"Что такое Этикет?"
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Прокопченко Елена Геннадьевна
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в страну Этикета»

 

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом.

Программные задачи: 

формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках;

-умение правильно оценивать себя и других;

-закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Дети под музыку входят в зал, приветствуют друг друга.

Под спокойную мелодию заходит в зал Фея и здоровается с детьми.

Фея:  

Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Дети: Доброе утро!
Фея: Здравствуйте, ребята!  

Как я рада вас видеть!  (Дети здороваются).

Давайте познакомимся, меня зовут Фея Этикета.

(Дети называют свои имена).

Фея:

Очень приятно, я рада знакомству с вами! Ребята, а вы знаете, как правильно принято знакомиться? (Ответы детей).

При знакомстве смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Девочки, могут первые протянуть мальчикам руку, но это не обязательно. Называя свое имя, можно слегка наклонить голову или поклониться. Давайте попробуем.

Знакомство с детьми (проигрывание ситуации под музыку

«Здравствуй, друг!»).

Фея:

Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т.е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть культурным, вежливым, воспитанным человеком?

Ответы детей.

Ребёнок:

Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать?
Как сесть? Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Фея: 

Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами……что?

Дети. 

Гордиться.

Фея:

Знаете ли вы, что о человеке говорит уже внешний вид?   Культурный, воспитанный человек причёсан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.

Стук в дверь. Входит Незнайка. Волосы у него взлохмачены, щёки в саже, рубашка расстёгнута, туфли одеты неправильно.

Фея:

Здравствуйте. Как вас зовут? (отвечает)

 Что же с тобой случилось, Незнайка?

Незнайка:

Я сегодня должен был прийти в детский сад, но я проспал.

Фея: Да как же так?

Если в гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны прийти.
А почему, ты так неопрятно одет?

Незнайка:

Да я так торопился, подумал, и так сойдет.

Фея. 

Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А ведь я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение. Помогите Незнайке.

(Выходят 2-3 ребёнка причёсывают, застёгивают рубашку, вытирают салфеткой щёки, Незнайка переобувает туфли.)

Фея:

 Вот теперь порядок!

(Все дети садятся на места. Незнайка забывает их поблагодарить).

Фея: 

Ребята, вы помогли Незнайке привести себя в порядок, а он забыл что-то сказать вам. Что?

Дети. Спасибо.

Фея: 

Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

(Незнайка исправляет положение и говорит детям «спасибо»).

Ребята, посмотрите внимательно на себя со стороны, все ли вы опрятны. Неопрятными быть некрасиво, не забывайте об этом и никогда такими не будьте.

(Дети проверяют свой внешний вид).

Фея:

Ребята, а ведь вы, также, как и Незнайка, часто забываете говорить друг другу волшебные слова, а они так необходимы в жизни.

Все эти необходимые для общения слова вы прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них.

(Дети читают стихи о добрых словах).

1-й ребёнокДобрый день!

-«Добрый день!» - тебе сказали.

-«Добрый день!» – ответил ты.

Как две ниточки связали- теплоты и доброты.

2-й ребёнокДоброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребёнок. Здравствуйте!

- «Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

- «Здравствуй», - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребёнокСпасибо.

За что мы говорим спасибо?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

5-й ребёнок. Простите.

«Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я всё же забуду,

Простите, я больше не буду».

6-й ребёнокБудьте добры.

«Будьте добры»- это я говорю по секрету.

«Будьте добры»- и не ждите за это конфету.

«Будьте добры» - без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры.

Фея: 

Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.  (Дети аплодируют).

Фея: 

Ещё вы забыли слово – «Пожалуйста».

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам станет всем неуютно.

Слово это, словно ключик, золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик, звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду, слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу, всё на свете сбудется.

Да ребята, эти слова всем известны давно,

Видите, они все просты, и не новы.

Но я ещё повторю всё равно:

«Добрые дети, будьте добры и здоровы».

Аплодисменты!!!   (Детей побуждают аплодировать).

Фея:

А ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности, и они нам ещё сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие. А вы были, когда- нибудь в стране Этикета?  

А побывать там хотите? (Ответы детей). В мою страну могут попасть добрые, вежливые, аккуратные, опрятные, дружные, воспитанные дети. И среди вас есть такие?  (Ответы детей).

На чём же мы отправимся в эту загадочную страну, отгадайте загадку:

Дом по улице идёт, на работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.

Дети. Автобус.

 Фея:

Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.

   (Дети подходят к воспитателю и шагают).

Воспитатель. Раз, два!

Дети. Три, четыре!

 Воспитатель. Три, четыре!

Дети. Раз, два!

Воспитатель. Кто шагает дружно в ряд?

Дети.  Наш весёлый детский сад!

            Все ребята смелые, дружные, умелые!

(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков автобус).

Фея:

А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.

 В это время Незнайка достаёт из кармана обёртки от конфет и бросает их на пол.

 Фея:

Незнайка, что же ты делаешь?

Незнайка:

Да какой-то мусор у меня в кармане.

 Фея:

Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?

 (Ответы детей).

Фея:

Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах.

(Ответы детей).

Незнайка подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки.

Фея:

Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

Один из детей занимает место водителя.

Фея:

Вот и водитель нашего автобуса, и сейчас мы с вами поедем.

Дети садятся на стульчики.

Незнайка начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться.

Фея: 

Дети, обратите внимание на то, как ведёт себя Незнайка. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез с ногами на сидение и всё перепачкал. Можно ли так себя вести в общественном транспорте?

Дети. Нет, нельзя.

Фея:

Незнайка, так вести себя нельзя. Посмотри, как сидят ребята.

Я надеюсь, что ты усвоил правила поведения в общественном транспорте. Итак, наш автобус отправляется.

Ребёнок- водитель:

Следующая остановка «Поликлиника».

Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка». На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребёнок, одетый в костюм бабушки.

Фея:

Ребята, обратите внимание, в автобус зашёл пожилой человек,

Как должен поступить воспитанный пассажир?

Дети уступают место «бабушке».

Фея: 

Осторожно! Двери закрываются.

Ребёнок- водитель:

Следующая остановка магазин «Детский мир».

На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.

Фея:

 Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой».

 Как вы должны поступить?

Дети уступают место «Маме с дочкой».

  (Дети аплодируют).

Ребёнок- водитель:

Внимание! Следующая остановка «Городской театр».

Звучит музыка, дети «едут дальше». 

Фея:

Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперёд, а кому поможете.

 Дети стараются все выйти правильно.

Фея:

Мы с вами сейчас пойдем в театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета. Можно ли опаздывать к началу спектакля? Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления?  (Нет). Для того чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.

Все подходят к кассе. Воспитатель в роли кассира.

Кассир.        

Театр открывается! К началу всё готово!

Билеты предлагаются за вежливое слово.

1-й ребенок.           

Добрый день! Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил: «Дайте лучшие места, пожалуйста».

Кассир.        

Вот, «пожалуйста!»

  Дети по очереди покупают билеты за вежливые слова.

Незнайка сначала стоит равнодушно в стороне, потом прорывается к кассе, расталкивая детей.

 Незнайка:

 Всё, устал уже стоять. Кассир, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

Незнайка: У меня такого нет.

Кассир: Ах! У вас такого нет? Не получите билет.

Незнайка: (стучит и топает ногами)

Дайте мне - билет!

Кассир: Нет и нет!

Фея:  

Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет  Незнайке?

Дети. Так грубо и невежливо нельзя себя вести.  

Незнайка извиняется, покупает билет за вежливое слово и заходит со всеми вместе в зрительный зал, толкая сидящих ребят.

Фея:

 Незнайка, я хочу тебе напомнить, что если Ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим. Ребята, кто это может продемонстрировать?

 (Ребёнок, по желанию, показывает, как правильно занять свое место. Звучит лирическая музыка. Начинается представление. Показ кукольного театра «Вежливые слова»).

(Дети – зрители и воспитатели аплодируют).

Фея:

Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актёры выходят на сцену и кланяются. Эта - театральная традиция -  проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать её. А сейчас антракт!  Что делают зрители в антракте?

Дети отвечают. 

Фея:

Я предлагаю пройти в театральный буфет.

 Незнайка:

Эй, ребята, налетайте, сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней, друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфет, и печенья не давай.

Лучше это угощенье по карманам распихай!

Фея:

Незнайка, остановись. Наши дети никогда так себя вести не будут. Правда, ребята?

Вежливые и воспитанные дети много знают и умеют.

Например, они для начала возьмут то что им нужно в буфете, заняв очередь. И конечно ничего не будут толкать в карманы, а накроют стол, по всем правилам столового этикета.

И, если ты желаешь научиться, научат и тебя.

Присядь и посмотри, как ребята быстро и правильно накроют на столы.

(Выходят две пары детей и проводится игра. Фея проверяет, правильно ли выполнено задание, все ли столовые приборы стоят на местах и почему они должны быть расположены именно так).

Молодцы, всё сумели, всё успели аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить чашки и тарелки,

Не забыли постелить чистые салфетки.

Чашки, ложки лежат в ряд, столы накрыты для всех ребят.

Вы сегодня славно потрудились, я вам хочу сказать большое спасибо. Мне очень хочется, чтобы вы, ребята, всегда доброжелательно относились друг к другу, никогда никого не обижали, не оскорбляли. Ну, и конечно же дома мамам помогали накрывать на стол. Вели себя всегда прилично, вы ведь теперь воспитанные дети! И за это Вам моё угощенье.

(Фея передаёт воспитателю поднос с угощением. Дети благодарят).

Но это ещё не всё. Для каждого из вас у меня ещё есть небольшие награды.

Фея открывает сундучок, достаёт медальки. Дети решают сами, кого какой медалью наградить. (Медали со следующими надписями: «За вежливость»; «За участие в путешествии по стране Этикета!»; «За желание помочь!»; «Самой старательной!»; «Самому внимательному!»; «Самому воспитанному!»; «Самому старательному!»; «Самому вежливому!») 

Фея:

Ну вот, друзья, мои, пришло время нам с вами прощаться!

Наше небольшое путешествие подошло к концу.

Сотни правил в ЭТИКЕТЕ,
Вы все не выучите враз.
Но, пожалуйста уж, дети,
Вы не огорчайте нас.
Подрастая, изучайте,
Изучайте ЭТИКЕТ.
Изучая, подрастайте
И живите много лет!
В ЖИЗНИ ВАШЕ ВОСПИТАНИЕ
ЖДУТ БОЛЬШИЕ ИСПЫТАНИЯ!
Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придётся за вас краснеть. До свидания, жду вас в гости ещё раз в «Волшебную страну Этикета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...