Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через использование специальных приборов и оборудования»

                                                             

                                                                Буздырина Ольга Борисовна

                                                   Учитель-дефектолог

г. Калининград 2022 г.

Главным условием, обеспечивающим всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, является создание рациональной и оптимальной предметно-развивающей среды в группе,  кабинете учителя-дефектолога и в сенсорной комнате.

      Предметно-развивающая среда должна соответствовать коррекционным задачам программы и психолого-педагогическим методам, направленным на развитие зрительного и тактильного восприятия. Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности детей с нарушением зрения, и ее принципы реализуются на предметно-практических занятиях и в игре.

      Предметно-пространственная среда должна обеспечить ребенку с нарушением зрения возможность отражения:

- разнообразного предметно-объектного окружения, выполняющего роль визуального стимульного материала, побуждающего его обогащать зрительный опыт;

- предметов в разнообразных глубинных зонах пространства, обеспечивая использоване зрительного опыта при работе вблизи и вдаль.

      У детей с нарушением зрения отмечается снижение уровня обобщенности, точности, четкости зрительных представлений. Замедляется процесс развития социально-бытовой ориентировки, восприятия сенсорных эталонов, ориентировки в пространстве.

Поэтому своеобразие организации предметно-развивающей среды тесно связано с особенностями патологии зрения и развития детей дошкольников.

     При самостоятельном выполнении дидактического пособия по всем разделам педагогу необходимо учитывать зрительные нагрузки ребенка и получить консультацию дефектолога.

      Материалы и оборудование должны отвечать коррекционно–развивающим, компенсаторным требованиям, быть безопасными для зрения, органов осязания слабовидящего ребенка.

      Наиболее педагогически ценными являются материалы и оборудование, игрушки, обладающие следующими качествами:

- привлекательны для слабовидящего ребенка, актуальны для его зрительного, слухового, осязательного восприятия,  способны развивать и обогащать зрительные ощущения;

- по форме, структуре, организации должны быть легко зрительно опознаваемы и осмысливаемы слабовидящим ребенком при восприятии их на расстоянии и вблизи: обладать простотой форм, тональной (цветовой) яркостью, иметь четкую детальность, выраженность и доступность различения мелких деталей и частей;

- быть интересными, обладать разнообразием форм и величин, исполненными в разных цветовых гаммах, из разных материалов.

    Предметная среда должна быть наполнена интересным для рассматривания и привлекательным для зрения печатным материалом: книжками (книжки-картинки, иллюстрированные книжки детской художественной литературы, иллюстрированные книжки познавательной направленности). В детском саду для слабовидящих и слепых детей мы так же используем книги с рельефными картинками, говорящие книги. С помощью этих книг дети получают информацию с опорой на сохранные анализаторы: слух, осязание и остаточное зрение.

     При организации предметно-развивающей среды мы используем специальные приборы  и оборудование.

Оборудование для зрительной гимнастики

Офтальмотренажер

    Используется для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепления мышц глаз, улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).

Ребенку на компьютере показывают различные графические изображения, по которым двигается шарик. Он наблюдает за его движением. При этом голова ребенка неподвижна.

Сигнальные символы

    Представляют собой различные яркие игрушки (рыбки, бабочки, фонарик на палочке и др.), которые демонстрируются на уровне глаз детей и служат ориентиром для выполнения движений глаз.

Цель: предупреждение зрительного утомления, укрепление глазных мышц и снятие их напряжения.

Зрительные тренажеры

Используются для снятия зрительного утомления и развития прослеживающей функции глаз.

     Для слепых дошкольников используются тактильные ориентиры  которые развивают осязательное восприятие, ориентировку в пространстве, обогащают чувственный опыт дошкольников.

   Тактильные ориентиры представляют собой рельефное изображение для маркировки шкафчика ребенка, его стола, кровати, групповых помещений.

Приборы по развитию ориентировки в пространстве и прослеживающей функции глаз

Прибор «Ориентир»

     Это пособие предназначено  для  коррекционной  работы  по  пространственной  ориентировке  с  детьми  со  сниженным  зрением. С помощью прибора   на  плоскости можно построить различные  планы местности,  маршруты  движения,  планы  зданий,  а  также  различные элементарные схемы,  геометрические  фигуры.

   Прибор  состоит  из  пластин (полей  построения),  магнитных  элементов (фигур),  магнитных  полос  и  металлических  скобок. Каждый  элемент  прибора  может  выполнять  различные  функции. Например:  большой  синий  прямоугольник  может  быть  представлен  в  качестве  этажа  дома  или  в  качестве  стола  в  комнате; Магнитные  полосы  предназначены  для  построения  маршрутов  движения,  причем  проезжие  дороги  можно  обозначать  широкими  полосами,  а  тротуары – узкими. Также  эти  полосы  используются  в  качестве  обозначения  контуров  зданий,  квартир,  комнат

Прибор  «Графика»

     Прибор  «Графика»  - это  учебное  пособие,  предназначенное  для  коррекционной  работы    с  детьми  дошкольного  возраста. Пособие  способствует  развитию  зрительных  функций  и  может  быть  использовано  для  выполнения  заданий  по  ориентировке, формированию  не  стереоскопических  способов  изображения  пространства,  человека  и  его  эмоций,  математических  представлений,  по  обучению  грамоте.

Прибор  «Светлячок»

      Прибор  «Светлячок»  предназначен  для    копирования различных  рисунков,  схем,  графиков. Прибор  представляет  собой  деревянный  каркас  с  подсветкой. Его  рабочее  поле  выполнено  из  органического  матового  стекла,  по  длинным  краям  которого  закреплены  металлические  пластинки. Эти  пластинки образуют  систему  крепления  для  листов  бумаги. Для  приведения  прибора  в  рабочее  состояние  необходимо:  взять  два  листа,  один  с  рисунком, а  второй – чистый; совместить  и  положить  на  рабочее  поле. Включить  прибор.

       Прибор  «Светлячок» активно  развивает  прослеживающую  функцию  глаз,  способствует  формированию  бинокулярного  зрения, упражняет  ребенка  в зрительно-двигательной  координации,  хорошо  влияет  на  развитие  логического  мышления,  памяти,  внимания,  речи. Совершенствует  графические  навыки.

Приборы сенсорной комнаты

Подвесной  фибермодуль «Тучка»

  •   способствует  эмоциональному  расслаблению;  психологическому  комфорту; активизации  кинестетических  ощущений;
  •   развивает  воображение;
  •   формирует  представление  о  цвете.

        Фибероптические  волокна  точечного  бокового  свечения  свисают  с  несущей,  выполненной  в  виде  тучи  платформы,  имитируя  многочисленные  разноцветные  капли  дождя. Волокна  можно  перебирать,  держать  в  руках,  обматывать  вокруг  частей  тела,  познавать  их  свойства  зрительно  и  тактильно. Волокна  светятся  и  изменяют  цвет  по  всей  длине. При  последовательном  освещении  возникают  разнообразные  световые  эффекты,  напоминающие  струи  воды. Каскад  света  завораживает,  привлекает  внимание  и  обладает  успокаивающим  эффектом.

Световая пузырьковая колонна

  • развивает зрительное восприятие, цветовосприятие,
  • активизирует внимание, способствует релаксации.    

      В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Дети запускают в  колонну пластмассовых рыбок или шарики, которые начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Колонна меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков, дети прикасаясь к ней, чувствуют мягкую вибрацию.

Акустическое  кресло-подушка

  • помогает расслабиться, нормализовать тонус мышц, снять нервное напряжение, стрессы и тревожность; способствует развитию слухового восприятия и обогащению чувственного опыта.

    При звучании музыки гармоничные звуки благотворно воздействуют на психику, а мягкая вибрация наполняет пространство и слегка приятно проникает в тело. Встроенные в конструкцию мягкого музыкального кресла-подушки колонки музыкального центра обеспечивают позитивные ощущения. На занятии мы используем разнообразные музыкальные произведения, а так же аудиозаписи: «Голоса леса», «Звуки природы» и др.

Пузырьковая  панель

  • предназначена  для  релаксации,  сенсорного  развития,  активизации зрительной  концентрации  и  навыков  идентификации  цветов.

Представляет собой «стену» с разноцветными пузырьками, цвет которых меняется с помощью управляемого пульта.

Игровая  панель  «Бесконечность»

  • способствует  эмоциональному  расслаблению;  психологическому  комфорту,  мотивируя  на  дальнейшую  работу; активизации  кинестетических  ощущений;  развивают  воображение,  познавательные  процессы,  формируют  представление  о  цвете;
  • способствует  развитию  зрительного  восприятия,  формированию  фиксации  взора,  концентрации  внимания,  плавного  прослеживания  и  зрительной  координации,  а  также  создает  возможность  находиться  под  воздействием  сложного  сенсорного  потока  светового  раздражителя,  что  способствует  развитию  сенсорно-перцептивных  ощущений.

    Игровая  панель  «Бесконечность»  представляет  собой  панно  из  фибероптических  нитей  и  зеркала. Отражение  волокон  в  зеркале  доставляет  огромное  удовольствие  детям от  создаваемых  визуальных  образов.

   Таким образом, создание оптимальной и рациональной предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения способствует:

  • улучшению состояния эмоционально-волевой сферы;
  • улучшению развития социально-бытовой ориентировки; восприятия сенсорных эталонов; ориентировки в пространстве,
  • точности, четкости зрительных представлений;
  • развитию зрительных функций.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС»....

Консультация для воспитателей "Развитие предметно-практических действий у дошкольников с нарушением зрения через работу с трафаретами"

В данной консультации говорится о том, что необходимо использовать при обучении детей с нарушением зрения специальные средства и приемы, которые обеспечат успешность в усвоении предметно-практических ...

Консультация для воспитателей Организация предметно-развивающей среды по речевому развитию дошкольников в ДОУ

Одним из условий для полноценного речевого развития детей является обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ....

Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"

Консультация для воспитателей "Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям"...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды на площадке в летний оздоровительный период»

Лето- удивительная и благодатная пора , когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень выжно так организовать жизнь дошкольнико...