Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Гатауллина Рамзия Назиповна

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир эмоций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОРМАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Гатауллина Р.Н.

МБДОУ Детский сад №26 «Семицветик» комбинированного вида ЕМР РТ, г. Елабуга

        Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в  становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной  сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.  

        Каждое из обозначенных направлений развития ребенка нашло свое отражение в отечественной  детской и социальной психологии: в работах таких выдающихся  ученых, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М.И. Лисина,  Л.И. Божович,  а также их учеников и последователей (Я.З. Неверович, Т.И. Репина, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были в полной мере востребованы педагогической практикой.

        Радикальные преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве основных приоритетов сегодня выступают: личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии [8: 3].

Для того, чтобы люди понимали друг друга, каждый человек должен уметь выразить и проявить себя. Любой поступок приобретает то или иное значение  в зависимости от того, чем он является для другого человека. Более того, не только поступок, но порой даже жест, выражение лица, интонация голоса тем или иным образом влияют на других людей. В результате понимания этого возникает ответственность человека за свои поступки [8: 14].

        С самого раннего возраста  ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми  [8: 7]. 

С развитием ребенка изменяется его эмоционально-волевая сфера. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Возрастает способность осознавать и контролировать свои эмоции. Однако сама по себе эмоционально-волевая сфера ребенка  качественно не развивается – ее необходимо развивать [2: 28]. Ребенка необходимо учить социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения [8: 14].

Автор-составитель программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я–ты–мы» Князева О.Л. считает, что в старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Реализуя данную программу, педагог учит их не только выражать свои эмоции так, чтоб они были ясны окружающим, но и понимать по внешним проявлениям, какие чувства  в тот или иной момент может испытывать другой человек.

Если младших дошкольников знакомят лишь с основными эмоциями (грусть, радость, страх), то в старшем дошкольном возрасте их спектр существенно расширяется.

В старшем дошкольном возрасте предлагается учить детей не только распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния, но и анализировать их причины; не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию [8: 20].

Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников?

Для этого необходимо формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогает понять, как легко может возникнуть ссора; способствует осознанию причин конфликтов; обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения [8: 21].

Дошкольное образовательное учреждение, где я работаю, имеет свои особенности: мы воспитываем и обучаем детей с нарушенным зрением.

       Л.И. Плаксина (1998) выделяет отклонения в эмоционально-волевой сфере детей с косоглазием и амблиопией.  

       При всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций  для дошкольников с нарушениями зрения достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам), даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

       Детей с пониженным зрением отличают некоторые особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и другими отрицательными чертами характера. И как закономерность, своеобразие психики ребенка с нарушением зрения отражаются неудачами в игре и в общении со сверстниками, трудностями в учебе. Так, слабовидящие дети, быстро утомляются, проявляется отвлекаемость в работе, где необходимо участие зрения. Важно научить ребенка с нарушенным зрением выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение [7: 206-211].

       Учитывая все эти особенности детей с патологиями зрения, в старшей коррекционной группе мы предложили родителям информационно-практико-ориентированный проект «Удивительный мир эмоций» с целью  нормализации эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Определили задачи предстоящей проектной деятельности:

- познакомить старших дошкольников с эмоциями  (радость, горе, злость, обида, страх и т.д.);

-развивать самоконтроль за эмоциональными проявлениями, приятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования;

- развивать чувство эмпатии, способности понимать эмоциональное состояние другого человека, передавать его настроение мимикой и пантомимикой;

- обучать некоторым приемам регулирования эмоционального состояния;

- развивать зрительное восприятие,  внимание,  память, мышление, творчество и  фантазию, моторику, коммуникативные функции речи.

        В ходе обсуждения проблемы папы и мамы приняли решение о том, что родители будут участвовать в проекте, помогут подготовить сообщение, доклад об эмоциях, организуют  соответствующую предметно-развивающую среду (приобретут необходимые наглядные материалы, изготовят многофункциональное пособие «Экран «Калейдоскоп эмоций»»).

Проект длился два месяца и состоял из пяти этапов:

         На первом этапе во время беседы с детьми на тему: «Путешествие в мир эмоций» возникла проблема: «Почему люди испытывают разные чувства? Как можно их определить? Как помочь себе и другим  справиться с эмоциональными переживаниями, эмоциями грусти, уныния, обиды, злости, страха и т.д.?»

На втором этапе в ходе обсуждения проблемы дети пришли к единому мнению:   нужно изучить эмоции и чувства, выяснить причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт, опыт литературных персонажей, мнение и рассказы близких людей (родителей, бабушек и дедушек). Решили попросить родителей помочь при подготовке к выступлению в группе.

На третьем этапе  проводили с детьми учебное исследование, состоящее из трех этапов:

1-этап: В ходе тренировочных занятий: «Эмоции», «Радость и грусть», «Обида», «Злость, гнев», «Страх» детей ознакомили с методикой проведения учебных исследований. Обучение проходило по подгруппам по 7-8 человек.

 2-этап: Старшие дошкольники занялись самостоятельными учебными  исследованиями  в группе, индивидуально и парами составляли описательные и творческие рассказы: «Какие чувства испытывают дети?», «Расскажи о своих схожих ситуациях»,  используя при этом картинки. Применяя наглядное пособие «Наши чувства и эмоции»,  дети  продолжали знакомить друг друга с эмоциональным миром людей (эмоциями, ощущениями), учились    составлять историю,  исходя из картинки, а также рассказывать о своих схожих ситуациях.

Например,  художник нарисовал мальчика, упустившего рыбку, а дети должны объяснить, почему ему обидно, что выражает его лицо, его жесты.  Общаясь между собой и с воспитателем, дети начали лучше понимать, что такое радость, скука, удивление или страх и что вызывает эти чувства.  Постепенно формировалось понятие о гуманном и негуманном поведении. Дошкольники начали различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику.  Придумывали интересные  рассказы о чувствах и эмоциях, связанных с   куклами-оберегами.

3-этап: Дети выбрали тему исследования (пиктограмму с эмоциями).  Дома   с родителями  готовили  доклад о выбранной эмоции, подбирали  материал для демонстрации (картинки, игрушки и т.д.).  Далее выступали в детском саду сообщением перед сверстниками, рассказывали о том, как выглядит  данная эмоция: мимика (положение губ, бровей, глаз), жесты; о причинах, которые могут вызвать такую эмоцию. А потом отвечали   на  вопросы сверстников.

Известно, что маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Поэтому мы в увлекательной форме продолжали знакомить  дошкольников с основными правилами этикета, воспитывая такие важные качества, как благородство и доброта, щедрость и тактичность, чуткость и доброжелательность, обращая при этом особое внимание на мимику и жесты героев из пособия «Уроки вежливости» И.В. Мирошниченко. Старались помочь  детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться симпатией у окружающих и тут  важно все:  умение здороваться с взрослыми, и опрятный внешний вид,  умение вести себя в гостях, в театре,  выбрать подарок, позвонить другу или подруге и т.д. Чтобы вызвать интерес  к занятиям, использовали потешные песенки и считалочки, вежливые задачки игры, смешные дразнилки и  напоминалочки.  В начале занятия дети отвечали на вопросы профессора Этикета по  иллюстрациям, слушали подсказки госпожи Указки, решали этикетные задачки, играли.

       Детям доставляли радость игры с использованием  многофункциональных пособий:  «Куб эмоций»,  «Моя первая азбука эмоций», экран «Калейдоскоп эмоций» (игры «Театр эмоций», «Цветок эмоций», «Цветок настроений»),  изготовленных руками воспитателей и родителей. Игры  с пособием «Притворщик» способствовали лучшему  усвоению понятий «Семья», «Возраст», «Пол».

Наши воспитанники в свободное время  играли в лото «Что чувствуют Коля и Оля?» и дидактические игры:  «Волшебная      поляна», «Веселые человечки», «Определи настроение», «Антонимы».

Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. При подготовке и постановке театров, мы продолжали обращать  внимание детей на выражение разных эмоциональных состояний мимикой, движениями, голосом. Во время репетиций работали над дикцией и жестами.

Детям особенно понравились этюды на выражение различных эмоций (радость, интерес, гнев, отвращение и т.д.):   «Котенок, который хотел порадовать свою маму»,  «Еж и Лягушка», «Медвежонок, который делал все кое-как», «Баба-Яга», «Лисичка подслушивает», «Соленый чай», «Новая девочка», «Про Таню»;  игры «Я радуюсь, когда…»,  «На полянке»,  «Прогони злость»,  «Угадай эмоцию»,  «Подарок другу»,  «Испорченный телевизор», упражнение «Зеркало» и т.д. 

        Учили детей с нарушением зрения управлять своими эмоциями. Для  развития воли организовывали подвижные, ролевые и дидактические игры с правилами. Подчинение правилам  вырабатывает у детей выдержку, терпение, самостоятельность, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.  Организовывали  игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы детей: «Виноградная гроздь», «Клубочек», «Цветочек и солнышко», «Нехочуха», «Упрямые барашки», «Волшебный мешочек», «Тух-тиби-дух», «Ласковые лапки», «Доброе животное», «Коврик злости».

Проводили игры с использованием многофункционального  игрового модуля «Лента-гусеница», формируя  при этом чувство сплоченности; развивая  навыки совместной деятельности;  согласованности движений рук, ног, туловища; координированности, ритмичности, ловкости, точности движений, внимания,  личностных качеств ребенка.

Продолжали учить детей позитивным приемам общения со сверстниками. Рассказывали детям о том, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость близким и друзьям: изготовить и преподнести подарок в день рожденья, поздравить [8: 22].  В нашей группе доброй традицией стала  хороводная игра «Каравай»; поздравление и пожелания в кругу;   вручение подарка,  изготовленного  своими руками на день рожденье и т.д. В течение всего дня мы старались создавать  максимально комфортную, безопасную обстановку. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

В ходе реализации проекта «Удивительный мир эмоций» мы старались  развивать в детях уверенности в себе, которая обеспечивалась благодаря успехам ребенка в разных видах деятельности [8: 26].  

Старшие дошкольники в свободное время много рисовали , используя при этом зеркало.  Во время рисования мы включали  специальные аудиозаписи, подобранные психологом, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Дети с особым старанием готовили подарки папам на 23-февраля, мамам  к 8-марта. Результатами были довольны и дети и родители: папы  радовались самолетикам, а мамы  восторгались выращенными детьми цветами.

       Профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Более того, преемственность воспитания и обучения в детском саду и в семье является непременным условием эмоционально-волевого развития ребенка. Поэтому воспитательные усилия педагогов и родителей должны быть согласованными [8: 27]. Учитывая все это, мы старались, чтобы  родители всегда были в курсе всех событий, которые происходили  в группе (через индивидуальные беседы, уголки для родителей, выставки детских работ  и т.д., постановку общих спектаклей, совместные детско-родительские проекты).

На четвертом этапе проекта обычно презентуются результаты деятельности детей и взрослых.

На презентацию проекта «Удивительный мир эмоций»  пригласили пап и мам, бабушек и дедушек наших воспитанников. На празднике  дети презентовали авторские пособия по развитию эмоционально-волевой сферы.

 Кроме этого были организованы выставки рисунков: «Автопортрет»; «Моя семья»; «Мой папа самый-самый…»; «Портрет мамы».

        Далее на пятом этапе  мы придумали новый совместный с родителями проект под названием  «Перелетные птицы», так как перед детьми возникла новая проблема: «Чем порадуем скворцов?»  И, конечно же, в ходе реализации нового проекта  мы постоянно уделяли внимание развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Результат:  Выбранные нами проекты оказались эффективными методами воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, способствовали социально-личностному развитию детей. Исследование межличностных взаимоотношений в детском коллективе, проведенное психологом, показало высокий уровень благополучия в группе.

В ходе реализации проекта «Удивительный мир эмоций» старшие дошкольники  научились   выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение.

Проект способствовал сплочению коллектива детей и родителей, педагогов. Родители осознали значение социально-эмоционального развития для всей последующей жизни ребенка [8: 27] и то, что воспитание должно базироваться на положительных примерах поведения взрослых.

 Однако главным условием успеха педагогических усилий в таком деликатном деле, как социально-эмоциональное развитие ребенка являются позитивные образцы  собственного поведения педагога [8: 27].

Каждый педагог в полной мере должен осознать, что невозможно развивать в детях уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Только помня о том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, желания, можно научить детей быть доброжелательными и терпимыми к другим людям [8: 3].

Литература:

1. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд.2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 568. с.

2.Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб, 2004. – 144 с.

3. Данилова Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.    

4. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие – СПб.: КАРО, 2007. -256с.        

5. Коррекционная работа  в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/ Л.А. Дружинина – М.: Издательство «Экзамен», 2006.- 159 с.

6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида  под редакцией Л.И. Плаксиной, М. «ГороД», 1999.

7. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 345 с.

8.Я–Ты–Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост.: О.Л. Князева. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.