Консультация для воспитателей "Развитие предметно-практических действий у дошкольников с нарушением зрения через работу с трафаретами"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

В данной консультации говорится о том, что необходимо использовать при обучении детей с нарушением зрения специальные средства и приемы, которые обеспечат успешность в усвоении предметно-практических действий. Одним из таких эффективных средств является использование трафаретов, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие предметно-практических действий  у дошкольников с нарушением зрения через работу с трафаретами»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2020

      Развитие у детей с нарушением зрения движений рук и глаз при выполнении предметно – практических  действий имеет свои особенности. При нарушении зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом снижается скорость, точность и координация мелкой моторики рук. У детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, работа ножницами, рисование, аппликация и другие действия тяжело даются детям с нарушением зрения. В связи с этим снижается контроль над качеством работы при выполнении предметных действий. Это определяет замедленность в развитии зрительного анализатора.

     Данные особенности в развитии  зрительно-двигательных взаимосвязей приводят к тому, что необходимо использовать при обучении детей специальные средства и приемы, которые обеспечат успешность в усвоении предметно-практических действий. Одним из таких эффективных средств является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании на занятиях по математике, на занятиях по формированию сенсорных эталонов и предметных представлений.

    На занятиях по формированию сенсорных эталонов и математике используются трафареты геометрических фигур. Это особенно важно на начальных этапах обучения, так как дает детям возможность овладеть формой геометрических фигур, строить из них ряд, создавая множество.

      Линейные трафареты с ритмичным изображением фигур (чередование одинаковых или разных фигур) помогают детям овладеть навыками соизмерения расстояния между ними, что особенно сложно формируется у детей с нарушением зрения.

Например: «Обвести по трафарету пять кружков на верхней полоске. На нижней полоске обвести на один круг больше. Закрасить второй, четвертый круг на верхней полоске. На нижней полоске  - третий и шестой круги».

  Для рисования по трафарету можно использовать бумагу разного размера, формы и цвета. При этом лучше использовать трафареты черного цвета.

   Использование трафаретов должно осуществляться с учетом зрительных нагрузок в зависимости от остроты зрения: крупные трафареты (больше 2-х см.) для детей с низкой остротой зрения, мелкие (2 см. и менее) – для детей с высокой остротой зрения.

    На начальных этапах обучения можно использовать трафареты с различными линиями: прямой, ломаной, волнистой, прерывистой. Это обогащает представления детей, о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Позже задания усложняются.

Например: «Обвести по трафарету изображение чашек, а затем блюдец. Соединить прерывистой линией большую чашку с большим блюдцем, волнистой линией – маленькую чашку с маленьким блюдцем, прямой линией – среднюю чашку со средним блюдцем».

   Трафареты с ритмичным нарастанием размера геометрических фигур способствуют развитию глазомерных возможностей. В трафаретах с непоследовательным изображением размера геометрических фигур можно определить уровень глазомерных возможностей на разных этапах обучения.

   На занятиях по формированию предметных представлений используются трафареты различных предметов, что способствует формированию зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета. Незаменимым в работе является прибор «Светлячок». Он  предназначен  для    копирования различных  рисунков,  схем,  графиков. Прибор  представляет  собой  деревянный  каркас  с  подсветкой. Его  рабочее  поле  выполнено  из  органического  матового  стекла,  по  длинным  краям  которого  закреплены  металлические  пластинки. Эти  пластинки образуют  систему  крепления  для  листов  бумаги. Для  приведения  прибора  в  рабочее  состояние  необходимо  взять  два  листа,  один  с  рисунком, а  второй – чистый; совместить  и  положить  на  рабочее  поле. Включить  прибор. Например, дается задание: «Обвести по контуру диких животных и раскрасить их карандашом». Прибор  «Светлячок» активно  развивает  прослеживающую  функцию  глаз,  способствует  формированию  бинокулярного  зрения, упражняет  ребенка  в зрительно-двигательной  координации,  хорошо  влияет  на  развитие  логического  мышления,  памяти,  внимания,  речи. Совершенствует  графические  навыки, необходимые для подготовки к школе.

  Следует отметить, что обводка по контуру, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуется врачами-офтальмологами для развития остроты зрения в период плеоптического лечения амблиопии и косоглазия.

   Таким образом, применение трафаретов,  обводка и штриховка по контуру способствует решению основных задач: подготовке ребенка для обучения в школе, коррекции и компенсации зрительной недостаточности и лечебно-восстановительной работе по улучшению зрения.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...

Консультация для воспитателей: «Организация предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специальные приборы и оборудование»

В данном материале дано описание предметно-развивающей среды для дошкольников с нарушением зрения через специалтные приборы и оборудование. Дано описание данных приборов и оборудования....

Консультация для воспитателей: "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактическую игру"

В данном материале содержатся игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения. Материал дан по возрастам. Указаны цели каждой игры....