методические рекомендации «Требования к организации предметно – пространственной среды по речевому развитию дошкольника»
методическая разработка по развитию речи

Лукина Ольга Николаевна

методические рекомендации по насыщению речевого центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rek._razvitie_rechi.docx33.47 КБ
Файл trebovaniya_k_rechevomu_wecompress.com_.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Д\С №12 г. Челябинска»

Методические рекомендации:

«Требования к организации предметно – пространственной среды по  речевому развитию дошкольника»

Подготовил воспитатель:

Лукина Ольга Николаевна

Челябинск 2023

Методические рекомендации:

«Требования к организации предметно – пространственной среды по  речевому развитию дошкольника»

 Подготовил воспитатель:

Лукина Ольга Николаевна

   В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться и общее интеллектуальное развитие. Развивающая среда и общение являются факторами, определяющими речевое развитие.   Среда представляет собой специально оборудованное пространство для игр.

    Цель речевого центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

В речевом центре необходимо отражать тему недели, так как это систематизирует знания детей, обобщает понятия по данной теме.

    Задачи:

  1. Формирование фонематического восприятия и слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного произношения звуков.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

    Материально техническое обеспечение: шкаф, зеркало,стол, стул, магнитофон, ноутбук, умная колонка, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

При подборе составляющих речевого центр необходимо учитывать:

  • соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • речевой центр  должен быть размещён рядом с книжным уголком;
  • важно, чтобы речевой центр была комфортен и эстетичен. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике речевого центра. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок и воспитывать бережное отношение к материалам и оборудованию содержащемуся в уголке;
  • игровой материал должен быть доступным для ребенка;
  • неотъемлемым атрибутом речевого центра должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», обычная кукла, би-ба-бо, марионетка. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Она может двигаться (с помощью взрослого или ребёнка), выполнять артикуляционную гимнастику, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, преподносить неожиданные сюрпризы и многое другое. Её способности вызовут у детей живой интерес, побудят к речевой активности.
  • не следует перегружать центр оборудованием.

В основу речевого центра  входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

  •  артикуляционной моторики логопедическое (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
  • пособия для развития речевого дыхания логопедическое  (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  • материал по звукоподражанию (музыкальные инструменты, пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  • игры и пособия по автоматизации звуков логопедическое  (предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров, альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  • материал по грамоте подготовительная – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках»«Учись читать»«Умные кубики»«Слоговые кубики»).

   Содержание речевого центра определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.

     Подбор игрового и дидактического материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.

    В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные схемы-картинки; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.

Развитие дыхания

Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание

Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков

Мелкие игрушки, предметные и сюжетные  картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.

 Лексики и грамматика

Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте

Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

Содержание речевого уголка определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими  и психологическими особенностями формирования речи детей.

Подбор игрового и речевого материала осуществляется учителем-логопедом и воспитателем совместно.

Требования к содержанию речевых уголков в возрастных группах

Младшая группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.

- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,

- Картинки с простыми сюжетами и действиями.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

- Игрушки-телефоны.

- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».

- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.

- Трафареты, шаблоны.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека речевых игр.

- Открытки о родном городе.

Средняя группа

- Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде  взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.

- Открытки для рассматривания.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

-  Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Открытки о родном городе, крае.

- Предметы быта и старины.

Старшая группа

- Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Альбомы или иллюстрации дополняются темами оРодине, о технике.

- Портреты художников-иллюстраторов.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Азбука букв различной фактуры.

- Альбомы  загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.

- Иллюстрации о памятниках и музеях.

- Карта России и родного края.

Подготовительная к школе группа

- Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются  тематические выставки с рисунками детей.

- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

- Альбомы  загадок, скороговорок, стихов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.

- Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

  . 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Методические рекомендации: «Требования к организации предметно – пространственной среды по речевому развитию дошкольника» Подготовил воспитатель: Лукина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Д\С №12 г. Челябинска»

Слайд 2

В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей

Слайд 3

Речевой центр включает в себя: шкаф , зеркало , стол, стулья, магнитофон, ноутбук, умная колонка, игровой, дидактический и наглядный материал.

Слайд 4

Р ечевой центр размещается рядом с книжным центром

Слайд 5

Неотъемлемым атрибутом речевого уголка являются игрушка – «одушевленный персонаж» , обычная кукла, би-ба-бо , марионетка, варежка. Логопедическая варежка

Слайд 6

Важный компонент речи - артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения

Слайд 7

Развитие речевого дыхания Футбол Картотека дыхательной гимнастики Трубочки для дыхания Вертушки Ленты

Слайд 8

Развитие мелкой моторики Играем с пальчиками Клубочки Массаж для рук Собери бусы, пуговицы Бигуди Угадай на ощупь

Слайд 10

Звукоподражание

Слайд 11

Музыкальные инструменты Атрибуты для звука подражания. Ходилки

Слайд 12

Автоматизация звуков Лекбук по временам года Картинки со звуками Иллюстрации

Слайд 13

Лексика и грамматика

Слайд 14

Развитие связной речи дошкольников

Слайд 15

Энциклопедии Магнитные доски Лекбуки К артотеки стихов, потешек , скороговорок, считалок, и др. Предлоги, синонимы, антонимы Дидактический «Куб»

Слайд 16

Лек бук «Профессии» Кроссворды по темам недели Художественная литература Ребусы Пословицы и поговорки Алгоритмы

Слайд 17

Подготовка к обучению грамоте Разные виды букв Дидактические игры Магнитные доски, наглядный ряд

Слайд 18

Отражение темы недели в речевом центре Дидактические игры Словестные игры Мнемотаблици Алгоритмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников МБДОУ

ull;Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в условиях современной ДОО

Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в условиях современной ДООАвтор доклада: старший воспитатель МБДОУ Д/с № 27 «Кораблик» Бушкова Варвара Евгениевна....

Консультация "Организация предметно-пространственной среды по речевому развитию в группах разного возраста"

Данный материал можно использовать воспитателями и старшими воспитателями при создании речевых центров в детском саду. Памятка для каждого возраста поможет вам в этом....

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Презентация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды для речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Организация развивающей предметно - пространственной среды по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФОП ДО

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения, умение общаться и общее интеллек...