Художественно-эстетическое развитие дошкольников с нарушением зрения через продуктивную деятельность.
консультация

Куликова Светлана Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Художественно-эстетическое развитие дошкольников с нарушением зрения через продуктивную деятельность.

                                                                                     Подготовила:

                                                                                   воспитатель                                                                                                                                                                                                                Куликова С.Н.

                                                                                           

В нашем богатом русском языке есть такое заимствованное из латинского языка слово ПРОДУКТ. В переводе оно буквально означает – предмет, являющийся результатом человеческого труда.

Соответственно слово ПРОДУКТИВНЫЙ означает – способный производить, производительный, плодотворный (толковый словарь рус. яз. под ред. Д.Н.Ушакова)

        Естественно, что в человеческом обществе это очень востребованные понятия, так как жизнь людей совершенно невозможна без различных продуктов, например, есть такие понятия: продукты питания, продукты химического производства, продукты тяжёлой и лёгкой промышленности и тому подобное.

        А замечательное понятие продуктивный  несёт в себе ещё и некоторый оттенок творческой составляющей. Это потому, что только производительный и плодотворный труд приносит удивительный высоко оцененный обществом продукт.

        Сейчас в дошкольном образовании становится актуальным и современным понятие  ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.   Итак,

Детская продуктивная деятельность – это деятельность ребенка с целью получения продуктаобладающего определенными заданными качествами.  (Это могут быть, например: постройки из кубиков, рисунки, аппликации, лепные поделки и т.п.)
        Естественно предполагается, что  ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ с нарушением зрения в детском саду не возможна без участия взрослых, т.е. педагогов.

        Продукты деятельности у детей с нарушением зрения в детском саду бывают разными, так как получены они в результате различной деятельности, которая, во-первых,  предусмотрена и определена программой воспитания и обучения; во-вторых, является дополнением к программе и определена выбором педагогов и желанием детей; в-третьих, является плодом совместных игр и развлечений детей с нарушением зрения.

Поэтому, предположим, что условно можно разделить продуктивную деятельность детей на следующие составляющие или направления:

  1. Продуктивная деятельность в непосредственно организованной образовательной деятельности.
  2. Продуктивная деятельность в кружковой работе (сюда же можно отнести творческую проектную деятельность).
  3. Продуктивная деятельность в свободных играх и развлечениях.

Замечу, что художественной эстетикой пронизана вся деятельность педагогов в нашем учреждении и направлена эта деятельность, чаще всего именно на получение вполне определённого результата, то есть продуктов этой деятельности.

Итак, сейчас мы с вами рассмотрим, как же может быть реализована концепция художественно-эстетического развития детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в различных направлениях воспитания и обучения в детском саду.

  1. Продуктивная деятельность в НООД

Непосредственная организованная образовательная деятельность в детском саду, как мы с вами знаем – это отдельная и самая важная образовательно-воспитательная структура.

Самый реально и быстро получаемый продукт этого вида деятельности в виде рисунков карандашами и красками, скульптурных изображений из пластичных материалов, различных поделок из бумаги, подручных и природных материалов мы можем иметь на занятиях по изобразительной деятельности.

В изобразительной деятельности ребенка с НЗ тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный им продукт – рисунок, лепная поделка и другое – в значительной мере отражает его представление об окружающем эмоциональном отношении к миру.

Развитие детской продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка с НЗ умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла.

Но при этом следует оговориться, что стимул и мотив для этого вида продуктивной детской деятельности все же создает взрослый человек. Можно сказать, что воспитатель и является двигателем этого процесса.

Мотив продуктивной детской деятельности в занятии создается продуманной презентацией какой-то идеи изобразительной концепции, соответствующей программе воспитания.

 Например: сначала - я рассказываю о природе и птицах зимой, показываю детям иллюстрации, затем – вместе с детьми составляется рассказ или сказка и, наконец – всё уведенное и услышанное воплощается ими в изображение.

 Таким образом, в конечный продукт этой деятельности интегрируется несколько образовательных направлений. 

  1. Продуктивная деятельность в кружковой работе (и творческой проектной деятельности)

Продукты детской продуктивной деятельности,  получаемые в результате кружковой работы, в значительной мере отражают представления ребенка с нарушением зрения об окружающем мире и его эмоциональное отношение, так как в этом виде деятельности присутствует индивидуальная творческая составляющая. Ребёнок самостоятельно реализует свой художественный замысел, возможно, предварительно обсудив его с воспитателем и другими детьми с нарушением зрения.

Например: на прогулке мы, наблюдая за живой и неживой природой, рассматриваем с детьми какой-то объект. Объясняем детям свойства этого объекта, его назначение и обсуждаю вместе с детьми предполагаемые возможности воплощения этого предмета, например, в рисунке.

Занятия в кружке «Разноцветные ладошки» дети с нарушением зрения посещают по своему собственному желанию. Это отдельно предоставляемая образовательная услуга.

Таким образом, стимулом для создания продукта в данной деятельности может стать заинтересованность детей с нарушением зрения, их любознательность. А мотивация складывается из сиюминутной потребности.

Например, в преддверии какого-нибудь праздника у детей с нарушением зрения возникает идея подарка для родных или украшения группы и т.п. И эти свои идеи дети самостоятельно и свободно воплощают в жизнь, но уже только при частичном участии и помощи воспитателя.

  1. Продуктивная деятельность в свободных играх и развлечениях

Продукты изобразительной продуктивной деятельности детей и педагогов часто широко используются в играх и развлечениях. По инициативе детей с нарушением зрения и с помощью воспитателя могут быть изготовлены различные атрибуты для игр.

Например, можно изготовить шапочки в технике папье-маше к сказкам-драматизациям (лиса, медведь, собака, лягушка, мышка).

Таким образом, продукты, получаемые в результате продуктивной деятельности, дают возможность ещё больше усилить интеграцию воспитательно-образовательных областей. При этом расширяется кругозор детей с нарушением зрения, совершенствуются их коммуникативные навыки.

Детская продуктивная деятельность играет важную роль в развитии дошкольника с нарушением зрения, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связано с развитием познавательных процессов – восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Организация образовательной деятельности по художественному творчеству тесно переплетена с продуктивной деятельностью и является важным компонентом всестороннего развития детей с нарушением зрения. Это способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников с НЗ.

В адаптированной образовательной программе нашего ДОУ большое место отведено художественно-эстетическому развитию детей с нарушением зрения, т.к. это развивает зрительно-моторную координацию наших воспитанников с НЗ, развивает мелкую моторику наших детей, ориентировку на листе бумаги и в пространстве – что обычно не развито у категории детей с НЗ.

Конспект  НОД для родителей

Использование техники рисования углём.

Натюрморт «Ветка в вазе»

        

Цель:  Помочь создать графическое изображение, мотивируя доступностью

              и лёгкостью приёмов.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить с техникой рисования углём;
  • учить видеть форму изображаемого;
  • учить технике растушёвки.

Материалы для занятия: поставленная натура (ваза и ветка); иллюстрации натюрмортов; листы бумаги формата А-3; уголь; салфетки для вытирания рук.

ХОД НОД:

Я предлагаю вам сейчас почувствовать себя немножко художниками и создать некий продукт своего художественного рукотворного труда …  

Мы попробуем изобразить натюрморт «Ветка в вазе». Рисовать будем углём.

Уголь – древнее изобразительное средство. Им рисовали ещё пещерные люди. Материал этот очень графичен. Он позволяет делать на поверхности крупные, сочные штрихи. В детском саду уголь не используется из-за того, что пачкаются руки и трудно сохранить изображение аккуратным, без ненужных отпечатков.

Но в то же время углём очень легко работать, можно быстро исправить неточно проведённую линию, которую затем легко сделать ещё более эффектной – то есть растушевать.

        Предлагаю вам посмотреть на разные натюрморты. Вспомним, что натюрморт – это изображение каких-то предметов на столе или какой-то другой поверхности. Изобразительные средства здесь очень разнообразны. Всё зависит от фантазий художников…

        (Присутствующие рассматривают натюрморты.)

         Вот я поставила натюрморт. Это называется – натура. Давайте рассмотрим его подробнее… Определим размеры: вазы…, ветки…. Затем сопоставим с изображением на листе бумаги… Сделаем для себя необходимые отметки…

        Посмотрите, как я предлагаю вам распределить изображение на листе бумаги…

        (Показ подготовительных приёмов)

        Для этой работы лист надо расположить вертикально. Далее… рисуем силуэт вазы, не делая, при этом слишком сильного нажима.

        Рисуем саму ветку… Также не слишком сильно нажимая…

        Теперь следует сделать приёмом «растирка» саму вазу, чтобы получить более её объёмное изображение.

        Теперь нужно заново обозначить контур вазы, чтобы изображение получилось чётким. (Если недостаточно объёма, можно ещё раз провести и ещё раз растереть линию.)

        А теперь следует более чётко детализировать саму ветку. Она состоит из более мелких веточек… Рассмотрите, как это всё расположено на натуре и попробуйте сами добавить мелкие веточки в свой рисунок.

        (Участники рисуют на своих листах…)

        Настал момент, когда можно добавить тени и полутени на вазе и, наконец, изобразить фон. На фоне также есть тени, которые падают от вазы и ветки. Мы рисуем углём тень, при этом не сильно нажимаем на сам уголь. Это для того, чтобы потом добавить более глубокого тона тени… Это для вазы, т.к. она расположена ближе к поверхности. А тень ветки будет более слабой, т.к. она находится высоко в воздухе…

***

        Вот и всё! Наш опыт продуктивной деятельности подошёл к концу… Наш натюрморт готов. Вы стали сегодня художниками. Попробовали себя в технике графики. Если вам это понравилось, то можете дома использовать эти приёмы для работы с детьми с нарушением зрения. А может быть вы, воодушевлённые полученным результатом, и сами захотите дальше совершенствовать свои художественные навыки, будете писать графические натюрморты и не только!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

«Развитие коммуникативных способностей у детей с нарушением зрения через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении»

  В связи с введением новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Согласно новым тр...

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

Консультация для воспитателей "Развитие предметно-практических действий у дошкольников с нарушением зрения через работу с трафаретами"

В данной консультации говорится о том, что необходимо использовать при обучении детей с нарушением зрения специальные средства и приемы, которые обеспечат успешность в усвоении предметно-практических ...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...