Выступление на педсовете на тему: «Особенности организации предметно-развивающей среды по развитию речи в этнокультурном пространстве»
учебно-методический материал

Организация предметно-развивающая среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_na_tem2.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

 «Особенности организации предметно-развивающей среды по развитию речи в этнокультурном пространстве»

       Актуальность данной темы обусловлена необходимостью создания предметно-развивающей среды в ДОУ ,способствующей развитию речи дошкольников в этнокультурном пространстве.                          

  Целенаправленная работа по речевому развитию ребёнка будет проходить более успешно при условии создания обогащённой предметно-развивающей среды.

     Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку , рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

     Важнейшим условием для реализации этнокультурного  и регионального компонентов является насыщенная и соответствующая ФГОС ДО и образовательной программе ДОО развивающая предметно –пространственная среда.

     Нет ни одного народа , равнодушного к своему прошлому. Единственная возможность не потерять связующую нить с нашим прошлым – говорить о нём нашим детям. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства , но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в её возрождении; самореализовать  себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и всё, что связано  с народной  культурой: чувашские народные танцы, фольклор ( считалки, стихи, потешки, прибаутки), народные игры.

     Как отмечает З.А. Богатеева, приобщение ребёнка к традициям национальной культуры должно начинаться в раннем детстве с освоения родного языка, эмоционального отклика на народные игрушки, иллюстрации, потешки, песенки. Постепенного расширения круга общения с людьми, знакомства с предметами национального искусства, ремесла, усвоения норм и правил поведения в семье и общества по мере роста и развития ребёнка.

     Национально- культурная образовательная среда способствует приобщению детей к миру культуры родного края через сказки, мифы , легенды, детскую литературу.

     Развивающая предметно-пространственная среда по развитию речи должна соответствовать современным требованиям , обозначенным в ФГОС дошкольного образования и дополняется национально-культурным содержанием. Это могут быть книги, ИЛЛЮСТРАЦИИ художников национальной детской литературы , изделия народного искусства, репродукции картин художников Чувашии, портреты художников, писателей, поэтов, Видео- и аудиозаписи произведений художественной литературы в исполнении артистов чувашских театров и авторов и др.

     При освоении новых подходов к организации развивающей среды, и в частности планировки группового пространства, педагогам обязательно нужно понять смысл перемен и целесообразность их использования. Важно, чтобы у педагогов возникли собственные убеждения относительно содержания и наполнения развивающей национально- культурной среды, которую они создают и ежедневно используют в группах.

     Помещение группы должно разделено на уголки( центры) развития, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для чтения( восприятия), творческо- изобразительной деятельности и игр. Воспитатели должны серьёзно подходить к отбору национально-культурных материалов  для детских уголков  развития , которые соответствуют лучшим образцам чувашской, татарской, мордовской культуры, литературы; обеспечивает его дальнейшее духовно-нравственное развитие ; соответствуют интересам  и уровню развития ребёнка; доступны и привлекательны; систематизированы и снабжены надписями и символами. Материалы заменяют по мере того, как дети приобретают новые навыки, знания, как появляются новые интересы.

     В качестве центра речевого развития  могут выступать:

           - книжный уголок;

           - уголок драматизации и сюжетно-ролевых игр;

           - уголок художественного творчества и выставка ( детские рисунки, поделки, картины, иллюстрации и др.);

           - мини- библиотека « Читаем дома».

КНИЖНЫЙ  УГОЛОК (центр)

Это самый главный из  всех центров развития в группе по формированию у дошкольников интереса к литературному наследию своего и других народов. Через  внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов здесь нужно развивать стремление ребёнка к знакомству с творчеством  писателей, поэтов, проживающих на территории Чувашии и соседних республиках, народным фольклором.

     Воспитатель организует совместную деятельность и создаёт условия для самостоятельной деятельности детей. Обстановка уголка, книги и портреты писателей, художников- иллюстраторов способствуют  ведению познавательных бесед, обсуждению литературы, дети делятся впечатлениями, рассказывают друг другу любимые литературные произведения, рассматривают открытки и фотографии, слушают звукозаписи, организуют  выставки книжных новинок, играют в сюжетно-ролевые игры « Библиотека», « Книжный магазин», « Книжкина больница», « В гостях у сказки».

УГОЛОК  ДРАМАТИЗАЦИИ И СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Это место разыгрывания литературных  произведений средствами кукольного театра или самими детьми, исполняющими разные роли в инсценировках. Если площадь группового помещения позволяет , можно отдельно выделить «театральный уголок», если помещения недостаточно, можно разыгрывать спектакли в книжном уголке или уголке сюжетно- ролевых игр. Дети разыгрывают  роли из любимых народных сказок, выбирая и одеваясь в национальную одежду, театральные костюмы, используют национальные игрушки и домашнюю утварь.

УГОЛОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА И ВЫСТАВКА

Он развивает любознательность, воображение  и инициативу ребёнка. У дошкольников возникает интерес  к созданию поделок, масок, декорации, афиш мини- спектаклей по чувашским народным сказкам. Воспитатель предлагает детям самим нарисовать иллюстрации, знакомит с портретами и творчеством чувашских художников, организует  совместно с детьми выставки.

     В группах по внедрению этнокультурного компонента нужно организовать и оформлять  РППС , которая включает зону «Родной чувашский край».

      Зона «Родной чувашский край» должна содержать :

- подборку дидактических игр и пособий;

-подборку настольно-печатных игр ;

-картотеку пословиц , поговорок, потешек чувашского народа;

- иллюстративный наглядный материал;

-альбомы серии «Природа» (растительный и животный мир родного края);

-альбомы серии( «Декоративно-прикладное искусство Чувашии», «Чувашский орнамент») ;

-предметы декоративно-прикладного искусства : резьба из дерева , берестяные изделия. Народные игрушки, чувашские сувениры;

-иллюстрации к чувашским  народным сказкам ;

- альбом «Чувашские загадки в картинках»по тематике;

- альбом «Чувашские музыкальные инструменты»;

-символика Чувашской республики (гимн , флаг ,герб);

- картотека подвижных игр чувашского, татарского, мордовского народа;

- информационный материал , пособия , иллюстрации , книги по следующим  направлениям:

     « Культура Чувашской Республики» ( информация о писателях , поэтах ,художниках , композиторах , артистах и спортсменах республики);

     «История Чувашской Республики» ( информация о памятниках и памятных местах: площади , улицы, музеи, театры, парки, стадионы г. Чебоксары) ;

- журналы « Тетте» , «Пукане» и другие на чувашском языке ;

- Книжки – малышки;

- атрибуты к сюжетно-ролевым играм: куклы ,  сделанные своими руками ;

- фольклорный материал (аудиозаписи  с чувашскими песнями и мелодиями, колыбельные песни, сказки , пословицы и загадки);

- куклы в национальных костюмах (чувашские ,татарские, русские, марийские , мордовские);

- куклы-обереги , тряпичные куклы ( они помогают знакомить детей с народными традициями чувашей ).

      Окружающие предметы, пробуждающие  душу ребёнка, воспитывающие  в нём  чувство красоты ,любознательность , должны быть национальными.

Нужно широко использовать все виды фольклора ( чувашские сказки и легенды , песенки, хороводы). В УНТ как нигде сохранились особенные черты чувашского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с  чувашскими поговорками , пословицами, загадками, сказками , приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

     Также важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она , пленяя душу ребёнка гармонией и ритмом , способна увлечь ребят  национальным  изобразительным искусством.

     Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

     В заключении хочу сказать, что построение предметной среды – это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовывать самостоятельную деятельность ребенка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Выступление "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"

     Выступление на педагогическом совете с темой  "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"Выступающий: пе...