"Юный финансист"
проект (старшая группа)

Кульпинова Ольга Александровна

Формирование основ финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_finansist.docx673.18 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по  формированию основ финансовой грамотности

у старших дошкольников

«Юный финансист»

                                       

                                                                             Выполнила: Воспитатель Кульпинова О. А.

Наименование педагогического опыта

Проект «Юный финансист»

Авторы – разработчики педагогического опыта

Шатайло Оксана Васильевна  - воспитатель первой квалификационной категории

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2020 -2021гг.

Адрес педагогического опыта

62883, Российская федерация,

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Пыть  – Ях, 3-й мкр. Кедровый, д. 40 «А», МДОАУ ЦРР - д\с «Фантазия»

Т. 8(3463)46-51-16

Элекронный адрес: mdou_fantaziya@mail.ru

Педагогический проект по  формированию основ финансовой грамотности

у старших дошкольников

  1. Тема проекта:  «Юный финансист»
  2. Актуальность

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочее.  Дети стараются  подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.         

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

  1. Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через  базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.
  2. Задачи проекта:

Образовательные:   познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции;   развивать  позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий; актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.

Воспитательные:  воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики, любознательности в процессе познавательно-игровой деятельности.

  1. Вид проекта: информационно – познавательно – творчекий.
  2. Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021)
  3. Участники: воспитатель, дети, родители.
  4. Формы работы: 
  • деловые и сюжетно-ролевые игры;
  • тематические занятия;
  • беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора);
  • экскурсии;
  • ИКТ презентации;
  • просмотр мультфильмов;
  • обсуждение;
  • дискуссия;
  • коллекционирование;
  • чтение художественной литературы;
  • игровые ситуации;
  • решение проблемных ситуаций;
  • продуктивная  деятельность.
  1. Предварительная работа:
  • прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
  • решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
  • просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
  • чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
  • обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
  1. Материально-техническое обеспечение:
  • методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
  • компьютер, проектор, теле/видео аппаратура;
  • презентации;
  • обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
  • книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,  Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).
  1. Ожидаемые результаты:
  • дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);
  • уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • видят красоту человеческого творения;
  • признают авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки);
  • ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

       Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»  позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.

  1. Продукт проектной деятельности:

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Презентация проекта
  2. Литература

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami

Этапы работы по проекту

1 этап – подготовительный

Направления

Мероприятия

Срок

1. Повышение своей профессиональной  компетентности

Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.

Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского сада по экономическому  воспитанию.

Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Разработать перспективный план.

Сентябрь - май

2. Изучение уровня детей.

Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта.

сентябрь

3. Взаимодействия с родителями.

Выявить интересы, потребности, запросы родителей.

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию.

Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности.

Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.

сентябрь - май

4. Пополнение материально – технической базы.

Распределение развивающей среды по зонам.

Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности.

сентябрь - май

II этап – основной

Направления

Мероприятия

Срок

Работа с детьми.

Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности  ведется во всех воспитательно–образовательных блоках:

- в непосредственно образовательной  деятельности,

- в совместной деятельности воспитателя с детьми,

- в самостоятельной деятельности детей.

Сентябрь-май

2. Работа с родителями.

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах

и ответах»

Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»

Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.

Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников».

 Консультация «Советы родителям по финансовому воспитанию», «Дидактические игры по экономическому воспитанию, в которые можно играть дома», Принципы финансового воспитания в семье.
Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребенка.
Индивидуальные работы, домашние задания.

Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.

Сентябрь-май

3. Работа с педагогами

 Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
Дидактические игры с экономическим содержанием.

 Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

январь-март

III этап –заключительный

Направления

Мероприятия

Срок

1. Работа с детьми

Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.

апрель

2. Работа с родителями.

Подведение итогов совместной работы

Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей.

Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей

март

3. Работа с педагогами.

Выступление на методических семинарах. Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.

Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий.

апрель

План проекта

Месяц

Неделя

Тема, цель

Программное содержание

с

е

н

т

я

б

р

ь

1

  1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

2

  1.  Дидактическая игра «Путешествие денежки»

Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

3

 «Нарисуй купюру

будущего»

Способствовать развитию творческих способностей, фантазии.

4

  1. Сюжетно-ролевая игра «Сберкасса»

Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

Работа с родителями

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах»

о

к

т

я

б

р

ь

1

Беседа «Бюджет семьи»

Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

2

Дидактическая игра «Какие бывают доходы»


Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

3

Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги»

Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

4

 Раскраски по теме «Кто долго спит, тот денег не скопит»  с обсуждением и пояснением пословицы.  

Пояснить, что надо уметь

распоряжаться своим временем

и не лениться, тогда ты

научишься зарабатывать и

грамотно распоряжаться своими деньгами.

Работа с родителями

  1.  Создание поделки на тему «Расходы семьи».
  2. Изготовление атрибутов для игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница».

н

о

я

б

р

ь

1

  1. Игра - беседа на тему:

«Что такое экономика»

«Семейная экономика»

Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.

2

  1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».

Учить детей слушать и понимать, чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

3

  1. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Пыть-Ях», «Природа г. Пыть-Ях»
  2. Просмотр  презентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Пыть-Ях»

Продолжать знакомить с профессиями людей нашего города, воспитывать уважение к людям разных профессий.

4

Аппликация «Друзья Гнома Эконома»

Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

Работа с родителями

  1. Экскурсия в сберегательный банк города.

   

     д

е

к

а

б

р

ь

1

Беседа «Это что за магазин?»

Расширять и обобщать представления о магазинах, их классификации и назначении.

2

  1. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»

Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.

3

Игра «Купи подарок другу»

Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. 

4

  1. Проблемная ситуация «Удачная покупка» 

Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

Работа с родителями

Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

я

н

в

а

р

ь

Лего-конструирование «Зоопарк нашей мечты»

- Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.

- Развивать речь, внимание.

2

  1.  Составление карты «Потребности животных»

Игра в лабиринт «Дом для зайчика»

Воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье.

3

  1. Составление карты «Потребности растений»

Закрепить знания детей о потребностях  растений.

4

Путешествие в мир экономики со сказочными героями.

 «Телефон»

К. И. Чуковский

Расширение представлений о разнообразии потребностей; привитие доброго отношения к живому миру.

Работа с родителями

Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.

ф

е

в

р

а

л

ь

1

Практическое упражнение «Собираемся путешествовать»

 Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных)

Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

2

Дидактическая игра «Наши потребности»

Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

3

  1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

4

Дидактическая игра «Хочу и надо»


Познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 

Работа с родителями

Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

м

а

р

т

1

Беседа «В мире современных профессий»

Закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.

2

«Кто работает в банке?» Создание проблемной ситуации в результате просмотра видеоролика.

Формировать представления детей о профессиях банковских служащих.

3

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

4

Игра «Кому что нужно»

Закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий. 

Работа с родителями

а

п

р

е

л

ь

1

  • Беседа «Какой товар лучше?»

Дать воспитанникам понятие «Спрос зависит от качества товара».

2

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам.

3

Дидактическая игра  «Что быстрее купят?»

Научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

4

Показ сказки К.И Чуковского:

«Федорино горе»

Проблемная ситуация: « О чем говорят вещи?»

Закрепить знания о том, почему нужно беречь товар.

Воспитывать бережное отношение к вещам, материалу, орудиям труда, которыми пользуемся.

Работа с родителями

Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

  • Изготовление товара – мороженого и его реклама

м

а

й

1

  • Игра – занятие «Мир рекламы»
  • Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.
  •  

Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда

(товары, услуги).

Развивать творческие способности.

2

Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара».

«В мире рекламы» (рисование детьми)

Научить осуществлять процесс рекламирования

3

 «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.

4

  • Игра-занятие «Ярмарка»

Закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.;

дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

Работа с родителями

Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые соревнования  «Монополия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

методическая разработка программы кружка «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программакружка по интересам«Юный финансист»для детей подготовительной к школе группы...

Кружок "Юный финансист"

Кружок был разработан для старшей группы.В этом кружке мы знакомили детей с деньгами, откуда они берутся и как зарабатывают их родители....