Предметно-пространственная развивающая среда по речевому развитию во всех возрастных группах детского сада
консультация по развитию речи

Сулынина Елена Александровна

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевое развитие 23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная развивающая среда по речевому развитию во всех возрастных группах детского сада.

Цель создания речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.

Задачи: 

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
  4. Закрепление навыков, полученных на занятиях.
  5. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие мелкой моторики.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.

Требования при соблюдении речевого уголка:

- Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало, игровой, дидактический, наглядный материал.
-  Дидактическое оснащение должно соответствовать  структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
-  Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме.
-  Речевой уголок желательно разместить с книжным уголком.
-  Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
-  Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
-  Не следует перегружать уголок оборудованием.
-  Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
-

 Уголок речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы.`

Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы

по развитию речи:


- развитие словаря ребенка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);
- подготовка к обучению и обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения);
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики. Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады, схемы; артикуляционная гимнастика на определённый звук в альбомах; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные диски и палочки.

Развитие дыхания. Разноцветные шарики, султанчики, пёрышки, вертушки, снежинки, колокольчики из фольги и т.д.

Развитие мелкой моторики. Сухой бассейн, шарики Су-джок, мячики, прищепки, бусы, трафареты, пальчиковые игры, составные буквы и т.д.

Звукоподражание. Шумовые инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки-звукоподражания, звуковые и звукобуквенные схемы, звуковые дорожки, лесенки, улитки, альбомы по звуковой культуре слова.

Автоматизация звуков. Мелкие игрушки, предметные и сюжетные  картинки, альбомы для автоматизации звуков, схема характеристики звуков, схема слова, стихи, потешки, скороговорки, чистоговорки, схема слова.

Лексики и грамматика. Предметные картинки по лексическим темам.

Развитие связной речи. Серии сюжетных картинок, всевозможные виды театров, библиотека детских книг, схемы по обучению рассказыванию.

Подготовка к обучению грамоте. Магнитная доска, наборы цветных магнитов, магнитных букв, слоговые и словесные таблицы и кубики для чтения, предметные картинки, кассы букв и слогов.

Основные направления организации речевой развивающей среды

1 младшей группы:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.); («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю…, Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»)

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

5. Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Основные направления организации речевой развивающей среды

2 младшей групп:

  1. Организация общения детей со сверстниками и взрослыми (образцы обращения, помощь посредством речи и налаживания контактов друг с другом в быту и самостоятельных играх).
  2. Предоставление детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (с изображением игрушек, автомашин, одежды, посуды).
  3. «Уголок интересных вещей» - набор предметов (камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей), с целью развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.
  4. Продолжать приучать детей слушать забавные рассказы (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и тп), о проказах животных, об интересной прогулке.

Требования к содержанию речевого уголка в младших группах:

- Уголок книги: 5 – 6 наименований по 2 – 5 экземпляров, т.к. детям этого возраста свойственна подражательность, книжки-ширмы. Всё подбирается с учётом возраста детей: , песенки, народные сказки о животных, потешки, произведения русской и зарубежной классики, рассказы, сказки, стихи современных авторов.

- Альбомы или иллюстрации по темам «Игрушки», «Семья», «Транспорт», «Домашние животные»», «Одежда», «Посуда», «Мебель»,

- Картинки с простыми сюжетами и действиями.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Дидактические игры на группировку, классификацию, сериацию по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия».

- Игрушки-телефоны.

- Игры с предметными картинками по типу «Что изменилось?».

- Картинки с простым сюжетом для составления рассказов.

- Подборка загадок, песенок, потешек, стихов.

- Трафареты, шаблоны.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека речевых игр.

- Открытки о родном городе.

Основные направления организации речевой развивающей среды

средней группы:

1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест), лупами, магнитами и т. д.;

3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Требования к содержанию речевого уголка в средней группе:

- Уголок книги: 5 – 6 наименований, для оформления можно использовать эстампы на тему русских народных сказок. Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки «Сказки». «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др.

- Альбомы дополняются темами о Российская Армии, труде взрослых, диких животных, цветах, овощах, фруктах, по временам года.

- Открытки для рассматривания.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

-  Дидактические игры на группировку, классификацию, серия по типу «Что лишнее?», «Назови одним словом».

- Игры - небылицы «Чего на свете не бывает?», «Кто как кричит?»

- Игры по типу «Найди пару», «Найди отличия», «Что изменилось?»

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи.

- Игрушки-телефоны, занимательные головоломки.

- Подборка загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Открытки о родном городе, крае.

- Предметы быта и старины.

Основные направления организации речевой развивающей среды

старшей группы:

  1. Совершенствовать речь как средство общения.
  2. Предложить для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенных материалов), иллюстрированные книги (сказки с рисунками разных художников, фото с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин ( в том числе из жизни дореволюционной России).
  3. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, уточнить источник полученной информации (телепередача, выставка, спектакль, рассказы близкого человека).
  4. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
  5. Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.)
  6. Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Требования к содержанию речевого уголка в старшей группе:

- Уголок книги: 7 – 8 книг различной тематики и жанров (можно использовать книги одного наименования, но иллюстрированных разными авторами). Один раз в квартал необходимо оформлять тематические выставки с рисунками детей на заданную тему.

- Портреты писателей в соответствии с программой.

- Альбомы или иллюстрации дополняются темами о Родине, о технике.

- Портреты художников-иллюстраторов.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, связной речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы, игры – картинки по типу «Назови отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Азбука букв различной фактуры.

- Альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

- Трафареты, перфокарты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки)

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, шаблоны для подготовки руки к письму.

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты.

- Иллюстрации о памятниках и музеях.

- Карта России и родного края.

Основные направления организации речевой развивающей среды

подготовительной группы:


1. Совершенствовать речь как средство общения, опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с воспитателем и сверстниками.
2. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию.
3. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
4. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
5. Приучать детей к самостоятельности суждения.
6. Продолжать совершенствовать все стороны речи.
7. Учить как краткой так и распространённой формой ответа в зависимости от характера . поставленного вопроса дополнять высказывания товарищей.
8. Помогать осваивать формы речевого этикета.

Требования к содержанию речевого уголка в подготовительной группе:

- Наличие библиотеки с разделами: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются  тематические выставки с рисунками детей.

- Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.

- Альбомы  загадок, скороговорок, стихов.

- Заготовки для штриховки, кодирования, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры для развития ручной ловкости.

- Картотека словесных речевых игр.

- Коллекции марок, значков, календариков, этикеток.

- Дидактический материал для изображения букв (верёвочки, проволочки, пластилин, камушки, шнурки и т.д.)

- Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые и слоговые схемы, разноцветные магниты, азбука букв разной фактуры.

- Дидактические игры на формирование словаря, ЗКР, грамматического строя речи, по подготовке к обучению грамоте.

- Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры – картинки по типу «Найди отличия».

- Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «разложи по порядку и составь рассказ».

- Альбомы или книжки-самоделки с сочинёнными детьми сюжетами и нарисованными иллюстрациями.

- Уголок «Читаем сами», детские журналы и книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.

Вывод:
Таким образом, правильно выбранные формы работы и насыщение уголка речевого развития, способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а также обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих меропиятий во всех возрастных группах детского сада.

При создании рекомендаций я пользовалась литературой следующих авторов:   Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Утробина К.К., Латохина Л.И., Андрус Т.А.....

Конспект- пактикума для воспитателей:"Освоение нетрадиционых методов рисования во всех возрастных группах детского сада"

Материал поможет педагогам привить детям любовь, интерес к художественому творчеству, используя нетрадиционые способы и техники рисования....

Сценарий праздника для всех возрастных групп детского сада "Широкая масленица"

Дети весёлыми шутками, песнями, закличками, танцами провожают зиму и встречают Масленицу. Встрече Масленицы пытается помешать Баба Яга, переодевшись лжемасленицей, у кторой так и не получается обманут...

Летние планирование. Художественно - эстетического творчества детей во всех возрастных группах детского сада

Летние планирование. Художественно - эстетического творчества детей во всех возрастных группах детского сада....

Конспект мероприятия – экскурсия "Веселый КРОСС" с участием всех возрастных групп детского сада.

В любую погоду, для всех возврастов, интересное захватывающее общее мероприятие в детском саду. Его можно взять как за основу, станции и задания придумать самостоятельно в зависимости от региона, руко...

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию математических представлений в подготовительной группе детского сада

В связи с модернизацией дошкольного образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятел...

Консультация «Особенности размещения развивающей предметно - пространственной среды, способствующей речевому развитию в разных возрастных группах»

Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познава...