Боремся с синдромом профессионального выгорания. Мастер-класс для педагогов
методическая разработка

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты энергии, проявляющийся в состоянии истощения, физического утомления, личностной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат стресса на рабочем месте.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boremsya_s_sindromom_professionalnogo_vygoraniya.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Боремся с синдромом профессионального выгорания

Мастер-класс для педагогов

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты энергии, проявляющийся в состоянии истощения, физического утомления, личностной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат стресса на рабочем месте.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

Цель: развитие чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях, профессиональное развитие личности через расширение сферы осознания себя и других.

Упражнение  «Друг к дружке»

Вам необходимо будет делать очень-очень быстро. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать партнера и крепко пожать ему руку. А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам будет нужно очень быстро «поздороваться» друг с другом:

- правая рука к правой руке!

- спина к спине!

А теперь быстро – быстро найдите себе нового партнера и пожмите ему руку. 

Упражнение  «Поздоровайтесь»

Поздоровайтесь следующими частями тела:

- левая рука к левой руке!

- плечо к плечу!

- пятка к пятке!

Упражнение «Виртуальное путешествие»

Слово ведущего: Чтобы поднять настроение, я вам предлагаю поиграть в игру «Виртуальное путешествие». Сейчас, мы с вами, по очереди будем бросать мяч по кругу, сообщая тому, кому вы бросаете мяч, в какое виртуальное путешествие вы его отправляете. Например, в холодильник, на пальму, на диван, в Древнюю Грецию и т. д. Тот, кто поймал мяч, должен назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. 

Упражнение  «Встреча»

Включается приятная расслабляющая музыка.

Слово ведущего: А сейчас сядьте удобнее. Если вы хотите откашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Ваши руки лежат совершенно спокойно. Ваши ступни расслаблены. Все ваше тело отдыхает…. поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните….

Обратите внимание на то, как вы одеты, какое у вас выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно себя рассмотреть…. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда будете готовы, вы откроете глаза.

Обсуждение:

Опишите себя в детстве и тот образ, который сейчас возник в вашем воображении.

Опишите ваши переживания и впечатления.

Слово ведущего: Как вы уже поняли, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «Наше детство». А сейчас я вам буду показывать фотографии каждого нашего педагога, а вы постараетесь узнать его и назвать имя.

Демонстрируются на экране детские фотографии, педагоги рассматривают и называют имена. 

Упражнение  «Здравствуй, здравствуй!»

Слово ведущего: У каждого из вас были друзья. Давайте, вспомним, свои детские ритуалы приветствия, каким образом мы здоровались со своими друзьями. Ответы педагогов.

А теперь давайте поздороваемся новым способом. Разбейтесь на пары, встаньте напротив друг друга. Я буду произносить стихотворение-приветствие, а вы будете выполнять соответствующие действия:

Здравствуй, друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дёргают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

Педагоги остаются на своих местах (парами)

Упражнение «Посещение зоопарка»

Слово ведущего: В детстве все мы любили ходить в зоопарк. Мы сейчас поиграем в игру «Посещение зоопарка». Один присаживается на стул, а другой становится сзади него. Потом меняются местами.

Я тем, кто стоит, буду говорить, что делать. Итак,

В зоопарке утро. Служащие зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные) .

Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

Упражнение «Водопад»

Включается приятная расслабляющая музыка.

Слово ведущего: Мы с вами немного устали, давайте отдохнем. Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох….

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза. (Педагоги делятся впечатлениями).

Упражнение  «Стряхни»

Слово ведущего: Я хочу показать вам как, можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака. Она трясёт спиной и головой так сильно, что вся вода брызгами разлетается в стороны. Вы можете сделать примерно, то же самое. Встаньте так, чтоб вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжёлые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с вас, как вода с собаки. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет ещё полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки. Теперь отряхните лицо и послушайте, как смешно меняется ваш голос когда трясётся рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь всё бодрее и веселее, будто заново родились (всего 30-60 секунд).

Слово ведущего: Я буду говорить фразу, а вы продолжите ее.

- В детстве папа (мама) меня называл (а).

- В детстве я больше всего любила.

- Маленькой я мечтала стать…

А теперь давайте вспомним самый радостный день своего детства (небольшое групповое обсуждение).

Упражнение  Рефлексия занятия

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что получили нового?

Ритуал прощания «Аплодисменты»

Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

В детстве все мы любили сладкое, я сейчас вам предлагаю попить чай со сладостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»

Тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов – путь к гармонии»...

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Практикум: "Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов"

Представлены занятия по снятию психоэмоционального напряжения воспитателей...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

предупреждение синдрома профессионального выгорания педагога

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности». В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога...

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...