Метадическая разработка "Формирование образа "Я" у дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Афимьина Екатерина Васильевна

Методическая разработка "Формирование образа "Я" у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: формирование образа «Я» у дошкольников.

Автор: Афимьина Е.В.

Оглавление

1.Современное состояние проблемы формирования образа «Я» у дошкольников.

2 Диагностика особенностей формирования образа «Я» у дошкольников.

3 Пути развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста.

4 Список информационных источников.

Формирование образа «Я» у дошкольников: теоретический аспект.

1.Современное состояние проблемы формирования образа «Я» у дошкольников.

Проблема формирования образа «Я», в том числе и у дошкольников, на

сегодняшний день приобретает особую актуальность. Значительное внимание данной проблеме было уделено в трудах российских и зарубежных психологов, таких как К.А. Альбуханова, А.С.Арсентьева, Р.Бернс, А.В.Иващенко, А.Маслоу, К.Роджерс, С.А.Рубинштейна и других.

Анализируя работы российских и зарубежных исследователей в области

психологии можно сделать вывод об отсутствии однозначных трактовок понятия образа «Я».

Знания индивида о себе формируются и аккумулируются в течение всей жизни отдельной личности, и каждый возрастной этап отличается возникновением тех или иных жизненных новообразований, характерных именно для данного этапа. При этом выбор дошкольного возраста для проведения исследования был сделан не случайно.

Именно дошкольный возраст, будучи базисом в осознании детьми самих себя, а также своих мотивов и потребностей, играет особо важную роль в процессе становления личности.

По мнению многих психологов, первые пять лет жизни ребенка во многом

являются определяющими в формировании структуры личности и основ образа «Я». Маяки для становления образа «Я» и самооценки, сформировавшиеся в детстве, сохраняются на протяжении всей жизни индивида и от них, как правило, достаточно сложно, а порой и невозможно избавиться. Как следствие, в данный период важно обеспечить основу для гармоничного становления и развития образа «Я» личности. В

данном ключе чрезвычайную актуальность приобретают проблемы формирования образа «Я» детей дошкольного возраста.

1.2. Современное состояние проблемы формирования образа «Я» у

дошкольников

Проблема формирования образа «Я», в том числе и у дошкольников, на

сегодняшний день приобретает особую актуальность. Значительное внимание данной проблеме было уделено в трудах российских и зарубежных психологов, таких как К.А. Альбуханова, А.С.Арсентьева, Р.Бернс, А.В.Иващенко, А.Маслоу, К.Роджерс, С.А.Рубинштейна и других. По представлению большинства психологов, социализация ребенка, выстраивание взаимоотношений в обществе, базируется на самосознании, представлениях о себе, которые формируются у ребенка.

Говоря об актуальности проблемы формирования образа «Я» дошкольников

целесообразно отметить и тот факт, что проблема самосознания относятся к числу наиболее сложных в психологии. Подтверждением тому служит увеличение объема

работ, которые посвящены проблемам формирования образа «Я» детей дошкольного

возраста и направлены на раскрытие содержательного смысла столь сложного

феномена.

Анализирую современные теории и концепции можно отметить, что

разработкой проблемы формирования образа «Я» детей дошкольного возраста в

педагогической и психологической науке и практике начали заниматься относительно

недавно. Вместе с тем именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент,

который в будущем определяет уровень успешности становления и развития личности.

От того, насколько успешно будет происходить формирование образа «Я» у

дошкольников во многом зависит возможность становления полноценной личности.

Становление образа «Я» является отраженным процессом. Как отмечал С.Л.

Рубинштейн «человек осознает свою самость лишь через отношения с окружающими

его людьми. Задачи познания окружающего мира и познания себя должны решаться в

дошкольном возрасте взаимодополняя и взаимообогащая друг друга». [10, с.135]

Знания индивида о себе формируются и аккумулируются в течение всей жизни

отдельной личности, и каждый возрастной этап отличается возникновением тех или

иных жизненных новообразований, характерных именно для данного этапа. Как

отмечает М.В. Корепанова «господствующей концептуально-мировоззренческой

основой всего многообразия научных представлений о развитии образа Я личности (Я-

концепции) провозглашается возрастной принцип». [7, с.74]

Дошкольный возраст отличается своей уникальностью в контексте значимости в

жизни человека. В это время происходит активное познание окружающей

действительности, развиваются познавательные способности, осознается свое место в

мире вещей и людей. При этом в течение всего дошкольного возраста представления

ребенка о себе меняются существенным образом. Дошкольник начинает выделять себя

среди других, более реально осознавать свои возможности, отношение окружающих к

себе, а также детерминанты этого отношения.

Результаты современных исследований показывают, что образ «Я» начинает

формироваться с раннего детства в процессе общения и взаимодействия с взрослыми.

Исследования современных ученых, таких как Г.М.Андреева, О.В. Хухлаева и др.,

доказывают, что становление сознательного «Я» может происходить лишь в рамках

социального процесса.

Представление ребенка о себе, также его отношение к себе не относятся к числу

врожденных качеств. Вместе с тем, маяки для формирования образа «Я» и самооценки,

сформировавшиеся в детстве, сохраняются на протяжении всей жизни индивида и от

них, как правило, достаточно сложно, а порой и невозможно избавиться.

По мнению многих психологов, первые пять лет жизни ребенка во многом

являются определяющими в формировании структуры личности и основ образа «Я».

При этом дети, общаясь преимущественно с людьми, входящими в круг их семьи, во

всех отношениях становятся зависимыми от них. Поэтому родители, братья и сестры

выступают для него как наиболее значимые другие, с ними ребенок взаимодействует

ежедневно. [2, с. 131]

Помимо людей, составляющих круг семьи ребенка немаловажную роль в

формировании образа «Я» играет и общение со сверстниками. Данный факт был

отмечен и Э.Эриксоном. Именно в общении и взаимодействии со сверстниками

происходит существенное расширение образа «Я» ребенка.

В возрасте от1,5 до 3-х - 4-х лет формирование образа «Я» ребенка

характеризуется стремлением ребенка к освобождению от полной зависимости

взрослых. Как следствие, ребенок стремится делать все сам, отказываясь от помощи.

При этом, даже выказывая стремление к независимости, дети, в любом случае,

ощущают потребность в одобрении и поддержке, как взрослых, так и сверстников.

Однако взрослые, как правило, из соображений безопасности либо по каким-либо иным

причинам, стремятся ограничить активность ребенка, вследствие чего могут возникать

конфликты, которые могут детерминировать у детей чувство неуверенности в себе,

собственных силах и своей независимости. Подобного рода кризисы, а вернее варианты

их разрешения, также оказывают существенное влияние на формирование «Я-

концепции» в будущем.

Следующий этап в формировании образа «Я» дошкольника начинается

примерно с 4-хлетнего возраста, когда у ребенка формируется образ того, каким он

возможно станет. Данный этап характеризуется высоким уровнем активности

познавательной деятельности. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники

задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы

ботинки, хорошие они дети или плохие и т.д. [3,c.89]

Образ «Я» дошкольника на данном этапе, как правило, включает в себя два

элемента:

- реальный образ Я

- Я-перспективное, отражающее то, на что ориентирован ребенок.

Основным новообразованием в контексте формирования образа «Я»,

появляющимися к окончанию дошкольного возраста у детей являются первичные

формы самосознания, которые проявляются:

- в знании, а также оценке своих качеств и возможностей;

- в осознании своих эмоций и чувств.

Особая роль в формировании образа «Я» детей дошкольного возраста отводится

переживаниям ребенка. Данный вопрос относится к числу ключевых в исследованиях,

посвященных проблемам формирования «Я-концепции» дошкольников.

Бесспорно, в исследовании формирования образа «Я» невозможно

ограничиваться лишь внешними условиями и обстоятельствами жизни ребенка. Не

меньшую роль играет анализ внутреннего плана проецирования этих условий и

обстоятельств и именно переживания выступают показателем такого проецирования.

Данное мнение относительно переживаний поддерживается и Л.С. Выготским, который

указывал на то, что «переживания и есть такая простейшая единица, относительно

которой нельзя сказать, что она собой представляет - средовое влияние на ребенка или

его особенность. Переживание надо понимать как внутреннее отношение ребенка как

человека к тому или иному моменту действительности».[4, с. 160]

Подводя итоги важно отметить, что в дошкольном возрасте образ «Я» ребенка

отличается наименьшей структурированностью и высокой пластичностью, а

межличностное общение в его формировании играет особенно важную роль в силу

значимости для самого ребенка. Собственный опыт детей дошкольного возраста

слишком мал, как следствие они принимают на свой счет любые характеристики, как

позитивные, так и негативные. В этой связи основы образа «Я» ребенка формируются

под влиянием установок того, с кем он регулярно общается (как правило, это родители,

а также сверстники). Не менее важную роль в формировании образа «Я» детей

дошкольного возраста играют и их переживания, которые отражают отношение детей к

влиянию тех или иных условий и обстоятельств. Как отмечает Л.И. Божович «понять

влияние среды на формирование возрастных особенностей ребенка можно только в том

случае, если учитывать как изменения в среде (например, при переходе из детского

сада в школу), так и изменения в самом ребенке, обусловливающие характер влияния

среды на его дальнейшее психическое развитие. [3, с.88]

Особая значимость и важность дошкольного возраста в становлении образа «Я»

индивида и развитии его в будущем, в конечном счете, обусловливает чрезвычайную

актуальность исследования проблемы формирования образа «Я» детей дошкольного

возраста.

2. Диагностика особенностей формирования образа «Я» у дошкольников: содержание и методика исследования

Диагностика особенностей формирования образа «Я» проводится среди детей, образующих группу старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Выбор данной возрастной группы обусловлен тем, что для детей данной возрастной группы характерно формирование адекватной дифференцированной самооценки. Именно самооценка индивида определяет его позиции в жизни, стиль поведения, а также весь комплекс оценок, выступая, тем самым, одним из ключевых элементов образа «Я». Касательно детей дошкольного возраста самооценка является показателем отношения детей к самим себе, интегрируя опыт его жизнедеятельности, а также взаимодействия с людьми

Для диагностики особенностей формирования образа «Я» ребенка можно использовать методику «Изучение сформированности образа «Я» и самооценки». Проведение диагностики предусматривает следующие этапы:

1. Подготовительный этап. На данном этапе должны быть подготовлены вопросы, которые предназначены для выяснения отношения детей к самим себе, а также отдельным психологическим свойствам человека, которые являются привлекательными либо непривлекательными. Перечень вопросов включает в себя следующие:

- Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похожим на него. Какой это будет человек? Каким бы ты хотел быть? На кого ты бы хотел быть похож?

- Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть на него похож. Какой это будет человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?

- Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам? Нарисовать шкалу с делениями от -10 до +10 (центр обозначить «0»), подобрать фишку.

2. Этап непосредственного проведения исследования. Данное исследование включает в себя две серии:

- Первая серия, предполагающая проведение беседы по вопросам, которые были перечислены ранее.

- Вторая серия, предусматривающая предъявление ребенку шкалы с теми, характеристиками, которые были названы детьми при даче ответов на вопросы, а также стандартного набора антонимов: «хороший-плохой», «умный-глупый», «сильный-слабый» и т.п. Далее экспериментатор излагает детям инструкцию следующего содержания: "На этой шкале - все люди на свете: от самых добрых до самых злых (показ сопровожден перемещением руки по шкале в направлении сверху вниз), от самых злых до самых добрых (сопровождается обратным движением руки по шкале) На самом верху располагаются все самые добрые люди в мире, в самом низу - самые злые, посередине - средние. Где ты среди всех этих людей? Отметь свое место фишкой". После того, как ребенок определится с выбором, ему задается вопрос: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким бы хотел быть".

Таким образом, идеальную и реальную самооценки необходимо произвести по разнообразным индивидуально-психологическим качествам несколько раз.

Обработка результатов исследования имеет следующий порядок. Итоги беседы и ответы на вопросы (первая серия) позволяют выявить наличие, а также характер представлений ребенка о себе, его интересы, а также ценностные ориентиры.

Вторая сессия позволяет оценить и сопоставить количество детей, обладающих максимально высокой самооценкой с количеством детей, обладающих дифференцированной самооценкой.

Обобщение результатов по первой и второй сессиям позволяет выяснить сформированность у детей образа «Я».

2.2. Пути развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста

Как известно, оценка и самооценка детей дошкольного возраста имеют эмоциональный характер. В этом возрасте образ «Я» ребенка складывается в соотнесении с образами окружающих его детей и взрослых. Как следствие имеет место переплетение индивидуального опыта с опытом общения. Со временем общение со сверстниками приобретает все большую роль и в конечном итоге становится одним их ключевых факторов формирования личности и образа «Я». Учитывая данное обстоятельство, можно использовать общение со сверстниками как один из инструментов формирования и развития образа «Я» детей дошкольного возраста. При этом формирование образа «Я» дошкольников в процессе общения со сверстниками должно носить поэтапный характер.

Первый этап направлен на познание себя посредством совместных игр и занятий в компании со сверстниками. При этом процесс познания себе происходил через призму формирующихся представлений о себе и о сверстниках.

Второй этап имеет целью сформировать адекватное восприятие себя ребенком посредством преодоления диссонанса между позитивной самопрезентацией и оценкой его со стороны сверстников. В данном контексте важно, чтобы ребенок научился делиться своими чувствами и переживаниями, а игры и тренинговые упражнения  призваны помочь ребенку познать внутренний мир своих переживаний, а также научиться их анализировать и контролировать.

Третий этап ориентирован на идентификацию детьми дошкольного возраста своего «Я» через призму противопоставления себя другим. Таким образом становится возможным достижение такой ступени самосознания, которая находит выражение в признании себя неповторимой и уникальной личностью.

При всей важности общения со сверстниками в формировании образа «Я» все же не менее важную роль играет в данном процессе общение с взрослыми. Оценка ребенка дошкольного возраста со стороны взрослого относится к числу ключевых и первостепенных факторов, определяющих оценку ребенком самого себя. Взрослые детерминируют возникновение  и развитие у детей оценочной деятельности. В данном контексте важно, чтобы взрослый в процессе оценочного воздействия на ребенка умел правильно выразить свое доброжелательное отношение и смягчить отрицательную оценку, аргументировано выражать требования и оценки в отношении ребенка. Обеспечение баланса положительных и отрицательных оценок обеспечивает формирование благоприятных условий для становления и развития целостного и гармоничного образа «Я» детей дошкольного возраста.

Важно отметить, что не всегда процесс формирования образа «Я» детей дошкольного возраста идет гладко. Намного чаще встречаются различного рода проблемы в данной области. Как следствие возникает необходимость педагогической поддержки для обеспечения развития и коррекции образа «я» детей дошкольного возраста. Особенность развития и коррекции «Я концепции» у детей дошкольного возраста состоит в том, что восприятие себя, формирование основ личности, отношения к себе происходит у дошкольников не через учебный процесс, а посредством игры. В данном контексте, безусловно, увеличивается роль общения со сверстниками, поскольку отсутствие у детей дошкольного возраста друзей ли взаимопонимания со сверстниками сделает малоэффективными какие бы то ни было игровые приемы и общение со взрослыми.

В целом же применение инструментов педагогической поддержки для развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста показывает свою эффективность. Для реализации механизма педагогической поддержки предполагается использование системы игровых занятий, которая преследует следующие основные задачи:

- способствовать формированию у детей желания высказывать свое мнение, вносить предложения при обсуждении той или иной темы;

- научить детей построению предположений, импровизации;

- научить детей умению слушать и использовать факты, которые были получены от других участников игры;

- научить детей принимать собственное решение, исходя из нравственной оценки.

Методы игрового проектирования проблемных ситуаций могут быть использованы как в работе с группой детей, так и в индивидуальной работе с конкретным ребенком.

Выбор методов игрового проектирования для развития и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста обусловлен тем, что игра является ключевым видом деятельности детей данной возрастной группы. Однако при моделировании игровой ситуации необходимо учитывать ряд моментов:

- при построении игровых моделей необходимо учитывать интересы и возможности детей, а также возраст и социальный опыт;

- игровые модели должны предусматривать момент импровизации, а также возможность использования альтернативных компонентов в случае неожиданного изменения условий;

- при выстраивании игровых моделей важно брать в расчет общие проблемы группы.

Как правило, при выборе темы целесообразнее использовать ситуации из жизни детей конкретной группы.

В реализации любой игровой модели возможно выделение трех этапов:

1. подготовительный этап

2. этап определения возможных способов завершения предлагаемой ситуации;

3. этап построения пути от следствия к причине.

На подготовительном этапе педагог сообщает тему и описывает конкретное событие, ситуацию или игру. При этом дается характеристика героям, происходит распределение ролей. На данном этапе необходимо привлечь детей к игре. Для этого может быть предложено, например, инсценировать кукольный театр, где игрушки будут участниками конфликта, а дети  должны будут оказать им помощь в примирении.

На следующем этапе происходит конкретизация ситуации, определяются границы возможного поведения, нормы этики и т.п. Для этого, педагог обращается к напоминанию о произошедшей ситуации или конфликте, при этом не конкретизирую участников. Далее детям предлагается ответить на вопрос была ли реальная ситуация завершена в том же ключе, что и разыгранная ими.

Третий этап предполагает приобщение детей к анализу ситуации, а также сочетанию  разнообразных путей выхода из нее, что в конечном итоге поможет детям установить взаимосвязь между причиной и ее последствием.

Как уже неоднократно отмечалось, дошкольный возраст играет чрезвычайно важную роль в формировании образа «Я» не только в детстве, но и во всей дальнейшей жизни. Это уникальный и решающий период в развитии ребенка. Именно в это время происходит закладывание основ личности, выработка воли и произвольного поведения, происходит активное развитие воображения, творчества, общей инициативности. В этой связи чрезвычайно важно целенаправленно использовать все механизмы формирования и коррекции образа «Я» детей дошкольного возраста.

         Список информационных источников

1. А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. -2012. № 6.- С.4-11

2. Г.С. Абрамова Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. - М: Академический проспект, 2000. -624с.

3. Л.И. Божович Личность и формирование ее в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008.- 398с .

4. Л.С.Выготский Развитие личности и мировоззрение ребенка // Выготский Л.С. Психология личности: в 2т. Самара, 1999. -Т.2 – 442с.

5. Интегральная индивидуальность, Я- концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. – М.: Смысл, 2004. – 319 с.

6. С.А. Козлова Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.

7. М.В.Корепанова Особенности становления образа «Я» ребенка в дошкольном возрасте // Известия Саратовского университета. 2009. Т.9. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып.4 – С. 74-79.

8. Е.В. Малютина Педагогические условия развития образа Я ребенка дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. – 2013. № 7. – С.86-94

9. Е.В.Малютина Особенности формирования образа Я дошкольника в социуме // Современные гуманитарные исследования. – 2011. № 4(41). -С. 89-91.

10. С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. – 720с.

11. И.М. Слободчиков К вопросу о развитии «образа Я» в предшкольный период детства // Психологическая наука и образование. – 2004. - №1. – С.18 - 21.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-метадическое пособие: Коллажи. "Обучающие игры по валеологии".

Коллажи-учебные пособия, выполняющие следующие задачи:1-Развитие зрительной памяти,2-Умение говорить, рассказывать,3-Обучающая задача, содержат различную информацию. Коллаж  "Наш нос и уход ...

Метадическая разработка занятия по программе "Кругозор": Тема: "Как устроена улица".

Метадическая разработка занятия по программе кругозор. Тема: "Как устроена улица"....

Метадическая разработка для детей средней группы на тему "Овощи и Фрукты"

Материал для ознакомления детей с овощами и фруктами....

Метадическая разработка занятия непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром

Актуальность данной работы заключается в систематизации материала по знакомству детей с домашним трудом взрослых...

метадическая разработка

Представление инового нестандартного спортивно-игрового пособия в ДОУ...

Метадическая разработка "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников "

Система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....