Развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
материал (подготовительная группа) по теме

Косенко Светлана Аведисовна

Опыт  работы Косенко С.А., воспитателя МБДОУ ДС КВ № 31 «Голубая стрела» г.Туапсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sveta.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности

Опыт  работы Косенко С.А., воспитателя

МБДОУ ДС КВ № 31 «Голубая стрела» г.Туапсе

Кляксы. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и изображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх оставляя за собой след, повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что похожи их следы, дорисуйте.

        Подобные упражнения не только развитие фантазии, но и способ детского самовыражения. Слишком «зажатому» ребенку они помогут расслабиться, почувствовать себя свободнее. Если же ребенок слишком активен и склонен к разрушительной деятельности, не стоит провоцировать его такого рода занятиями. Для тренировки внимания, дисциплины и аккуратности предложите ему фломастеры и карандаши.

Рисование по точкам, обведение контурной фигурки, штрихование – отличные упражнения, тренирующие не только мелкие движения кисти, но и аккуратность. Что касается многочисленных раскрасок, то они полезны только для тренировки руки, для воображения же раскрашивание чужого рисунка бесполезно. « Образец – смерть для всякого пластического труда»,- писал когда-то Гейднер. Поменьше образцов, побольше смелости и свободы в рисовании. Время образцов еще впереди - в школе. Предоставьте ребенку возможность познакомиться с разнообразными изо материалами.

Коллаж. Составление картины из разнообразных материалов: бумага, ткань, природный, бросовый материал. На нанесенный рисунок приклеивается и выкладывается тот материал, который больше подходит по форме, цвету. Обычно коллаж – это коллективная работа.

Ниткография. Для выполнения работ в технике ниткографии требуются: цветные синтетические или шерстяные Ники, картон, клей ПВА. Вначале рисуется эскиз будущей работы. Затем поэтапно наносится клей на контур рисунка, и выкладываются нити, которые должны сочетаться по цвету и соответствовать длине изображения. Лишнее отрезается.

Флористика. Составление композиций из засушенных цветов называется флористикой. Для работы необходимы: засушенные цветы, листья, картон, выкрашенный в темный цвет, светлая рамка любой формы, пинцет и клей ПВА. На картон наклеивается рамка, пользуясь эскизом, размещаются растения, начиная с листьев. Затем добавляются мелкие цветки и травинки, которые могут выходить за пределы рамки, тем самым, оживляя композицию.

Высокая печать. На картон наклеиваются вырезанные из бумаги узоры, силуэты животных, человеческие фигурки и т.д. Операции нанесения краски и печатанья такие же, как в линогравюре. Да и отпечаток получается чем-то похож на линогравюру  или даже ксилографию. Силуэты выходят черными, а вокруг них как сияние, белый ореол. Фон в зависимости от шероховатости картона – где-то темнее, где-то светлее.

Тампонирование. Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (можно заменить кусками поролона). Штемпельная подушечка послужит палитрой. Наберем краски и легким прикосновением к бумаге, будем рисовать что-нибудь пушистое, воздушное, прозрачное. В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали). А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях сочетать эту технику с техникой трафарет. Сначала вырежем трафарет, кто, какой хочет. Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим к другому листу бумаги и с помощью тампона закрасим силуэт.

Муаровые переливы акварели. Акварель – совершенно удивительная техника, с одной стороны очень сложная, с другой – доступная каждому начинающему рисовать. Дети, узнав некоторые секреты, добьются прекрасных результатов.

  1. Работать акварелью надо только по мокрой бумаге хорошего качества, тогда краска сама будет создавать волшебные узоры.
  2. Контуры намеченной цветной композиции обведите светлым тонко оточенным мелком или свечой. Тогда контуры цветов не потеряются в волшебных узорах акварели.
  3. Нанесите иглой узоры, процарапав прожилки на листьях и лепестках. Фон можно обработать грубой наждачной бумагой, свободными круговыми движениями.
  4. Лист смочите с двух сторон и положите на горизонтальную поверхность стекла.
  5. Набрызгайте щеточкой краску разных цветов на мокрый лист, взбрызнув его разведенным спиритом, или слегка обсыпьте солью.
  6. После полного высыхания краски слегка уточните свой замысел.

Монотипия. Понадобится гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половину круга на правой стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист, что получилось, мяч, солнце. Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно разгладим в разные стороны, развернем: что получилось?

Рисование на мятой бумаге. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старшей группе дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

Рисование восковыми мелками или свечой. Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается по поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу, на цветном фоне появляется рисунок.  

Рисование по сырой бумаге. Для рисования по сырой бумаге нам понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке «чтобы бумага не высыхала». Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно.

Пальчики - палитра. Под рукой нет кисточки. Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, а другой – в синюю, третий – в желтую  … Чем не палитра?

Граттаж. Суть этой техники, которая использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке – в процарапывании. Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Эту технику можно осваивать с детьми старшего дошкольного возраста тогда. Когда у ребенка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

Набрызг. Непростая техника, ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменяет зубная щетка со стекой (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. Со временем капли будут мельче, станут ложится ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, поэтому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке.

Печать от руки. Обмакнем всю ладонь или часть ее в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно выкрасить ладонь в разные цвета. К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях.

Печатка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая им пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. Печатка готова.

Цветные ниточки. Возьмите нитки длиной 25 – 30 см., окрасить их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.

Таким образом, представленные нами техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Примерное перспективное планирование работы с использованием нетрадиционных способов рисования

Цель: Разработать систему педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм работы по рисованию для развития у детей изобразительного творчества.

Кляксы. 

Занятие № 1. Капнуть каплю краски на лист. Дать высохнуть, а затем постараться увидеть в кляксе незаконченное изображение. Дорисовать его (удобнее фломастерами и карандашами).

Занятие № 2. Губкой, намоченной в краске, размазать по листу. Дать высохнуть и дорисовать.

Занятие № 3. Лист произвольно покрывается разноцветными мазками. Задача: увидеть в рисунке сюжет и дорисовать его.

Занятие № 4. Намазать ладонь краской и поставить отпечаток на лист. Сделать еще несколько разноцветных отпечатков, а когда рисунок высохнет, дорисовать.

Занятие № 5. Рисуем пальцами. Если каждый палец намочить краской определенного цвета, а затем поставить отпечатки на лист, то получится картина (салюта, огоньков на новогодней елке и т.п.). Главное дорисовать.

Занятие № 6. Рисуем всеми пальцами сразу или двумя руками одновременно.

Занятие № 7. Окунуть соломинку для сока в краску, подуть. Разбрызгать краску, а потом дорисовать по высохшему.

Занятие № 8. Взять карандаш или фломастер, и, закрыв глаза, не отрывая руку от бумаги, сделать несколько хаотичных движений. Попытаться увидеть в этих «каляках» сюжет. Дорисовать его.

        Рисование по точкам.

Цель: помочь поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке, развить творческое воображение. Задания:

- Проведение линий в направлении «от себя» (длинные, короткие), « к себе», затем дуг (кактус, звезда, гриб, тучка, ежик, солнце).

Педагог рисует элемент и предлагает ребенку дорисовать его до получения образа, уточняя: «что это», «кто это».

- Рисование замкнутых, петлеобразных линий (улитка, солнышко, цветок , недовязанный носок).

- Рисование спиралеобразных линий (пчела, бабочка, змея, дым из трубы).

- Дорисовать группы точек до образца (клубничка, жучок).

Педагог рисует точки, служащие для ребенка зрительным ориентиром. Обводя их, он получает образ.

- Рисование овалов, кругов и их сочетаний (солнце, рыбка, цыпленок, пингвин, домик, телевизор и вагончики).

Педагог рисует фигуру, а ребенок дорисовывает образ.

- Рисование различных геометрических фигур и их сочетаний (уточка, лягушка).

- Рисование различных линий (волна, округлая линия, напряженная линия).

Эти задания можно включать в занятия частично или полностью на них строить занятие.

  1. Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).

Цель: развивать глазомер, уверенность руки и точность  движений.

Взрослый предварительно рисует контур предмета точками и предлагает провести по ним сплошную линию. Затем ребенок раскрашивает предметы по собственному усмотрению.

  1. Составление предметов и образов из различных геометрических фигур, используя широкие линейки с экранчиками различной формы.

Цель: упражнять в умении составлять целое из частей.

Дорисовать различные предметы или образы, используя одну из карточек с изображениями геометрических фигур.

  1. Обведение предметов и штриховка их разнообразными видами (по заданию взрослого и самостоятельно), используя линейку с экранчиками.
  2. Штриховка контурно – изображенных предметов.

Цель: учить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Материал: тонкие листы бумаги, пастовая ручка или цветные карандаши.

Педагог предлагает ребенку перевести через тонкий лист бумаги какое-нибудь животное, а затем заштриховать его разнообразной штриховкой по желанию, следуя направлению контура.

Коллаж.

Коллективная работа: «Весна – красна» (бумага), «Приходи к нам сказка» (ткань), «Сказочный лес» (природный, бросовый материал).

Ниткография.

Цель: развивать умения видеть образы.

Материал: 2 альбомных листа, нитки, длиной 25 – 30 см., гуашь.

Педагог предлагает получить разноцветные нитки, опустив каждую из них в краску разного цвета. Эти нитки укладываются на лист бумаги (веером, зигзагом, по прямой, клубочком), и только кончики остаются вне листа. Затем лист с нитками закрывается вторым листом бумаги, придерживая который ребенок должен по очереди выдернуть нитки. Получившееся цветовые пятна ребенок должен довести до образа, дорисовав мелкие детали.

Тампонирование.

Занятия: «Пушистые цыплята», «Веселые зайцы», «Добрый снеговик», «Яркие светлячки».

Занятия с сочетанием техники трафарет: «Веселые матрешки», «Котик греется на солнышке», «Снежная баба».

        Монотипия.

Занятие № 1. «В стране двуляндии»

Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну их две. А что есть в вашей двуляндии?

Занятие № 2. « Каких я видел бабочек».

А вы знаете,  что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками.

Занятие № 3. «Осенний парк».

Дорогу и небо нарисуйте в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверх и вниз. А потом по небу плывут облака разной формы, а по дороге как увидим лужи и опавшие листья.

Занятие № 4. «Маски для колядования»

        Маску нарисуем в рассматриваемой технике, вырежем ее, сделаем отверстия для глаз и носа, приклеим резинку. Маска готова!

Занятие № 5. «Я и мой портрет или близнецы».

Нарисуем себя, и все вместе посмеемся.

Занятие № 6. «Город на реке»

Нарисуем город, согнем бумагу по горизонтали – город отразился в воде.

        Рисование на мятой бумаге.

Занятие № 1. «солнце согревает краску».

Проведем голубой, розовой, желтой краской по верхней части листа, а зеленой по нижней.

Занятие № 2. «Дождевые капли»

Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком. Проведем по листу желтой, розовой и голубой краской.

Занятие № 3. «Елочки в лесу»

Пошел снег и спрятал лесных красавец от детских глаз. А мы их все равно  - найдем. Проведем по листику краской любого цвета. Вот они стройные и пушистые.

Занятие № 4. «Веселые зайчата»

Мама зайчиха сидит под елочкой и наблюдает за своими шалунами.

Занятие № 5. «рыбки в аквариуме»

Веселая стайка шустрых рыбок то всплывает верх, то опять ныряет на дно.

Занятие № 6. «Смешной снеговик».

Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

Занятие № 7. «Утренняя зарядка»

Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок.

Занятие № 8. «Заиндевелое дерево»

Стоит, не шелохнется. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днем (желтый), и таинственной ночью (фиолетовый).

Занятие № 9. «Что мы видели в лесу»

Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.

Занятие № 10. «Пушки с пристани палят»

Нарисуй остров с высокими маковками  дворца, кораблик в море. Выбрать любую краску и раскрасить.

Занятие № 11. «Царевна есть, что не можно глаз отвесть»

        Нарисуй, какой ты ее себе представляешь.

Занятие № 12. «Нарисуем веселую картинку для малышей»

Вы уже многое умеете, давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем все, что они захотят, а потом покажем, как картинка оживает.

Рисование по сырой бумаге.

Занятие № 1. «И поплыли по небу облака»

Провести плавную линию, - и она волшебным образом превратилась, например, в пушистого зверька. На что еще похожи ваши облака?

Занятие № 2. «Аквариумные рыбки»

Встретились две дуги. А получилась рыбка. Подрисуйте глаз, рот, чешуйки. А теперь проведем вертикальные линии – в воде заколыхались водоросли.

Занятие № 3. «Летний дождик».

Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик. И я бы побежал под дождем, да так, чтобы брызги в разные стороны.

Занятие № 4. «Воробушки зимой»

Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки. Ничего скоро весна!

Занятие № 5. «Когда меня обижают»

Каким мне тогда кажется мир? Все расплывается от слез, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда не станет так одиноко.

Занятие № 6. «Мой добрый маленький друг»

Я люблю его. Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке.

Занятие № 7. «На дне морском или в гостях у Нептуна»

Покажи, как меняется море в зависимости от погоды.

Занятие № 8. «Последний лист»

Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухшие листья, клонит стволы деревьев. И только один лист еще трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист.

Занятие № 9. «В метель»

Порыв ветра, еще один, еще … Снег колет лицо. Он то вьется змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешеном хороводе, превращая тебя в невидимку.

Занятие № 10. «В батискафе»

Что ты видишь сквозь толщу воды? Водоросли, солнечные лучи, стайки разноцветных рыб. Удивительно красиво!

Занятие № 11. «Радуга – дуга»

Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строго определенном порядке. Смотри, не перепутай!

Пальчики - палитра.

Занятие № 1. «Дорожка для дымковской барыни».

Вот она красавица! На юбке у нее круги и точки разных цветов. Давайте, нарисуем дорожку, по которой она отправится на гулянье, и украсим дорожку таким же узором как на юбке. (Знакомим с одним из самых знаменитых народных промыслов, учим располагать узор на полоске).

Занятие № 2. «Вспомним лето»

Вспомните всех, кто радовал вас летом (солнце, цветы, бабочки), и подарите свою радость другим.

Занятие № 3. «Веселые цыплята»

У наседки появилось много пушистых, веселых, озорных цыплят. Приложим большой палец – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмем кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клюв. Вот побежали друг за другом непоседливые малыши.

Занятие № 4. «Забавная игрушка».

Ее можно нарисовать, многократно прикладывая к листу бумаги «разноцветные» пальцы. Фантазируй, что у тебя получится.

Занятие № 5. «Дымковская фантазия».

Выбери любую игрушку (заранее нарисованное контурное изображение) и раскрась ее так, чтобы тебе самому, и всем, кто ее увидит, стало весело.

Занятие № 6. «Подарим маме цветы».

Давайте нарисуем лепестки так: приложим к бумаге «желтый» палец, а чуть ниже «красный». Прямо на глазах появился волшебный цветок необычного цвета. А теперь попробуй то же самое с другими красками.

Занятие № 7. «Гроздья спелой рябины»

Их можно нарисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже еще раз, чуть ниже еще. Тонкой кистью пририсуем веточки и черные точки. Зимнее угощение снегирям готово.

Занятие № 8. «Волшебные облака».

Приглядись к ним! Увидишь пушистого зайчонка, забавного котенка, а может быть и самого себя.

Граттаж.

Занятие № 1. «В рождественскую ночь».

Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звезды. Тонкий месяц выглянул из-за туч.

Занятие № 2. «Что за звездочки резные на пальто и на платке».

Не одна снежинка на другую не похожа.

Занятие № 3. Ночной мотылек»

Яркий фонарик показался мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь.

Занятие № 4. «Салфетка для мамы».

Она может быть круглой, треугольной. И узор придумай, какой хочешь.

Занятие № 5. «Волшебная полянка».

Кто-то недобрый закрасил лесную поляну черной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот цветок поднял головку.

Занятие № 6. «Дворец для Снегурочки».

Нарисуй сказочный дворец Берендея, где живет Снегурочка.

Занятие № 7. «Полет в космос».

Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные кораблики.

Занятие № 8. «Вечерний город».

Как он красив, когда зажигаются в окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.

Набрызг.

Занятие № 1. «Салфетка для мамы».

Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся полученным эффектом.

Занятие № 2.  «Снегопад».

По разному цветному фону «белый набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, слетаются в хоровод.

Занятие № 3. «Закружила осень золотая».

Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

Печать от руки.

Занятие № 1. «Летите голуби, летите»

Обмокните руку в голубую краску и вот полетел голубь. Тонкой кистью прорисуйте глаза, перья на крылышках.

Занятие № 2. «»Дружные ребята».

Обмакнем руки в разноцветные краски и вот получился дружный хоровод.

Печатка.

Занятие № 1. «Пригласительные открытки для малышей».

Занятие № 2. «Пригласительные открытки для родителей на Новогодний утренник».

Цветные ниточки.

Занятие № 1. «Морозные узоры».

Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.

Занятие № 2. «Страна цветных снов».

Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.

Занятие № 3. «Вологодские кружева».

Выложи нитки на вырезанных из бумаги воротнике и кокошнике.

Для развития мелкой моторики руки мы разработали игры- разминки:

"Ежик". Пальчики сжимаем в кулачек и разжимаем, приговаривая: "Ежик нахмурился, ежи улыбнулся".

Пальчики здороваются. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков пальцев левой руки, и так далее. Начиная с большого пальчика, называем каждый следующий до мизинца: "Этот пальчик - дедушка, этот - бабушка, этот - папочка, этот - мамочка, этот - я"

"Зайчик". Зайка взял барабан и ударил: "Трим-там-там!". При этом безымянный пальчик и мизинец стучат по согнутому большому пальцу (барабану). Средний и указательный пальцы - ушки. Можно ими шевелить вперед, назад и в стороны.

"Человечек". Средний и указательный пальчики бегают по столу.

"Слоник". Средний пальчик - хобот и выставлен вперед. Остальные пальцы - ноги. "Слоник ходит по столу, головой кивая и в гости приглашая".

"Руки-крылья". Кисти рук - крылышки. Делаем большие движения руками - летит большая птица. Машем кистями ручек - порхает маленькая птичка.

Тема: «Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки»

Цель: воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, учить развивать замысел, продолжать учить рисовать пальчиком.

Ход занятия:

- Ребятки, посмотрите кто у меня в руках?

- Цыпленок (ответы детей).

- Какого он цвета? (желтый)

- Какую фигуру напоминает его тело? (круг, оно круглое).

- А голова? (круг, только маленький).

- У курочки-хохлатки много таких цыплят.

Игра: «Курочка, цыплята и кошка»

Вышла курочка-хохлатка

С нею желтые цыплятки (воспитатель курочка, дети – цыплята ходят по кругу, в стороне сидит кошка)

На скамейке, у дорожки улеглась и дремлет кошка

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет (кошка догоняет цыплят, малыша прячутся, садясь на присядки, закрыв глазки).

- Цыплятки испугались кошки и сейчас прибегут к маме-курочке. А вы им в этом поможете. Вот большой лист бумаги. Курочка на нем уже ждем своих цыплят.

Подойдем и нарисуем цыпляток пальчиками. Обмакнем сначала большой пальчик в краску, приложим его к листу – это у нас будет туловище цыпленка, а теперь указательный – в краску, а затем приложим к туловищу – это голова.

Ватной палочкой изобразим глаза, лапки, клювик.

Вот вы, какие молодцы, теперь наша курочка очень довольна и говорит вам большое спасибо.

Тема «Осень»

Цель: закрепить знания детей об осени. Продолжать вызывать у детей эмоциональный отклик. Закрепить умение рисовать пальчиками или методом тычка, развивать чувство ритма.

Материал: бледно-голубой лист бумаги с нарисованным контуром дерева, гуашь, вода, тычки, салфетки, иллюстрации.

Ход занятия:

- Какое сейчас время года? (осень)

- Ребята, а вы любите осень?

- За что вы любите осень (осенью красиво, деревья разного цвета, много листьев на земле и т.п.)

Рассматриваем репродукции разных художников об осени. Дети любуются, делятся своими впечатлениями.

Физкультминутка «Клен»

Ветер тихо клен ломает (наклон корпуса)

Вправо-влево наклоняет (наклоны вправо – влево)

Раз наклон и два наклон

Зашумел листвою клен (произносят звук «Ш», встряхивая кистями рук).

Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья –

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты лист цветной

- Ребята вы хотите быть художника и нарисовать картину об осени. Дети рисуют каждый свою картину, на деревьях дорисовывают листья пальчиками или тычком (выбор детей), под деревом ковер из листвы.

Молодцы, красивые деревья у вас получились. А теперь давайте сделаем из наших деревьев целый осенний лес.

Склеиваю рисунки скотчем в одно целое, получается один большой осенний лес, заполняем пустые места листьями. Дополняю общую картину облаками.

Тема: «Одуванчики на лугу»

Цель: закреплять умения детей рисовать методом тычка по контуру цветка одуванчика, учить печатать листья одуванчика, расширять знания детей о первых весенних цветах. Обогащать словарный запас детей, прививать интерес к поэзии.

Материалы: листы бумаги зеленого цвета ½, гуашь зеленая и желтая, салфетки, листы бумаги для печатанья по числу детей, стихи Е. Серовой «Одуванчик», живые одуванчики или иллюстрации.

Предварительная работа: предварительно на прогулке рассмотреть одуванчики с детьми

Ход занятия (занятие можно провести в группе, тогда одуванчики можно выкопать и посадить в горшок, чтобы рассмотреть строение).

Занятие провожу на участке детского сада. Обращаю внимание детей на растущие среди травы одуванчики, сообщаю, что это первые цветы. (Повтор детьми названия цветка). Предлагаю послушать стихотворение.

Одуванчик золотой цветик милый и простой,

Он растет среди травы, средь зеленой муравы.

Рассматриваю с детьми цветы. Из чего состоят (из листьев, стебля, цветка). Прочитать стихотворение для запоминания 2 – 3 раза. Давайте их нарисуем. На столе бумага зеленого цвета. Это луг на нем нарисуем много одуванчиков.

Делаем несколько пробных цветков на отдельном листе бумаги и начать рисовать желтой гуашью по линии овалов цветов, а потом внутри них.

Физкультминутка «Одуванчики»

Одуванчики начинают расти, растут, растут, выросли (начинают медленно вставать)

Подул ветер, одуванчики качаются (руки вверх, легкое покачивание)

Наступил вечер, они закрылись (приседают, руки на голове)

Выглянуло солнышко, они проснулись (медленно встают, руки вверх, качаются на месте).

Радуются солнышку, вот они, какие веселые одуванчики (улыбаются)

Растут на нашей полянке (идут на места к столам).

Дети после паузы идут печатать листочки. Я показываю, как это делать: сначала намазать листочек зеленой краской, затем приложить его на лист, где есть головки одуванчиков, прикрыть салфеткой, прижать ладошкой, так напечатать 2- 3 листочка.

Дети печатают, педагог помогает при необходимости.

Теперь возьмем кисточки и нарисуем стебелек от желтого комочка к напечатанным нашим листочкам.

- Что у нас получилось? Похожа наша картина на одуванчики на лугу?

- Сегодня вы нарисовали большую картину, кто один, кто два  одуванчика, а получилось много цветов на лугу. Молодцы!

Занятие: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Задачи: упражнять в запоминании пространства на общем листе бумаги при печатанье, закрепить умение рисовать круглые и овальные формы, прямые и наклонные линии, учить тонировать бумагу широкой кистью в одном направлении, воспитывать сопереживание, умение объединяться для общего дела, интерес к русским народным сказкам.

Материал: грамзапись сказки «Гуси-лебеди», иллюстрации, макет яблони без листьев и яблок, печатки в виде листьев, макет речки (плоска ватмана), гуашь, листы белой альбомной бумаги ½ размера с нарисованными свечкой предметами для сюрприза.

Ход занятия

Приглашаю детей к себе, я принесла вам подарки в шкатулке. Только налетели гуси-лебеди и унесли мою шкатулку с подарками в сказку. Что делать? Надо ее искать. Пойдемте в сказку «Гуси-лебеди» и поищем шкатулку (под музыку дети идут к макету яблони). Спросим яблоню: «Яблоня, яблоня, куда гуси-лебеди полетели?»

Яблоня: Сильный ветер сдул мои листочки и яблочки. Напечатайте мне много листочков и нарисуйте яблоки, тогда скажу.

- Чем же мы напечатаем листочки? (печатками).  Окунем их в краску и крепко прижмем к яблоньке (под музыку дети печатают листочки и рисуют яблоки).

Яблоня: Вот спасибо! Теперь у меня много листочков и яблок! Видела я, как гуси-лебеди полетели к речке. Давайте притворимся гусями и пойдем к речке.

Физкультминутка

Гуси серые летели (взмахи руками)

На лужайку тихо сели (приседания)

Походили, поклевали (ходьба, наклоны)

Потом быстро побежали (бег и ходьба)

- Ребята, давайте спросим речку: «»Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди полетели?».

Речка: Нарисуйте моим рыбкам травку и камушки, чтобы они могли притаиться в них, тогда скажу.

- Чем же нам нарисовать камушки и травку? Нарисуем пальчиками (дети рисуют на полу, на ватмане).

Речка: Спасибо, ребятки. Много травки и камушек вы нарисовали для рыбок. Видела я, как гуси-лебеди полетели к избушке в лесу (дети под музыку идут к избушке).

- Что же в избушке? (Захожу в избушку, беру шкатулку, открываю и раздаю детям белые листы бумаги).

- Вот мои подарки для вас, только они не простые, а с загадками, чтобы их отгадать, надо закрасить лист бумаги цветной водой  и назвать, что у кого нарисовано. Дети тонируют листы и на них появляются картинки.

Занятие «Маленькая елочка»

Задачи: учить детей рисовать способами тычка елочку, расширять знания детей о праздниках.

Материал: ½ альбомного листа с нарисованными силуэтами елочки, гуашь (зеленая, красная, желтая, синяя), кисточки.

Ход занятия:

Что за гостья к нам пришла

Так нарядна и стройна

Наверху звезда горит

И до самой до макушки

Вся в игрушках и хлопушках (елочка)

- Ребята, на Новогодний праздник елка приходит в гости к деткам, ее украшают, под елку Дед Мороз кладет подарки, которых ждут и дети и взрослые.

- А еще мы с вами можем нарисовать елочку и ее украшения. Предлагаю детям обвести вначале пальцами контур всей елочки. Сделать упражнение разминку с кисточкой, объяснить и еще раз напомнить технику рисования тычком.

Набрать на кисточку зеленую краску и начать рисовать тычком по линии контура елочки, а потом и внутри нее.

Физкультминутка «Давайте поиграем»

Пальчик о пальчик тук да тук (указательные пальчики постукивают)

Весело пляшут пальчики наши (поднимают руки вверх, делают фонарики)

Ножками топ да топ, весело пляшут детки наши (дети топают ногами, ритм убыстряется)

Ручками хлоп, да хлоп, да и хлоп. Весело хлопают наши ручки (дети хлопают руками, ритм убыстряется).

Занятие: «Воробей»

Задачи: продолжать закреплять знания детей об осенних явлениях, закреплять умения рисования нетрадиционными способами рукой. Обогащать словарный запас детей, прививать интерес к поэзии.

Ход занятия.

Расставлены мольберты с осенними пейзажами. На стене ватман с нарисованной кормушкой. На столе подносы с краской, салфетки, крышка.

Дети рассматривают пейзажи.

- Ребята посмотрите, какое красивое время года. Осенью все деревья остались без листьев. Куда же делись листья? (опали).

- Правильно, это явление называют листопад (дети повторяют хором и индивидуально)

Птицы улетают в теплые края, потому что им холодно, но некоторые оставаться зимовать у нас. Загадываю загадку:

Угадай-ка, что за птица скачет по дорожке

Словно кошки не боится, собирает крошки

А потом на ветку, прыг, и чирикает: чик-чирик (воробей)

Вот и сегодня когда я шла в детский сад, то увидела кормушку для птиц с одной птичкой – воробьем. Он был очень грустный.

- Почему ты грустишь, спросила я его. Мне грустно, потому что я один, другие воробьи не прилетели, а остальные птицы улетели в теплые края. Еще мне холодно, на улице последний день осени. Скоро наступит зима.

- Мне стало его жалко, и я принесла его в детский сад. Давайте с ним познакомимся и подружимся. Игра: «Воробей»

Воробей воду пьет, скачет у колодца (дети-воробьи прыгают на двух ногах)

А к нему рыжий кот из кустов крадется

Воробей не зевай, в луже не купайся (грозят пальчиком)

Ты скорей улетай, от кота спасайся (убегают от кота).

Дети рассматривают воробья (рисунок). Это воробей. Он коричневый, у него есть голова, туловище, клюв, лапки, глаза (показывают). Алиса, какая это птица? (воробей).

- Воробей, какой Илюша? (коричневый, у него есть голова, лапки). А где находятся глазки у воробья? Мы с вами все вместе, а воробью грустно, он один. Давайте с вами поможем ему: нарисуем ему с вами друзей и посадим их на нашу кормушку. Подходите к столам. Сейчас мы с вами будем рисовать воробьев. В поддоне у нас с вами коричневая краска, как вы думаете, почему она коричневая? Милена, какой воробей? (коричневый).

Опускаем ладони в поднос с коричневой краской, поднимаем ее и аккуратно стряхиваем лишнюю краску. Прикладываем ладошку к листу бумаги, другой ладошкой прижимаем нашу коричневую ладошку. Приложили ладошку, убрали, (дети рисуют ладошкой воробьев, педагог помогает).

- Молодцы, все правильно сделали. А теперь поднимите ладошку и вытрете об салфетку. Хорошо, туловище готово, а что же еще надо нарисовать? Как вы думаете?  Дети: голову.

- Правильно, надо нарисовать голову. Для этого возьмем крышечку и тоже обмакнем в коричневую краску, стряхнем лишнюю краску и приложим к туловищу воробья. Какие у вас получились красивые воробьи. А что еще мы забыли нарисовать? Дети: глаза, клюв.

- Да, глаза, чтобы он видел, а клюв, чтобы он клевал зернышки. Берем ватную палочку (или пальцем), обмакиваем в краску и рисуем глаза на голове воробья.

- Какие красивые и веселые воробьи у нас с вами получились. Давайте позовем нашего с вами знакомого воробья и покажем ему новых друзей (подношу воробья, делаю вид, что разговариваю с птицей).

- Воробей мне сказал, что ему очень понравились все ваши воробушки и он приглашает их поклевать зернышки на кормушку. Давайте посадим всех воробьев на кормушку, а когда они поклюют зернышки, вы сможете их забрать домой. Птичкам у вас в доме будет тепло, вы будите за ними ухаживать и кормить их.

- Воробей говорит вам спасибо за то, что вы его пожалели, Сорели его, нарисовали друзей, он приготовил вам сюрприз – угощение.

Работа с родителями

Сентябрь

Сотрудничество семьи и ДОУ. Выставка поделок из овощей «Щедрая осень» (организуют педагоги).

Октябрь

Семейный калейдоскоп. Советы родителям «Что читать детям младшего дошкольного возраста». Информационный калейдоскоп «Разноцветные краски» (встреча педагогов и родителей).

Сотрудничество семьи и ДОУ. Ярмарка «Разноцветные краски осени» (организуют педагоги)

Ноябрь

Семейный калейдоскоп. Нетрадиционные способы рисования в семье.

Сотрудничество семьи и ДОУ. Подготовка и проведение выставки совместных работ родителей с детьми: «Нетрадиционные способы рисования дома»

Декабрь

Семейный калейдоскоп. «Поздравляем сотрудников детского сада с Новым годом и рождеством».

Сотрудничество семьи и ДОУ. Фотоконкурс «Как мы с семьей встречали Новый год».                                 Январь

Семейный калейдоскоп. Советы родителям «Как избежать болезней в холодное время года». Деловые игры «Как выбрать подарок», «Как развлечь детей».

Сотрудничество семьи и ДОУ. «Сказки, сказки, которые рассказывают наши бабушки». «В саду, как дома» (организация приноса игрушек из дома детьми с целью знакомства детей группы с любимыми игрушками).

Февраль

Семейный калейдоскоп. «Подготовка подарков папам». Оформление выставки «Наши папы лучше всех»

Сотрудничество семьи и ДОУ. Подготовка и проведение праздника «Мы любим наших пап и дедушек» (с чаепитием).

Март

Семейный калейдоскоп. Подготовка выставки фотографий мам и бабушек «Наши самые любимые и красивые женщины». Поздравление педагогического коллектива женщин детского сада.

Сотрудничество семьи и ДОУ. Подготовка и проведение праздника 8 марта: «Нашим мамам и, бабушкам и сестрам».

Апрель

Семейный калейдоскоп. Консультация-практикум «Великий день»

Сотрудничество семьи и ДОУ. Фестиваль искусств по росписи пасхальных яиц дети  и родители.                           Май

Семейный калейдоскоп. Консультация «Как закаливать ребенка весной». «Как знакомить дошкольников с природой»

Сотрудничество семьи и ДОУ. Праздник весны, подготовленный детьми и родителями. В конце месяца родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее» (об изменениях, за год произошедших с детьми в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...

Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, п...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» в старшей группе

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это пол...