фарах у него замелькали дома, люди, светофоры, магазины, заборы… На всём ходу Мерседесик ударился об забор: -Бах-бах-ой-ой! Почему так случилось?

-Ребята подошли к проезжей части. Загорелся зелёный сигнал пешеходного светофора. И вдруг,

Они услышали резкий звуковой сигнал приближающегося ТС с включенным маячком. Что делать ребятам? Как они должны поступить?

Стр 32, Елена Ульева Интерактивная энциклопедия

 для малышей. Игрушки -модели разных видов транспорта. Иллюстрации по теме «ПДД» Макет проезжей части, светофор, заборчик.

Правила дорожного движения.

Опасность рядом.

-Для чего придумали ПДД?

-Дети идут по тротуару не соблюдая правила  движения.  К чему это может привести?

Почему?

-Ты с братом идешь домой из детского сада через проезжую часть. На середине пути из твоих рук выскальзывает мяч и катится по асфальту дороги. Что делать?

Иллюстрации на тему

 «ПДД» Стр 24, Елена Ульева Интерактивная энциклопедия

для малышей.

май

Наш город. День Победы в Санкт-Петербурге.

Город – это мы.

-Отчего зависит жизнь и здоровье жителей района (города)?

-В один из весенних тёплых дней жители нашего города вышли на субботник. Почему они это сделали?

-Мы живем в Горелово, в Красносельском районе города СПб. Мы гордимся его озёрами, стадионами. Нам милы его кварталы и скверы.  Как, вы думаете, ребята, что надо сделать каждому жителю района, чтобы улучшить жизнь (экологию) в районе?  

Гимн Красносельского

района. Иллюстрации на тему «Субботник». Фотографии с видами Горелово, Красносельского района.

Насекомые.

Летает - не летает.

-Как спрятаться бабочкам?

- Как насекомые могут себя защитить?

-Однажды  бабушка открыла шкаф, а оттуда моль как полетит! Маша обрадовалась: -У нас дома бабочки!

-Ничего хорошего!

-нахмурилась бабушка.

- Не нужны они нам! Всю одежду испортят.

- Почему? -не поняла Маша.

-На доске предметные картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки и кузнечика.

 - Посмотрите, кто нарисован на картинках? - Как назвать одним словом? Кто это?

- Рассмотрите бабочку, пчелу, божью коровку. У них есть крылья? Они умеют летать?

 - Рассмотрите кузнечика. У него есть крылья? - А умеет кузнечик летать? - Что вас удивляет? Что интересного заметили? - О чем мы будем разговаривать? Какая будет тема? 

Предметные картинки с изображением насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки и кузнечика.

Прощание с группой.

Мы разные.

-Каким должен быть друг (подруга)?

-После полдника дети самостоятельно играли с игрушками.  Ярик  толкнул и отнял игрушку у Насти, девочка плачет. Как должен поступить мальчик обидевший девочку?

-На прогулке во время перестроения «змейкой», вдруг раздался плач. Плакала Лилия. Воспитатель спросила: «Лилия, почему ты плачешь?» Девочка сквозь слёзы ответила, что она стоит последняя. Как помочь Лилии? Как сделать так, чтобы она не плакала?

Иллюстративный материал на тему «Детский сад»

 Маски на тему «Эмоции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание тематического планирования по теме "Игры. Игрушки" в средней группе.

Планирование по теме "Игры. Игрушки" Воспитатели Цыганова ТИ  Плакса Т.Н....

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по оригами в средней группе

Художественное конструирование интересный и увлекательный процецсс. Он будет доступен для детского творчества, если будет систематизирован и последователен. Я предлагаю именно такой материал, Вам, ува...

Перспективно- тематическое планирование по ознакомлению с окружающим в средней группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР)

Перспективный план составлен  на учебный год по лексическим темам, указаны источники занятий....

Комплексно - тематическое планирование воспитательно - образовательной работы с детьми средней группы в соответствии с ФГТ

В методической разработке комплексно- тематического плана воспитательно- образовательной работы с детьми средней группы содержится: тема недели, развернутое содержание работы с детьми по этой теме, вр...

Комплексно-тематическое планирование во 2-й младшей и средней группах

Примерное комплексно-тематическое планирование во второй младшей и средней группах по программе "От рождения до школы" по редакцией Н.Е. Вераксе, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

Методическая разработка.Тематическое планирование проблемных вопросов, задач, ситуаций в подготовительной к школе

Методическая разработка Тематическое планирование проблемных вопросов, задач, ситуаций в подготовительной к школе группе...