Консультация "Организация предметно-пространственной среды по речевому развитию в группах разного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Данный материал можно использовать воспитателями и старшими воспитателями при создании речевых центров в детском саду. Памятка для каждого возраста поможет вам в этом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_rechevogo_tsentra_v_gruppe_po_vozrastam.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по организации речевого центра в группе

Ранний и младший возраст

  • Альбомы или иллюстрации по темам  «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние животные», «Одежда», «Посуда», «Мебель».
  • Картинки с простыми сюжетами и действиями
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  • Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».
  • Игрушки – телефоны.
  • Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?»
  • Альбомы загадок скороговорок, песенок, потешек, стихов.
  • Трафареты, шаблоны.
  • Игры для развития моторики.
  • Картотека речевых игр.
  • Открытки о родном городе.
  • Центр книги: по 2-5 экземпляров трех-шести книг, так как детям данного возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы (книги подбираем с учётом возраста детей: произведения русского фольклора - частушки, потешки, песенки, народные сказки о животных, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов);
  • Дидактические игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  • Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации)

Памятка по организации речевого центра в группе

Средний возраст

  • Альбомы иллюстрации по темам «Игрушки». «Семья, «Транспорт», «Домашние ивотные», «Одежда», «Посуда», «Мебель» в  среднем возрасте дополняются по темам о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года, о различных зданиях (архитектура).
  • Открытки для рассматривания.
  • Портреты писателей в соответствии с программой
  • Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».
  • Игры небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто кричит?»
  • Игры с картинками – загадками и предметными картинками по типу «Что изменилось?» «Найди пару?», «Найди отличия».
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.
  • Игрушки- телефоны, занимательные головоломки.
  • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  • Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Игры на развитие мелкой моторики.
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Открытки о родном городе, крае.
  • Предметы быта и старины.
  • Организация «Уголка интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
  • Центр книги: 5-6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на темы русских народных сказок. 1 раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.
  • Дидактические игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  • Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа)

Памятка по организации речевого центра в группе

Старший возраст

  • Центр книги: 7-8 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками). 1 раз в квартал оформляются тематические выставки с рисунками детей на заданную тему
  • Портреты писателей в соответствии с программой
  • Альбомы о Российской армии, о труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года о различных зданиях (архитектура) в старшем возрасте дополняются по темам о Родине, о технике.
  • Книги, созданные на рисунках детей на темы произведений детских писателей.
  • Портреты художников – иллюстраторов.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.
  • Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».
  • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
  • Азбука букв различной фактуры.
  • Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.
  • Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму
  • Игры для развития моторики, в т.ч. материал для изображения букв (верёвочки, шнурки проволока, камушки, песок, пластилин и др.).
  • Картотека словесных речевых игр.
  • Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
  • Заготовки для штриховки, кодирование, трафареты.
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, слоговые линейки.
  • Иллюстрации о памятниках и музеях страны (Москва, Санкт – Петербург).
  • Карта России, где отмечены флажками города.
  • Организации центра   речевого творчества: театры разных видов, альбомы детских загадок, книжки детских сказок, детские диафильмы, портреты литературных героев, сделанные детьми, и т.д. Специальные дидактические пособия, предназначенные для развития творческого воображения детей, творческих речевых проявлений (модели рассказов, сказок, загадок)
  • Дидактические игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  • Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка)

Памятка по организации речевого центра в группе

Подготовительный к школе возраст

  • Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
  • Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
  • Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости.
  • Картотека словесных речевых игр, в т.ч. игр на ассоциации, классификации, сравнения, пособия для литературных викторин, ребусы, рисуночные загадки и т.п.
  • Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, шнурки, проволока, камушки, песок, пластилин и другое).
  • Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
  • Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, обучению детей грамоте.
  • Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
  • Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
  • Организации центра   речевого творчества: театры разных видов, альбомы детских загадок, книжки детских сказок, детские диафильмы, портреты литературных героев, сделанные детьми, и т.д. Специальные дидактические пособия, предназначенные для развития творческого воображения детей, творческих речевых проявлений (модели рассказов, сказок, загадок)
  • Центр книги: дополняются детскими журналами, детскими красочными книгами с крупным шрифтом, книгами с развивающими заданиями. Наличие библиотеки книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей. Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
  • Дидактические игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
  • Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  • Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Представление группы по ФГОС ДО в предметно – пространственной развивающей среде по речевому развитию во второй группе раннего возраста.

В нашу группу ходят домашние дети, поэтому у нас ведется работа с родителями.На шкафчиках оформлены папки - передвижки.Здесь оформлен речевой уголок.Различные картотеки артикуляционных гимнастик и дых...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группе...

Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в группах с учетом ФГОС ДО

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.В такой среде возможно одновременное ...

Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии для детей дошкольного возраста.

Практическое использование предметно-пространственной среды в речевом развитии детей дошкольного возраста[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28422729","attributes":{"alt":"","class":"me...

Предметно-пространственная развивающая среда по речевому развитию во всех возрастных группах детского сада

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...