Выступление "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"
консультация

Литвинова Дарья Алексеевна

       Выступление на педагогическом совете с темой  "Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"

Выступающий: педагог I  категории Литвинова Д.А.

Цель: повышение уровня компетентности воспитателей при создании предметно-развивающей среды для познавательного развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС Дошкольного образования развивающая предметно – пространственная среда должна быть

  1. насыщенной,
  2. трансформируемой,
  3. полифункциональной,
  4. вариативной,
  5. доступной 
  6. безопасной.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития.

       Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Так же важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные ФГОС.

 Основными направлениями преобразования предметно-пространственной среды в группах детского сада являются:

  • отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров;

  • обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста;

  • обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей.

Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы –это зона стабильности.

В них должны быть:

-Сборно-разборная мебель;

-Игрушечная мебель;

-Ёмкости для хранения игрушек;

-Игрушки; -Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

       Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону-это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

Следует предусмотреть:

-Использование игрового спортивного оборудования;

-Кукольный театр;

-Костюмерную;

-Игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры, секторы( общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Важно иметь большое количество « подручных» материалов ( верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами и т д.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  • Игровых зон;
  • Зон уединения;
  • Современных игрушек;
  • Развивающих игр;
  • Дидактического и демонстрационного материала;
  • Материала для продуктивной деятельности;
  • Атрибутики для творческой деятельности;
  • Уголков экспериментирования;
  • Уголка природы;
  • Логопедического уголка;
  • Фонотеки, видеотеки;
  • Спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

      Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

      Развивающая предметная среда в детском учреждении служит, прежде всего, развитию детской деятельности. Известны разнообразные специфические виды деятельности, значении которых для нормального детства каждого ребенка общеизвестно. Среди них такие, как общение, предметная деятельность (разнообразные её формы), а также игра (различные виды), содержание которых существенно меняется с возрастом на основе накопления и обобщения опыта соответствующей деятельности. Это означает, что система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности.

      Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_oprs_litvinova.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете с темой

"Особенности организации предметно-развивающей среды в познавательном развитии дошкольников"

Выступающий: педагог I  категории Литвинова Д.А.

Цель: повышение уровня компетентности воспитателей при создании предметно-развивающей среды для познавательного развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС Дошкольного образования развивающая предметно – пространственная среда должна быть

  1. насыщенной,
  2. трансформируемой,
  3. полифункциональной,
  4. вариативной,
  5. доступной  
  6. безопасной.

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития.

Важно правильно подойти к вопросу создания развивающей предметно-пространственной среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребёнком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Так же важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные ФГОС.

 Основными направлениями преобразования предметно-пространственной среды в группах детского сада являются:

  • отказ от жесткого зонирования в размещении развивающих центров;
  • обогащение игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста;
  • обеспечение соответствия оборудования и материалов, их размещение в пространстве с учетом возрастных и половых особенностей детей.

Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы –это зона стабильности. В них должны быть:

-Сборно-разборная мебель;

-Игрушечная мебель;

-Ёмкости для хранения игрушек;

-Игрушки;

-Мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону-это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая мебель как часть игровой).

Следует предусмотреть:

-Использование игрового спортивного оборудования;

-Кукольный театр;

-Костюмерную;

-Игрушки-заменители.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры, секторы( общения, сюжетно-ролевых игр, строительно-конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, развития сенсорики, речи и грамотности, экспериментирования и исследований, спортивный) позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам, месту отдыха, месту уединения.

Важно иметь большое количество « подручных» материалов ( верёвок, коробочек, проволочек, колёс, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами и т д.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов. Здесь важна эстетическая организация среды. Не секрет, что основную информацию человек получает при помощи зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам – с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

Принцип этапности и учёта возрастных особенностей ребёнка отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметную среду, которая предполагает наличие:

  • Игровых зон;
  • Зон уединения;
  • Современных игрушек;
  • Развивающих игр;
  • Дидактического и демонстрационного материала;
  • Материала для продуктивной деятельности;
  • Атрибутики для творческой деятельности;
  • Уголков экспериментирования;
  • Уголка природы;
  • Логопедического

уголка;

  •  Фонотеки, видеотеки;
  • Спортивного инвентаря и оборудования и т.д.

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметная среда в детском учреждении служит, прежде всего, развитию детской деятельности. Известны разнообразные специфические виды деятельности, значении которых для нормального детства каждого ребенка общеизвестно. Среди них такие, как общение, предметная деятельность (разнообразные её формы), а также игра (различные виды), содержание которых существенно меняется с возрастом на основе накопления и обобщения опыта соответствующей деятельности. Это означает, что система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности.  

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...