Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих меропиятий во всех возрастных группах детского сада.
методическая разработка (физкультура, подготовительная группа) по теме

При создании рекомендаций я пользовалась литературой следующих авторов:   Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Утробина К.К., Латохина Л.И., Андрус Т.А..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_ozdorovleniya-ML.SR_.ST_.PODG_.gr_.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих мероприятий

в подготовительной группе №___

1.Упражнения усложняются по мере их усвоения  детьми.

2.Усложнение происходит путем введения нового элемента.

3.Обновление содержания мероприятий необходимо согласовать с инструктором              

физического воспитания.

Утренняя гимнастика:

1.Самомассаж. Стоя на коленях, подогнув пальцы. Обратить внимание на положение спины и головы . Спину держать прямо, голову не опускать, плечи опущены.Таз подать (наклонить) вперед .Выполняя самомассаж ,сохранять равновесие, пятки держать вместе.

  • растирание рук разными способами до появления теплоты
  • растирание щек и лба ладонями, подушечками пальцев и затем поглаживание
  • растирание ладонями ушных раковин до появления теплоты

               - подушечками больших и указательных  пальцев «прищипываем» сверху вниз ушную раковину – 2-3 раза

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вверх  ушную раковину – «растем»- 5-7 раз

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вниз мочку уха -  5-7раз

2.Упражнения для ног, осанки и развития равновесия •«Качалочка» Стоя, руки на поясе, подняться на носки и плавно сделать перекат на пятки. Покачаться -30-60сек(постепенно увеличивать время, возможно исполнение любимой песенки)

• «Поза кривого древа» Встать прямо. Согнуть левую ногу и правой рукой захватить голеностопный сустав левой ноги. Прижать подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок обращен вниз, а колено развернуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держать параллельно полу. Можно поднять руки вверх, не разъединяя ладоней. Старайтесь не потерять равновесие, ногу на которой стоите не сгибать. Дыхание спокойное , произвольное.( выполнять – 5-15 сек , постепенно увеличивая время, между сменой положения ног  - отдых  2-3 сек.      

Просыпательная гимнастика и закаливание:                                                        

                                                                    Упражнения с элементами самомассажа    

1.Разотрите ладони.  Соедините пальцы и ладони, с усилием разотрите их до появления тепла. Затем ,словно умывая руки ,хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.

2.Помассируйте запястья.  Средним и большим пальцами правой руки обхватите запястье левой руки и круговыми движениями до появления тепла. Затем тоже сделайте с правой рукой.

3.Помассируйте каждый палец. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. И наоборот. Старайтесь уделить вниманиекаждому суставчику, тщательно его растирая. Каждый палец с усилием сожмите сбоку у основания ногтя.

               Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами.    

•Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга.

•Указательного – улучшает работу желудка.

•Среднего – кишечника и позвоночника.

•Безымянного - печени.

•Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца.

               Выполняя массаж, сосредоточьте внимание на том органе, которому вы хотите помочь.

4.Встряхните руками. Встряхните руками, словно сбрасываете с них капельки воды.

         Упражнения для ног

1.Длинные – короткие. Лежа, с опорой на предплечья. Тянем носки ног к себе- короткие, и затем от себя – длинные.10-15раз

2.Круги. И.П. то же .Поднять правую ногу, носок оттянуть и в воздухе нарисовать пальчиками круг 2 раза в одну сторону , 2 раза в другую. Так же левой ногой. Затем поднять обе ноги вверх и нарисовать круг в одну сторону и в другую.

3.Ладушки. И.П. тоже. Ноги прямые в коленях(это очень важно), стопы разверните друг к другу так, чтобы пальцы обеих ног(по крайней мере, стремиться к этому).Возвращая стопы в И.П., не отрывайте их друг от друга в области основания больших пальцев и при этом тяните на себя.Каждое крайнее положение фиксируйте на 5-6 сек.Повторите 5-10 раз.

4.Массаж ногами. Лежа на спине. Правой ногой выполнить растирающие действия(сверху – вниз)от стопы до колена, затем поглаживающие и защипывающие пальцами правой ноги. То же выполнить и левой ногой.

5.Обнять мячик. Лежа, с опорой на предплечья. Представить мяч среднего размера (большой, маленький) и попробовать «обнять» его стопами. Вначале разведите стопы в стороны, а затем как бы захватывая мяч. Постарайтесь загнуть пальцы и наружные края стоп внутрь. Повторите 5-10 раз.      

6.Встать без помощи рук.  Из положения позы по-турецки встать без помощи рук, руки скреплены в «замок». Ноги стараться оставить скрещенными при вставании. Выполнить 6-8 раз.

         Игра – упражнение  « Факир»

Дети садятся на ковер в позе факира ,перед ними ставится вода в бокалах температурой 36 - 380  С.

Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника ,которому все подвластно .Дети закрывают глаза ,расслабляются ,а открыв глаза ,произносят «волшебные»слова :

               Я хороший добрый ребенок,

               Всем детям в группе я желаю здоровья,

               Пусть все будут добрыми и красивыми,

               Милыми и счастливыми ,а…у…м….

Дети делают пассы над бокалом с водой ,движения спонтанные – такие ,какие подсказывает собственное воображение .

               Водичка вкусная ,приятная.

               Я никогда не буду болеть.(Можно перечислить органы и системы)  Я – здоров!

Дети полощут рот ,промывая водой всю его полость. После этого со звуком «а…а…а…»,подняв голову ,полощут горло и проглатывают

воду. Предлагается определить на вкус ,какой стала заряженная вода. Чувствуется ли аромат ,с чем его можно сравнить?

Постепенно температура воды снижается до 8-100  С с целью достижения закаливающего эффекта.

Физкультурные минутки и динамические паузы на занятиях:

Пальчиковые игры. •Ладошка – кулачок – ребро (на счет 1–2-3)Вначале команда отдается словесно, потом под счет. Попробовать сначала одной рукой.

      • «Цветы»

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Сложенные в виде бутона ладони крепко прижимаются боковыми поверхностями и подушечками пальцев друг к другу, затем медленно раскрываясь, имитируют распускающийся цветок.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет

Колебательные движения каждым пальцем  отдельно.

Наши алые цветы

Закрывают лепестки.

Пальцы соединяются, снова образуя бутон.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Круговые движения кистями, сложенными в виде бутона.

 Эти стихи можно использовать, придумав действия для всего тела(большие цветы).

Упражнения для глаз. •Одна рука поддерживает голову неподвижно, другая вытянута вперед большим пальцем вверх. Рука медленно перемещается по горизонтали из стороны в сторону1-2 раза на расстоянии 30 см от лица, затем поменять руку. После выполнить упражнение с закрытыми глазами, потом снова 4-5 раз с открытыми глазами.(30сек – на большой палец можно надеть колпачок или обозначить фломастером)    

Для работы головного мозга. • Маршировать с перекрестным движением рук и ног в заданной последовательности, Закончить движением руки от колена вверх. Ладони перекрестно касаются: к колену-голени; к голеностопу – бедрам – бокам - плечам – шее- ушам- голове. И в обратном порядке вниз до колена. Затем прикасаться сзади несколько раз перекрестно к пяткам. Закончить движением руки спереди от колена перекрестно вверх  и следить за ней глазами.    

Снятие напряжения и усталости. •Напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло. Пальцы расставлены, давят на препятствие с усилием, до ощущения мелкой дрожи от перенапряжения. Далее резкое расслабление(выполнять стоя). Вначале попробовать у твердой поверхности, в давлении на воображаемую поверхность можно использовать другие части тела(голова, спина, бок и др.)Резкое расслаблении, не потеряв равновесие.

• Сидя на стульчике, с силой вдавливаем в пол пальцы ног, затем с напряжением отрываем носки от пола, а пятки вдавливаются в пол(«приклеиваем – отклеиваем»). Далее – расслабление. Можно выполнять и стоя, ноги «отклеиваем» по очереди.  

«Птичка в клетке» Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться,- руки напряжены и с усилием двигаются то влево , то вправо. Птичка вырвалась на свободу – тело в расслабленном состоянии, руки свободны и поднимаются вверх. Разъединив руки, дети придумывают разные действия , изображая свободный полет.Детям предлагается выразить радость освобождения и полета в движении, словами, звуками.  

Засыпательная гимнастика:

Музыкальное сопровождение подготовки ко сну

Поза бриллианта. (Дети выполняют готовясь ко сну, сидя на кровати. Можно закрыть глаза. )Садятся  на пятки, колени вместе, спина прямо, не наклоняя голову вперед. Руки положите на бедра, ладонями вверх, соеденив большой и указательный пальцы – это символ концентрации внимания.

(Можно предложить разные соединения пальцев – мудры: Чистое сияние, Сосредоточение ) Дыхание спокойное, сосредотачиваясь на глубоком вдохе – живот медленно выпячивается при выдохе – с легким втягиванием живота. При этом грудь остается в том же положении – не расширяется, плечи не поднимаются.

Спортивный час.II половина дня:

1.Игры

• «Колдун» (19)(упрощенная игра)Цель: Совершенствование умения бегать не наталкиваясь друг на друга, развитие быстроты реакции, оперативности мышления.(по типу ловишек)Предложить детям новый вариант игры, изменив действия водящих и игроков: палочки для задевания, игроки выручают, проползая под ногами осаленных.

• «Фигура»Цель: упражнять в статическом равновесии, развитие двигательного воображения, формирование умения ориентироваться на слово при организации как условие развития его произвольности.  

• «Бездомный заяц» (19)Цель: Совершенствование умения в выполнении прыжков с продвижением вперед разными способами, развитие произвольности движений, ловкости, находчивости, сообразительности.(Предложить детям изменить правила: кто чаще всех останется без дома выполняет задания детей)

• «Зеркало» (муз. ритм)Цель: развитие координации движений, совершенствование контроля за движениями, развитие способности концентрировать внимание, умение наблюдать, развитие воображения.

• «Собери по одному» (19)Цель: закрепление правил проведения эстафеты, развитие мелких мышц руки, совершенствование умения в беге, развитие ловкости.(бег с переносом крупных и мелких предметов)

• «Воевода» (19)Цель:  развитие ловкости при беге, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве на слово при построении действия. (играющие стоят по кругу, игроки должны занять свободное место в круге) 

• «Не скажи, а покажи»Цель: овладение языком движений, развитие выразительности движений, находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться.(с помощью пантомимы изобразить предмет на карточке)

2.Коррекционные упражнения для ног -  «Если бы ноги были руками ,то они бы рисовали».

Выполнить рисование ногами различных предметов по заданию воспитателя и самостоятельно. Придумать другие действия.

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих мероприятий

в старшей  группе №___

1.Упражнения усложняются по мере их усвоения  детьми.

2.Усложнение происходит путем введения нового элемента.

3.Обновление содержания мероприятий необходимо согласовать с инструктором                

физического воспитания.

Утренняя гимнастика:

1.Самомассаж. Стоя на коленях, подогнув пальцы. Обратить внимание на положение спины и головы . Спину держать прямо, голову не опускать, плечи опущены.Таз подать (наклонить) вперед .Выполняя самомассаж ,сохранять равновесие, пятки держать вместе.

  • растирание рук разными способами до появления теплоты
  • растирание щек и лба ладонями, подушечками пальцев и затем поглаживание
  • растирание ладонями ушных раковин до появления теплоты

               - подушечками больших и указательных  пальцев «прищипываем» сверху вниз ушную раковину – 2-3 раза

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вверх  ушную раковину – «растем»- 5-7 раз

               - подушечками  больших и указательных  пальцев тянем вниз мочку уха -  5-7раз

       

2.Упражнения для ног, осанки и развития равновесия • «Круги»  И.П. стоя .Поднять правую ногу, носок оттянуть и в воздухе нарисовать пальчиками круг 5-6 раз в одну сторону , 5-6 раз в другую. Так же левой ногой.

•  «Поза бриллианта» Дети садятся  на пятки, колени вместе, спина прямо, не наклоняя голову вперед. Правая рука вверху, левая внизу. Руки сцепляются пальцами(если трудно –можно выполнить просто касание пальцев) и поза удерживается 5-20 сек.(время увеличивается постепенно).После отдыха  повторить начиная с левой руки. Дыхание спокойное, сосредотачиваясь на глубоком вдохе – живот медленно выпячивается и выдохе – с легким втягиванием живота. При этом грудь остается в том же положении – не расширяется, плечи не поднимаются.

• «Встать без помощи рук» Из положения позы по-турецки встать без помощи рук, руки скреплены в «замок». Ноги стараться оставить скрещенными при вставании. Выполнить 6-8 раз.

Физкультурные минутки и динамические паузы на занятиях:

Пальчиковые игры. • «Пальчики здороваются» Кончик большого пальца правой и левой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. ( сначала в медленном темпе, потом увеличить темп и заменить название пальцев на счет: 1-2-3-4, также можно поменять направление – начинать с мизинца)

• «Прикосновение» Упражнение способствует повышению успешности в выполнении изобразительных действий. Движения кистями рук под стихотворное сопровождение:

Мы так долго рисовали,                 Мы немного отдохнем,

Наши пальчики устали,                 Снова рисовать начнем.

(встряхивают кисти рук)

Что за странное явленье? Появилась вдруг стена- очень прочная она.

(с усиленным напряжением давят на воображаемую стену)

Это дверь или окно? Нам проверить суждено…

(разглаживая воображаемую поверхность, дети рисуют ладошками форму прямоугольника, квадрата.)

Это все-  таки окно,        Ну, друзья, помоем стекла -

Только грязное оно!        Станет в комнате светло.

(круговые движения по воображаемому стеклу, движения вверх – вниз, из стороны в сторону)

Дело сделано на славу!

Время отдохнуть пришло.

(встряхивая кисти, дети расслабленно манипулируют пальцами)

 

 Упражнения для глаз. • «Движение по опорным сигналам В.Базарного»Дети, стоя, по сигналу воспитателя переводят взгляд от одного опорного сигнала к другому. Можно менять несколько раз маршрут в течении 8-10 сек.  

• Стоя .1- правую руку вытянуть перед собой, ладонь в  кулачок, большой палец вверх;2- фиксировать взгляд на пальце;3- перевести глаза на удаленный предмет;4- снова на палец;5-приблизить палец к лицу на 20см с фиксированием на нем взгляда;6-руку снова вытянуть, фиксируя взгляд на пальце.(Заранее надо показать удаленный предмет, расположенный либо на стене, либо за окном. Выполнять медленно, не спеша.)

Для работы головного мозга. • Выполнить ходьбу с перекрестным движением рук и ног в заданном темпе. Локоть правой руки перекрестно касается левого колена и наоборот, голова поворачивается в сторону колена . ( упражнение выполнять в разном темпе сначала проговаривая указания словесно, а потом под счет) Затем можно добавить новое - прикасаться сзади  перекрестно к пяткам, чередуя : колени- пятки.

Снятие интеллектуального и эмоционального напряжения и усталости. Мимические разминки. Дети выполняют подражательные или самостоятельные действия по указанию педагога.

« Спать хочется» В положении сидя на стуле- дети зевают, глаза постепенно закрываются(веки тяжелые).брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

«Вкусное варенье» Имитация поедания варенья ложкой, а потом облизывания движения языком по верхней и нижней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны

«Слоники»Губы вытянуты вперед – имитация всасывания воды хоботом при вдохе. То же – имитация разбрызгивания воды при выдохе.(воздух выпускается через сжатые губы)

Засыпательная гимнастика:

Музыкальное сопровождение подготовки ко сну

Поза по- турецки. (Дети выполняют готовясь ко сну, сидя на кровати. Можно закрыть глаза. )Садятся  скрестив ноги, спина прямо, не наклоняя голову вперед – на одной линии. Ладони соедините на уровне груди, предплечья параллельно полу. Дыхание спокойное, сосредотачиваясь на глубоком вдохе – живот медленно выпячивается и выдохе – с легким втягиванием живота.(выдох стараемся сделать длиннее вдоха) При этом грудь остается в том же положении – не расширяется, плечи не поднимаются.

Перед сном. (воспитатель наговаривает спокойным, равномерным голосом)

Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Дышится легко , ровно , глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам понятно что такое состояние покоя.

Дышится легко, ровно глубоко. Напряжение улетело и расслаблено все тело.

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно , глубоко…

Просыпательная гимнастика и закаливание:

                                                            Комплекс упражнений для ног и укрепления мышц спины

1.Поза змеи. Лежа на животе, ноги вместе. Руки согнуты в локтях . ладони расположены на уровне груди. Пятки соединены, пальцы ног упираются в пол.

На вдохе, медленно выпрямляя руки, плавно прогнуться, посмотреть на потолок. Задержаться в таком положении на 6-7 сек. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову на бок, руки опустите вдоль туловища, расслабьтесь и можно повторить еще раз.

2.Поза доброй и сердитой  кошечки. Встаньте на колени, опершись руками об пол. Плавно прогнитесь в пояснице (сделать ямку), прогибайтесь постепенно по направлению к шее и только потом поднимите голову, наклоняя плавно назад. Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 сек.

   И.П. то же. Голову опускайте плавно вниз, а спину выгнуть вверх. Оставаться в положении 5-10 сек.  

3.Массаж ногами. Лежа на спине. Правой ногой выполнить растирающие действия(сверху – вниз)от стопы до колена, затем поглаживающие и защипывающие пальцами правой ноги. То же выполнить и левой ногой.

                                                      Комплекс упражнений для горла

1.Левушка ищет добычу. Входя в образ льва, дети садятся на пятки ягодичками, кисти рук свободно лежат на коленях. Дети поворачиваются в левую сторону, не убирая рук с колен и ягодичек от пяток. Одновременно двигают языком по верхним зубам от передних к коренным в сторону поворота. Затем - поворот в правую сторону. (повторить в каждую сторону 3-4 раза, можно с открытым и закрытым ртом)

2.Лев нашел добычу. Дети встают на колени , растопыривают напряженные пальцы рук, высовывая до предела язык, поднимают взгляд вверх и издают звук «а …а… а…».То тихо – ночью, то громко – днем.(выполнять -5-10 сек)

нажимают дети друг другу или воспитатель).Упражнение можно выполнять  и посмотревшись в зеркало, можно смеяться так, словно перед вами самый веселый клоун в мире.      

                                                       Упражнения с элементами самомассажа (  сидя на пяточках)

1.Разотрите ладони.  Соедините пальцы и ладони, с усилием разотрите их до появления тепла. Затем ,словно умывая руки ,хорошо разотрите тыльную часть каждой руки.

2..Помассируйте каждый палец. Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. И наоборот. Старайтесь уделить вниманиекаждому суставчику, тщательно его растирая. Каждый палец с усилием сожмите сбоку у основания ногтя.

               Пальцы рук органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами.    

•Массаж большого пальца стимулирует деятельность головного мозга.

•Указательного – улучшает работу желудка.

•Среднего – кишечника и позвоночника.

•Безымянного - печени.

•Воздействуя на мизинец, мы помогаем работе сердца.

               Выполняя массаж, сосредоточьте внимание на том органе, которому вы хотите помочь.

3..Встряхните руками. Встряхните руками, словно сбрасываете с них капельки воды. Встряхивание расслабленных кистей при этом дети пытаются»обрызгать друг друга. Далее им предлагается представить, как капли воды разлетаются в разные стороны, переливаясь на солнце всеми цветами радуги .Ребята могут посылать свои капельки ощутить внутреннюю радость друг другу, миру, родителям, выполняя плавные движения, обязательно называя цвет. «Посылаю Коле оранжевые капельки! Лови !»Переходят к закаливанию, выполняя ходьбу по коррекционной дорожке, заканчивая упражнением «Факир» .

         

         Игра – упражнение  « Факир»

Дети садятся на ковер в позе факира ,перед ними ставится вода в бокалах температурой 36 - 380  С.

Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника ,которому все подвластно .Дети закрывают глаза ,расслабляются ,а открыв глаза ,произносят «волшебные»слова :

               Я хороший добрый ребенок,

               Всем детям в группе я желаю здоровья,

               Пусть все будут добрыми и красивыми,

               Милыми и счастливыми ,а…у…м….

Дети делают пассы над бокалом с водой ,движения спонтанные – такие ,какие подсказывает собственное воображение .

               Водичка вкусная ,приятная.

               Я никогда не буду болеть.(Можно перечислить органы и системы)  Я – здоров!

Дети пьют воду. Предлагается определить на вкус ,какой стала заряженная вода. Чувствуется ли аромат ,с чем его можно сравнить?

Постепенно температура воды снижается до 8-100  С целью достижения закаливающего эффекта.

                                                                                                     

Спортивный час.II половина дня:

 

•«Совушка» -3-4р.Цель: развитие находчивости, ловкости, умение ориентироваться в пространстве.

•Релаксация -1-2мин.(Г.Азовцева «Образы здоровья» - сеанс №1).Цель:  снятие физического и психического  напряжения, формирование умений корректировать психосоматическое состояние.

•«Кто скорее?» -2р. эстафетное задание с подлезанием (дети сами придумывают условия и правила эстафеты).

• «Вправо. влево. вперед. назад»-2-3р..Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, умения управлять своими действиями.

  «Ловишка с домиками» -2-3р.Цель: упражнять в беге, координировать свои действия с действиями других и умение ориентироваться в пространстве («домик» - у стены ).

• «Не оставляй мешочек» -1-2р. Цель: развитие произвольности действий под музыку и креативности мышления (дети танцуют под спокойную музыку, мешочки на полу).

• «Ловкие и быстрые» (эстафета) – бег спиной вперёд до ориентира и обратно обычный бег (дети придумывают варианты бега)

 Жмурки» -4-5р.Цель: развитие находчивости, сноровки, умение ориентироваться в пространстве, догадываться по голосу кого поймал.

 «Удочка» Цель: упражнять в прыжках на месте, развитие ловкости, быстроты реакции. (предложить детям разнообразить действия рыбака и рыбок : рыбак отдыхает, рыбки плавают и др.  )

 «Зайцы в огороде»Цель: развитие находчивости, сноровки, умение ориентироваться в пространстве, развитие быстроты реакции.

 «Изобрази спортсмена»Цель: развитие умения перевоплощаться, овладение языком движений в статике

 Эстафета «Посади и собери» (один ребёнок раскладывает предметы в обозначенные места, другой собирает)

 Релаксация Д.Джекобсона (игровые упражнения на расслабление мышц рук, ног, живота)

  «   Ловишка с мячом».   Цель: упражнять в беге с мячом, развитие быстроты реакции, ловкости.   (дети придумывают действия для тех, кто выбыл из игры)

  Релаксация Д.Джекобсона (игровые упражнения на расслабление мышц рук, ног, живота)

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих мероприятий

в средней  группе №___

1.Упражнения усложняются по мере их усвоения  детьми.

2.Усложнение происходит путем введения нового элемента.

3.Обновление содержания мероприятий необходимо согласовать с инструктором                

физического воспитания.

Утренняя гимнастика:

1.Самомассаж. Сидя по- турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

  •    Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.  
  • Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны . ( по 5-6 раз в каждую сторону )
  • Нажимает на мочки ушей. ( «вешает на них красивые сережки» - 5-6 раз )
  • Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против. (Пусть ушки будут чистыми и всеслышащими)
  • С усилием растирает всеми пальцами ушные раковины и вокруг на расстоянии 1- 1,5 см.

               

2.Упражнения для ног, осанки и развития равновесия • «Цапля»  И.П. стоя. Поднять правую ногу и отвести назад, стоя на левой ноге, держа руки в стороны. Потом на правой ноге.

•  «Ах, ладошки, вы, ладошки!»  Встать прямо и завести руки за спину, соединив руки ладошками, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.  Плечи не поднимаются их отвести назад, спину выпрямить.

• «Карусель» Сесть на пол, поднимая прямые ноги вверх. Опираясь руками о пол, начинайте поворачиваться вокруг себя с помощью рук.

Физкультурные минутки и динамические паузы на занятиях:

Пальчиковые игры.

«Паучок» 

На изогнутый сучок сломанной осинки

Левая рука вытянута вперед, ладонь повернута вниз.

Опустился паучок

Пальцами правой руки выполнять от плеча левой руки перебирающие движения вниз.

С крестиком на спинке.

Указательным пальцем левой руки начертить крестик на тыльной стороне правой ладони.

.Свил уютный гамачок,

Левая ладонь округлена: изображает гамачок. Пальцы правой руки собраны в щепоть. Опустить щепоть в гамачок.

Сам в сторонку -

Руки за спину

И молчок.

Указательный палец поднести к губам.

«Твои пальчики» (упражнение повторить несколько раз правой и левой рукой)

Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной!

Показать большой палец правой руки.

Этот пальчик -  указательный. Он солидный и внимательный.

Указать друг на друга указательным пальцем правой руки.

Этот пальчик – средний, ни первый, ни последний.

Согнуть средний палец.

Этот пальчик – безымянный, он не любит каши манной.

Сгибаем безымянный палец. Как будто он не хочет манной каши.

Самый маленький – мизинчик, любит бегать в магазинчик!

Оттопырить мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.

  

 Упражнения для глаз. • «Движение по опорным сигналам В.Базарного» Дети, стоя, по сигналу воспитателя переводят взгляд от одного опорного сигнала к другому. Можно менять несколько раз маршрут в течение 8-10 сек.  

Снятие интеллектуального и эмоционального напряжения и усталости.

• «Как живешь?»

- Как живешь? Вот так!

Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх.

- Как идешь? Вот так!

Маршировать.

- Как бежишь? Вот так!

Бег на месте.

- Ночью спишь? Вот так!

Ладони соединить и положить на них голову (щекой).

- Как берешь? Вот так!

Прижать ладонь к себе.

- А даешь? Вот так!

Выставить ладошку вперед.

- Как шалишь? Вот так!

Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним.

- Как грозишь? Вот так!

Погрозить пальцем вперед или друг другу.

 

Мимические разминки. Дети выполняют подражательные или самостоятельные действия по указанию педагога.

« Спать хочется» В положении сидя на стуле- дети зевают, глаза постепенно закрываются(веки тяжелые).брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

«Вкусное варенье» Имитация поедания варенья ложкой, а потом облизывания движения языком по верхней и нижней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны

«Слоники»Губы вытянуты вперед – имитация всасывания воды хоботом при вдохе. То же – имитация разбрызгивания воды при выдохе.(воздух выпускается через сжатые губы)

Засыпательная гимнастика:

Музыкальное сопровождение подготовки ко сну

Перед сном. (воспитатель наговаривает спокойным, равномерным голосом)

Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Дышится легко , ровно , глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые. Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляется.

И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам понятно что такое состояние покоя.

Дышится легко, ровно глубоко. Напряжение улетело и расслаблено все тело.

Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно , глубоко…

Просыпательная гимнастика и закаливание:

1.Массаж  живота. ( улучшает работу кишечника ) Лежа на животе, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

( воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

2.Массаж грудной области. (воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя) • Поглаживание сверху вниз и наоборот ладонью, затем ребром ладошки поперечные движения навстречу друг другу области грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная».

(воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения) • Ребенок ставит пальчики – все восемь на середину грудины, кроме больших пальцев, на одной линии(сверху вниз), делают вращательные движения 5-6 раз в одну сторону со звуком «ж- ж- ж- ж » и в другую.

3.Лев нашел добычу.  (упражнения  для горла)  Дети встают на колени , растопыривают напряженные пальцы рук, высовывая до предела язык, поднимают взгляд вверх и издают звук «а …а… а…».То тихо – ночью, то громко – днем.(выполнять -5-10 сек)

4.Просыпательная гимнастика с элементами самомассажа  ( упражнения после закаливания)

 •«Две лягушки»                                                                                                  

Видим скачут по опушке

Руки на поясе

Две зеленые лягушки.

Полуприседания вправо – влево

Прыг- скок, прыг- скок, прыгать с пятки на носок.

Переступание с носка на пятку

На болоте две подружки,

Руки на поясе

Две зеленые лягушки,

Полуприседания вправо – влево

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо наклонялись, влево наклонялись.

Выполнять движения в соответствии с текстом

Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет!

Ходьба на месте. « Физкультпривет!» дети говорят дружно хором, хлопая друг друга по ладошкам.

   

Спортивный час.II половина дня.  (  __________________________________  )

 

• «Найди свой домик» Цель: развитие ловкости, внимания,  двигательного воображения, умения реагировать на сигнал ( муз.сопр. , домики - клён, тополь, ель) 

• « Послушай тишину» Цель: развтие умения выражать собственный замысел через движение.

• «Жмурки» Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, умение действовать по сигналу

• «Лесная прогулка» Цель: развитие двигательного воображения ( детям предлагается  представить предполагаемую корзину и собирать в неё грибы и ягоды.

• «Догонялки с мячом» Цель: упражнять в ползании, прыжках, беге, точно действовать по сигналу.

• «Есть у солнышка друзья» Цель: развитие координации движений, воспитание сплочённости в группе, толерантности.

• «Лошадки» Цель: развивать умение, выполнять подражательные действия, упражнять в беге, ходьбе изменяя темп, развивать слуховое восприятие (на каждую пару по одной скакалке).

• «Кто живет в избушке?» Цель: развитие умения перевоплощаться, овладение языком движений, развитие находчивости, сообразительности.  

• «Обезьянки» Цель: упражнять в развитие ловкости, быстроты реакции, подражательным действиям.(дети по сигналу изображают веселых обезьян, по сигналу крокодил ловит тех. кто не успел убежать в дом  )

• «Замри» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения ориентироваться на слово при построении действия.

• «Обезьянки» Цель: упражнять в лазании, развитие ловкости, быстроты реакции, подражательным действиям.(дети по сигналу изображают веселых обезьян, по сигналу крокодил ловит тех. кто не успел подняться на лестницу  )

• «Замри» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения ориентироваться на слово при построении действия.

• «Сороконожки и многоножки». Цель: упражнять в беге, развитие ловкости, умения ориентироваться на других при построении индивидуального действия.(по типу паровозика)

• «1,2,3-фигуру покажи» Цель: упражнять равновесие, развивать творческое мышление и двигательное воображение, развитие умения перевоплощаться, овладение языком движений, развитие находчивости, сообразительности.(дети по сигналу изображают животных)

• «Динозаврик кусает свой хвост» Цель: упражнять в беге, развитие ловкости, умения ориентироваться на других при построении индивидуального действия.(по типу паровозика)

• «Запомни свой цвет» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения ориентироваться на слово при построении действия.

Засыпалочка.                     

                                             Как у наших у окон ходит Сон – угомон.

                                             Бродит дрема возле дома.

                                             И велит всем спать, глазки закрывать.

                                             Ждут ребят кроватки – спите дети сладко.

                                             Наши ручки отдыхают. Ножки тоже отдыхают.

                                             Реснички опускаются, глазки закрываются.

                                             Потихоньку засыпайте и друг другу не мешайте.

                                             Спите дети, засыпайте. Глазки крепко закрывайте.

Просыпалочка.            

Вот и часики поют, ребятишки все встают.

Мальчики и девочки – все проснулись.

Наши ручки потянулись.

Окончательно проснулись- улыбнулись.

Дети встали – закаляться побежали.

Рекомендации к исполнению здоровьесберегающих мероприятий

в младшей  группе №___

1.Упражнения усложняются по мере их усвоения  детьми.

2.Усложнение происходит путем введения нового элемента.

3.Обновление содержания мероприятий необходимо согласовать с инструктором                

физического воспитания.

Утренняя гимнастика:

1.Самомассаж. Сидя ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.

  •    Поглаживает ушные раковины по краям.
  •    Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны . ( по 5-6 раз в каждую сторону )
  • Нажимает на мочки ушей. ( «вешает на них красивые сережки» - 5-6 раз )
  • Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против. (Пусть ушки будут чистыми и всеслышащими)
  • С усилием растирает всеми пальцами ушные раковины и вокруг на расстоянии 1- 1,5 см.

               

2.Упражнения для ног, осанки и развития равновесия 

•  «Ах, ладошки, вы, ладошки!»  Встать прямо и завести руки за спину, соединив руки ладошками, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.  Плечи не поднимаются их отвести назад, спину выпрямить.

• «Карусель» Сесть на пол, поднимая прямые ноги вверх. Опираясь руками о пол, начинайте поворачиваться вокруг себя с помощью рук.

Физкультурные минутки и динамические паузы на занятиях:

Пальчиковые игры.

«Паучок» 

На изогнутый сучок сломанной осинки

Левая рука вытянута вперед, ладонь повернута вниз.

Опустился паучок

Пальцами правой руки выполнять от плеча левой руки перебирающие движения вниз.

С крестиком на спинке.

Указательным пальцем левой руки начертить крестик на тыльной стороне правой ладони.

.Свил уютный гамачок,

Левая ладонь округлена: изображает гамачок. Пальцы правой руки собраны в щепоть. Опустить щепоть в гамачок.

Сам в сторонку -

Руки за спину

И молчок.

Указательный палец поднести к губам.

«Твои пальчики» (упражнение повторить несколько раз правой и левой рукой)

Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной!

Показать большой палец правой руки.

Этот пальчик -  указательный. Он солидный и внимательный.

Указать друг на друга указательным пальцем правой руки.

Этот пальчик – средний, ни первый, ни последний.

Согнуть средний палец.

Этот пальчик – безымянный, он не любит каши манной.

Сгибаем безымянный палец. Как будто он не хочет манной каши.

Самый маленький – мизинчик, любит бегать в магазинчик!

Оттопырить мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев.

  

 Упражнения для глаз. • «Движение по опорным сигналам В.Базарного» Дети, стоя, по сигналу воспитателя переводят взгляд от одного опорного сигнала к другому. Можно менять несколько раз маршрут в течение 8-10 сек.  

Снятие интеллектуального и эмоционального напряжения и усталости.

• «Как живешь?»

- Как живешь? Вот так!

Показать большие пальцы обеих рук, направленные вверх.

- Как идешь? Вот так!

Маршировать.

- Как бежишь? Вот так!

Бег на месте.

- Ночью спишь? Вот так!

Ладони соединить и положить на них голову (щекой).

- Как берешь? Вот так!

Прижать ладонь к себе.

- А даешь? Вот так!

Выставить ладошку вперед.

- Как шалишь? Вот так!

Надуть щеки и кулаками мягко ударить по ним.

- Как грозишь? Вот так!

Погрозить пальцем вперед или друг другу.

 

Мимические разминки. Дети выполняют подражательные или самостоятельные действия по указанию педагога.

« Спать хочется» В положении сидя на стуле- дети зевают, глаза постепенно закрываются(веки тяжелые).брови приподняты, голова медленно падает на грудь, туловище расслабляется.

«Вкусное варенье» Имитация поедания варенья ложкой, а потом облизывания движения языком по верхней и нижней губе. Губы и нижняя челюсть неподвижны

«Слоники»Губы вытянуты вперед – имитация всасывания воды хоботом при вдохе. То же – имитация разбрызгивания воды при выдохе.(воздух выпускается через сжатые губы)

Засыпательная гимнастика:

Музыкальное сопровождение подготовки ко сну

Перед сном. (воспитатель наговаривает спокойным, равномерным голосом)

Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Дышится легко , ровно , глубоко.

                                         

    Как у наших у окон ходит Сон – угомон.

    Бродит дрема возле дома.

    И велит всем спать, глазки закрывать.

   Ждут ребят кроватки – спите дети сладко.

                                             Наши ручки отдыхают. Ножки тоже отдыхают.

                                             Реснички опускаются, глазки закрываются.

                                             Потихоньку засыпайте и друг другу не мешайте.

                                             Спите дети, засыпайте. Глазки крепко закрывайте.

Просыпательная гимнастика и закаливание:

1.Массаж  живота. ( улучшает работу кишечника ) Лежа на животе, ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

( воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

2.Массаж грудной области. (воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя) • Поглаживание сверху вниз и наоборот ладонью, затем ребром ладошки поперечные движения навстречу друг другу области грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная».

(воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения) • Ребенок ставит пальчики – все восемь на середину грудины, кроме больших пальцев, на одной линии(сверху вниз), делают вращательные движения 5-6 раз в одну сторону со звуком «ж- ж- ж- ж » и в другую.

4.Просыпательная гимнастика с элементами самомассажа  

«Просыпалочка»

Вот и часики поют, ребятишки все встают.

Мальчики и девочки – все проснулись.

Наши ручки потянулись.

Окончательно проснулись- улыбнулись. Дети встали – закаляться побежали.

 •«Две лягушки» ( упражнения после закаливания)

                                                                                             

Видим скачут по опушке

Руки на поясе

Две зеленые лягушки.

Полуприседания вправо – влево

Прыг- скок, прыг- скок, прыгать с пятки на носок.

Переступание с носка на пятку

На болоте две подружки,

Руки на поясе

Две зеленые лягушки,

Полуприседания вправо – влево

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо наклонялись, влево наклонялись.

Выполнять движения в соответствии с текстом

Вот здоровья в чем секрет, Всем друзьям физкультпривет!

Ходьба на месте. « Физкультпривет!» дети говорят дружно хором, хлопая друг друга по ладошкам.

   

Спортивный час.II половина дня.  (  __________________________________  )

 

• «Найди свой домик» Цель: развитие ловкости, внимания,  двигательного воображения, умения реагировать на сигнал ( муз.сопр. , домики - клён, тополь, ель) 

• « Послушай тишину» Цель: развтие умения выражать собственный замысел через движение.

• «Лесная прогулка» Цель: развитие двигательного воображения ( детям предлагается  представить предполагаемую корзину и собирать в неё грибы и ягоды.

• «Догонялки с мячом» Цель: упражнять в ползании, прыжках, беге, точно действовать по сигналу.

• «Есть у солнышка друзья» Цель: развитие координации движений, воспитание сплочённости в группе, толерантности.

• «Лошадки» Цель: развивать умение, выполнять подражательные действия, упражнять в беге, ходьбе изменяя темп, развивать слуховое восприятие (на каждую пару по одной скакалке).

• «Кто живет в избушке?» Цель: развитие умения перевоплощаться, овладение языком движений, развитие находчивости, сообразительности.  

• «Обезьянки» Цель: упражнять в развитие ловкости, быстроты реакции, подражательным действиям.(дети по сигналу изображают веселых обезьян, по сигналу крокодил ловит тех. кто не успел убежать в дом  )

• «Замри» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения ориентироваться на слово при построении действия.

• «Обезьянки» Цель: упражнять в лазании, развитие ловкости, быстроты реакции, подражательным действиям.(дети по сигналу изображают веселых обезьян, по сигналу крокодил ловит тех. кто не успел подняться на лестницу  )

• «Замри» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения ориентироваться на слово при построении действия.

• «Сороконожки и многоножки». Цель: упражнять в беге, развитие ловкости, умения ориентироваться на других при построении индивидуального действия.(по типу паровозика)

• «Запомни свой цвет» Цель: развитие слухового внимания, формирование умения ориентироваться на слово при построении действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект- пактикума для воспитателей:"Освоение нетрадиционых методов рисования во всех возрастных группах детского сада"

Материал поможет педагогам привить детям любовь, интерес к художественому творчеству, используя нетрадиционые способы и техники рисования....

Сценарий праздника для всех возрастных групп детского сада "Широкая масленица"

Дети весёлыми шутками, песнями, закличками, танцами провожают зиму и встречают Масленицу. Встрече Масленицы пытается помешать Баба Яга, переодевшись лжемасленицей, у кторой так и не получается обманут...

Летние планирование. Художественно - эстетического творчества детей во всех возрастных группах детского сада

Летние планирование. Художественно - эстетического творчества детей во всех возрастных группах детского сада....

Конспект мероприятия – экскурсия "Веселый КРОСС" с участием всех возрастных групп детского сада.

В любую погоду, для всех возврастов, интересное захватывающее общее мероприятие в детском саду. Его можно взять как за основу, станции и задания придумать самостоятельно в зависимости от региона, руко...

Сценарий праздника на улице "ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ" для всех возрастных групп детского сада

праздничное мероприятие на улице "ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ" для всех возрастных групп детского сада...

Зимний спортивный праздник для всех возрастных групп детского сада «Зимние забавы»

Цель:·         воспитывать дружеские отношения в игре, умениедействовать в коллективе согласованно, воспитывать волевыекачества; развивать ловкость, быстроту ре...

Сценарий Масленицы на улице для всех возрастных групп детского сада «Масленичные забавы»

Данный материал может быть использован инструкторами по физической культуре, воспитателями, музыкальными руководителями детских дошкольных учреждений...


 

Комментарии

Калиянц Людмила Сабировна

Спасибо за предоставленный материал, очень много всего, очень разнообразно, есть из чего выбрать и применить. Еще раз - СПАСИБО!