"Развитие творческого потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в изобразительной деятельности"
статья (старшая группа) по теме

Саво Инна Леонидовна

В Статье ""Развитие  творческого потенциала   воспитанников старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения в изобразительной деятельности" дается определение творчества; раскрываются проблемы, связанные   со зрительными нарушениями воспитанником. Предложены пути формирования творчества и отдельные направления  изобразительной творческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_tvorcheskie_sposobnosti.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  творческого потенциала   воспитанников старшего дошкольного возраста  с нарушением зрения в изобразительной деятельности.

Саво Инна Леонидовна, старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 26 Красносельского района СПб

Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом.

П. Вайнцвайг

Современный мир многообразен и быстро развивающийся. Правительством перед педагогами поставлена задача : создать такие условия для детей, чтобы  можно было сформировать творчески мыслящую личность, способную в дальнейшем развивать науку и искусство в нашей стране. Неслучайно 3 года назад был создан центр «Сириус», где талантливые дети могут  реализовать свои идеи, познакомится с лучшими достижениями человечества.  Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Благодаря исследованиям определен большой набор черт, относящихся к творческим. Эти черты включают в себя самостоятельность суждений, уверенность в себе, способность находить привлекательность в трудностях, эстетическую ориентацию и способность рисковать. Как же сложно дается детям с нарушением  зрения развить эти черты характера и постичь азы творчества .

 Нарушения зрения (в том числе амблиопия и косоглазие) – это  ограничение зрительного восприятия или понижении остроты зрения, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У детей с нарушенным зрением возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.

У слабовидящих детей сам интерес к деятельности часто отсутствует. Дошкольники могут рисовать, лепить потому что их попросили, а не потому что им интересно. Может отсутствовать мотив творчества, стремления к нахождению новых оригинальных идей в процессе выполнения работы. Все это объясняется характером дефекта: у дошкольников с недостатками зрения в разной степени нарушены основные свойства зрительного восприятия (предметность и целостность, структурность и детальность, избирательность, обобщенность и симультанность).

Как же мы, педагоги, можем помочь такому ребенку?

Приступая к развитию творческих способностей, мы должны:

  • учитывать зрительный диагноз и индивидуальные особенностей каждого ребенка;
  • продумать организацию совместной и самостоятельной деятельности детей,
  • подобрать эффективные методы и приемы развития творческих способностей,
  • создать положительный микроклимат в группе и непринужденную, свободную для творчества обстановку.
  • сделать родителей (законных представителей) союзниками в нашей деятельности,
  • самому педагогу быть творческой личностью.

Дети любят экспериментировать и всегда что-то изобретают. Поощряя эти стремления, важно помнить, что главным результатом является новый опыт ребенка. Для детей с нарушением зрения новый опыт деятельности всегда исключительно значим. Поэтому для ребенка важно сделать первый шаг в открытии нового путем собственных действий ( смешение цветов и получение других, рисование по мокрому и получение нового изображения,  использования кляксографии и дорисовывание для получения  нового образа)

Коррекционные занятия по рисованию, аппликации, лепке  способствуют тому, что:

  • у детей формируются навыки наблюдения;
  • совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
  • дети овладевают специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;
  • формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров;
  • дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их;
  • также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами;
  •  дети учатся изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;
  • на занятиях изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности совершенствуются все мыслительные операции.

Какие же встречи с изобразительной деятельностью можно использовать для развития творческих способностей детей?

  • рисование по мотивам прослушенных сказочных мелодий

Н. Римского-Корсакова «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

  • перенос впечатлений в свою работу после просмотра картин А.Леонова об удивительном космосе и посещения с родителями Планетария
  • создание иллюстраций к сказкам с использованием нетрадиционных техник рисования ( рисование тычком кисти, пластилинография, монотипия и диатипия, граттаж и др.),
  • придумывание коллажей,
  • создание необычных поздравительных открыток, элементов дизайна помещения групп (гирлянды, украшение окон, создание постеров),
  • придумывание и воплощение идей по созданию подарков членам семей и сотрудникам детского сада

Конечно, мы должны помнить, что сначала необходимо сформировать представления об окружающем мире, познакомить с  изобразительными  и технические  приемами изобразительной деятельности, а затем параллельно создавать творческие  работы.  Пусть «незапыленность» восприятия позволит Вашим воспитанникам создавать творческие шедевры, ведь детские работы являются произведением искусства и могут украсить любое помещение детского сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормализация эмоционально-волевой сферы старших дошкольников с нарушением зрения через проектную деятельность

В статье представлен опыт работы по нормализации эмоционально-волевой сферы детей старшей группы с нарушением зрения в ходе реализации информационно-практико-ориентированного проекта "Удивительный мир...

«Виртуальный музей «Песни, опаленные войной» как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста»

Основная цель проекта: организация образовательного процесса,  способствующего повышению уровня духовно-нравственного потенциала  воспитанников старшего дошкольного возраста через использова...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

ПРОЕКТ "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста"

Проект "Виртуальный музей "Песни опаленные войной как средство формирования духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста" используется в сфере дошкольног...

Обобщение опыта работы "Развитие у дошкольников с нарушением зрения навыков изобразительной деятельности"

На непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду, ребенок делает первые шаги в мир прекрасного, пытается сам его создавать. Задачей предмета изобразительн...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...