Главные вкладки

    Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ
    консультация

    Черечукина Наталья Сергеевна

    Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

    Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов

    деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его

    духовного и физического развития.

    Обогащенная среда - это единство социальных и предметных средств

    обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

    Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенка

    Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.
    Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
    В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде
    возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.

    Требования к предметно-развивающей речевой среде:

    Требования к предметно-развивающей речевой среде:
    Насыщенность среды соответственно возрастным особенностям;
    Трансформируемость пространства;
    Полифункциональность материалов;
    Вариативность среды;
    Доступность среды (помещений, игр, материалов, пособий,
    обеспечивающих все основные виды деятельности);
    Безопасность
    Организация развивающей среды в ДОУ с учётом ФГОС
    строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее
    эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с
    учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

    В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

    1. Речь педагога.

    2. Методы и приемы, направленные на развитие речи детей.

    3. Специальное оборудование для каждой возрастной группы

    Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует культуру речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную
    направленность. Качества речи педагога: правильность, точность,
    логичность, чистота, выразительность.

    «В пустых стенах ребенок не заговорит…» - заметила в свое время Е. И. Тихеева.

    Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую
    очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои
    важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

    Группы должны быть оснащены
    современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.

    Рекомендуемое наполнение в уголках по развитию речи

         На развитие речевого дыхания: султанчики, вертушки, игрушки на
    поддувание, снежинки, листики, легкие мячики из ваты и т.д.
        На формирование фонетического восприятия и слуха: шумовые
    инструменты, детские музыкальные инструменты, картинки для
    определения звучащих инструментов и т.д.
        Дидактические игры для активизации словаря;
         Пособия для развития связной речи: серии сюжетных картинок,
    разные виды театра, литературные уголки;
        На развитие мелкой моторики: массажные валики, мячики, прищепки, пуговки, бусы, разные виды застёжек, шнуровки, мозаики и т.д.

    Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.

    Речевая развивающая среда первой младшей группы

    грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
    методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
    методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
    самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек и др. (на развитие инициативной речи).

    Речевая развивающая среда второй младшей группы

    грамотная, педагогически целесообразная речь педагога;
    методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
    методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (беседы, рассказы, чтение); организация деятельности детей с целью стимулирования самостоятельного рассматривания книг, картинок,
    игрушек, предметов для развития инициативной речи, обобщения и уточнения представлений детей об окружающем.

     Речевая развивающая среда средней группы

    — грамотная речь педагога;
    — методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения: удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации, формирование навыков общения со сверстниками, знакомство с формулами речевого этикета;
    — методы и приемы, направленные на формирование умения слушать и слышать: выслушивание детей, уточнение ответов, подсказ, рассказы воспитателя с акцентом на стимулирование познавательного интереса;
    — активное использование приемов формирования навыков общения со сверстниками;
    — организация деятельности по рассматриванию, изучению наборов открыток, картинок, фотографий и др. для развития объяснительной речи.

    Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп
    грамотная речь педагога;
    методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений;
    умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
    методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей;
    трансформация высказываний в связные рассказы; побуждать к
    пересказу, запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
    организация восприятия с последующим обсуждением).
    создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования
    детского словотворчества и повышения качества детских
    речевых высказываний.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии дошкольников"

    Роль художественной литературы в развитии речи ребенка велика.Общеизвестно воздействие художественной литературы на развитие познавательно-речевой деятельности  и эстетическое развитие ребенка.Ра...

    Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

    Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»....

    Консультация для воспитателей "Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном развитии дошкольника"

    Правильно организованная предметно-пространственная среда в центре музыки в группах детского сада способствует развитию творческой личности ребенка....

    Консультация для воспитателей «Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников»

    Консультация для воспитателей«Организация и эффективность работы по познавательному развитию дошкольников» 23.11.2018г....

    Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"

    Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"...