«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности» в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

Кандаурова Вероника Сергеевна

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это получается, поэтому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИЗО33.44 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч.год

Тема:

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством

нетрадиционных техник

изобразительной деятельности»

в старшей группе

воспитатель

Кандаурова Вероника Сергеевна,

                                                                   

                                            г. Бавлы 2021 г.

И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски… Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

Актуальность темы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Все дети любят рисовать, но далеко не у всех это получается, поэтому педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей

непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер,

настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,

искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того,

осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка

(использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно

- образного, и словесно - логического мышления, активизация

самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или

карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости,

развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки,

различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию

сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной

деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Дети в младшем возрасте научились рисовать пальчиками, ладошками, умеют делать оттиск отпечатками из картофеля, в среднем возрасте

познакомились с более сложными техниками – это тычок жёсткой полусухой кистью, печатать пробками и поролоном, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьями, рисование ватными палочками.

В старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

-рисование песком;

-рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой;

-кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная;

-печать по трафарету;

монотипия предметная; кляксография обычная;   --      пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованно, смелее, непосредственнее, развивает у них воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Цель самообразования по теме: изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, научить соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

Задачи самообразования:

  1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
  2. Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  3. Вызвать желание и интерес заниматься художественным творчеством.
  4. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
  5. Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (детям, родителям и другим членам семьи, воспитателям и сотрудникам садика)
  6. Развитие в ребёнке чувства красоты, ритма, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.

План работы по самообразованию.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические

выходы

Изучение

методической литературы

Сентябрь - май

  1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""
  2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
  3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в

детском саду"- М. 2007г.

  1. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
  2. Справочник старшего воспитателя

дошкольного

учреждения. №5 май 2012 Статья

О.А.Белоусова

«Обучение дошкольников

рисованию песком. С.30.

  1. А. В. Никитина

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

  1. О.Ю.Епанчинцева. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей

дошкольного возраста: Конспекты занятий.

Картотека игр.- СПб.:ООО

«Издательство «Детство- пресс»,2011

Анализ изученной литературы

Диагностика

сентябрь

Цель: выявить знания и

умения детей по изобразительной деятельности.

Организация и обогащение

предметно –

В течение года.

Подготовить учебно- методические пособия,

наглядность:

Привлечь родителей к сбору

различных

развивающей среды.

картотека по

нетрадиционной технике рисования;

альбом по

многообразию способов нетрадиционного рисования;

разработка

рекомендательных

буклетов для родителей о развитии

художественно- творческих

способностей детей; изготовить

дидактические игры.

материалов для рисования.

Работа с детьми.

Сентябрь.

Монотипия пейзажная. Осень отражается в воде.

Цель: знакомить с техникой рисования

монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует желаемый

рисунок используя

много воды, затем по сгибу накрывают рисунок чистой

стороной листа и прижимают ладошками.

Выставка рисунков.

Октябрь.

Рисование песком на бумаге.

Цель: познакомить с техниками рисования песком (насыпание из ладони, кулачка,

пальцев; вытирание

пальцем, ребром ладони, кулачком;

процарапывание с помощью зубочистки, ватной палочки; отпечаток трафаретов,

Создать

презентацию песочного творчества воспитанников для родителей.

предметов, ладоней)

Ноябрь.

Натюрморт из фруктов. Свеча + акварель

Цель: знакомить с техникой рисования свечой.

Дома нарисовать натюрморт из овощей.

Выставка работ.

Декабрь.

Чудесные превращения кляксы. Кляксография.

Создать условия для свободного

экспериментирования. Научить детей делать кляксы (черные и

разноцветные).

Дорисовка клякс, создавая

сюжетную картину.

Выставка работ.

Январь.

Рисование при помощи зубной щётки. Техника рисования “набрызг”

«Зимний лес»

Создать условия для свободного

экспериментирования с различными

художественными инструментами.

Формировать представление о многообразии художественных средств.

Техника рисования зубной щеткой как

кистью снежных сугробов и

шерсти у кошки.

Конкурс рисунков.

Февраль

Техника граттаж. Учить равномерно наносить парафин на

поверхность цветного листа, а затем покрывать мыльной гуашью, после высыхания

процарапывать

зубочисткой рисунок.

Подарок папе и дедушке в этой технике.

Март.

Цветы – необычной красоты.

Мыльные пузыри. Учить, разбавленную гуашь жидким мылом, выдувать из

Подарок маме и бабушке.

коктейльной трубочки, получая пузырьки и

переносить их на

бумагу. Формировать из полученного

изображения цветы, добавляя кистью листочки.

Апрель.

Печать по трафарету.

«Космос»

Учить рисовать с помощью трафарета.

Рисование с

использованием трафарета

коллективной картины.

Май

Луг с цветами. Рисование мятой бумагой.

Цель: знакомство детей с техникой рисования

мятой бумагой.

Выставка работ.

Работа с семьями.

Сентябрь.

Привлечь родителей к сбору материала для рисования: зубные щетки, зубочистки, трафареты, жидкое

мыло, трубочки для коктейлей, свечи, цветной песок.

«Определение интереса ребенка к

изобразительной деятельности»

Оборудование уголка «Мы – всезнайки!» Анкетирование родителей.

Октябрь.

Консультация на тему:

«Рисуем вместе. Нетрадиционное рисование.»

Буклет. Цель:

привлечение внимания родителей к ценности

изобразительного творчества детей, к пользе

нетрадиционных техник рисования.

Ноябрь.

«Развитие творческих способностей детей

старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и

живописными материалами».

Родительское собрание

Декабрь.

«Как организовать рабочее место для

детского творчества».

Папка –

передвижка

Январь.

«Мой дом вечером» техника рисования – восковые мелки +

акварель + свеча

Семейный конкурс рисунков.

Март.

Обмен опытом на родительском собрании

«Как мы рисуем дома».

Фотоколлаж.

Май.

Мастер - класс для родителей

«Рисование

нетрадиционными способами».

Итоговая выставка детских работ

«Наш вернисаж».

Самореализация

Сентябрь - май

Разработка

перспективного плана по изобразительной

деятельности

(нетрадиционные техники рисования) в старшей группе.

Ноябрь

Консультация для педагогов на тему:

«Учите детей

фантазировать».

Помощь

специалистам.

Февраль

Проведение мастер-

класса среди педагогов

«Учимся рисовать необычные рисунки

обычными предметами!»

Помощь

специалистам.

Март.

Презентация

«Нетрадиционные техники рисования»

Помощь

специалистам.

Май

Отчет о проделанной

Фотовыставка.

работе по теме

самообразования.

Внесение коррективов и дополнений в

планирование

дальнейшей работы по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.

Опыт работы музыкального руководителя- Полулях Ирины Эдуардовны по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности" является результатом многолетн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Презентация на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности."...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В театрализованной деятельности дети знакомятся с чуствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,знакомятся с окружающим миром через образы,краски,которые способствуют разви...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В театрализованной деятельности дети знакомятся с чуствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения,знакомятся с окружающим миром через образы,краски,которые способствуют разви...

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Отчёт по самообразованию «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность». (Средне-старшая группа).

laquo;Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».                          ...