Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"
статья (старшая группа) по теме

Кузина Ольга Владимировна

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительной деятельности является не только формирование умения правильно рисовать, но и развивать его творческую фантазию, воображение, мысль, способствовать умению понимать искусство. Для ребенка с дефектом зрения предмет изобразительной деятельности становится не только средством самовыражения, но и прежде всего средством познания окружающего мира, что является важным моментом в его развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузина Ольга Владимировна, воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Золотой  ключик»

РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В последние годы в системе дошкольного воспитания усиливается значение предмета изобразительного искусства. Значение его возрастает в связи с задачей воспитания всесторонне развитой и общественно активной личности.

Изобразительное искусство древнее и одновременно очень молодое. Художники, мастера создавали изображения и много лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно, и изучать его нужно шаг за шагом.

Изобразительная деятельность – это продуктивная деятельность, результатом которой является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки.

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать.

Задачей предмета изобразительной деятельности является не только формирование умения правильно рисовать, но и развивать его творческую фантазию, воображение, мысль, способствовать умению понимать искусство.

Для ребенка с дефектом зрения предмет изобразительной деятельности становится не только средством самовыражения, но и прежде всего средством познания окружающего мира, что является важным моментом в его развитии.

Основные задачи, которые решает воспитатель, развивая изобразительные навыки у детей, следующие:

  • Раскрыть понятие «изобразительная деятельность».
  • Рассмотреть различные способы и техники изобразительной деятельности.
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.

Разрабатывая систему методов и приемов, способствующих решению задач развития изобразительных навыков у детей, разделила работу на следующие этапы:

Подготовительный.

  • Формирование ориентировочных основ изобразительной деятельности.

Формирование предметных изображений.

  • Процесс обладания способами отражения существенных внешних качеств и свойств  предметов.

Становление сюжетных изображений.

  • Развитие собственно продуктивной деятельности.

Создание творческих изображений.

  • Эмоциональная включенность в процесс деятельности.

Один из путей повышения эффективности развития изобразительных навыков в соответствии с ФГОС состоит в использовании разных методов и приемов работы.

При работе с детьми использовала следующие формы работы: НОД – Заседание клуба «Мастерилка»; экскурсии - выездное заседание клуба «Мастерилка»;  тематические дни; наблюдение – самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающая получение информации об искусстве и деятельности художников и мастеров; речевая деятельность – беседы, вопросы, обобщения, участие в диалоге, обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений об искусстве с помощью слов, например «составь (придумай) сказку», труд в природе – практическая деятельность в зеленой зоне детского сада; экспериментирование – практическая познавательная деятельность с объектами искусства, различными материалами, сопровождающаяся наблюдением, высказыванием;  картинная галерея и уголок книги. Просмотр книг, картин, телепередач искусствоведческого содержания способствуют получению новых и уточнению имеющихся представлений об искусстве; творческая мастерская – создание изопродукции на основе впечатлений от предметов искусства; дидактическая и сюжетно-ролевая игра – отражают различные события из жизни людей.

Работая с родителями, использовала такие формы работы как выставка детских работ (рисунки, аппликации, пластичные формы, поделки из природного материала), фотографий (например: дети на экскурсии); родительское собрание «Клуб «Мастерилка» приглашает гостей»; Дни открытых дверей.

Проводили совместные акции – родители и дети: подготовка к выставке, изготовление поделок, рисунков.

Таким образом, можно сказать, что развитие навыков изобразительной деятельности у детей с нарушением зрения играет положительную роль, несет большой эмоциональный заряд, является одним из действенных средств в эстетическом воспитании детей.

Наблюдение за изобразительной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяет обнаружить уровень развития изобразительных навыков. Исходя из результатов диагностики, можно отметить, что процент детей владеющих изобразительными навыками увеличился за один год с 40% до 60%. Удалось сформировать познавательный интерес к миру искусства, эмоциональное отношение детей к искусству, развить чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту окружающих предметов и предметов искусства.

Литература:

  • План-программа педагогического процесса в детском саду. Сост. Н.В.Гончарова и др., под редакцией З.А.Михайловой. Спб: Детство-Пресс, 1999. 255с.
  • Жукова Р.А. Изобразительная деятельность. Занимательные материалы – Волгоград; «Корифей» ИТД, 2010г.
  • Колдина Д.Н. Рисование с детьми 6-7лет – М.; Мозаика-синтез, 2011г.112с.
  • Белецкая В.И., Гнеушева А.Н. Охрана зрения слабовидящих дошкольников М.; 1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения

Известно, как трудно входят  в новую среду дети с отклонениями в развитии. В дошкольном детском учреждении для них создаются определенный комфорт, они равны между собой, у них одни и те же ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ЗПР ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Предлагаю опыт  моей  работы по развитию творческих  способностей детей  дошкольного  возраста через нетрадиционные  техники изобразительной деятельности.Использова...

Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения

Известно, как трудно входят  в новую среду дети с отклонениями в развитии.  Нашей задачей с детьми с нарушенным зрением, прежде всего, является помочь понять свои проблемы, принять себя таки...

"Развитие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в изобразительной деятельности"

В Статье ""Развитие  творческого потенциала   воспитанников старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения в изобразительной деятельности" дается определение тво...