Методическая разработка перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kornilova_i.v.1.docx | 73.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «Пчелка»
Методическая разработка
перспективное планирование
образовательной деятельности
по теме:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор – составитель:
воспитатель
Корнилова И.В.
г. Бердск
Аннотация
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов дошкольных образовательных учреждений, она поможет воспитателям развивать творческие способности у старших дошкольников с помощью изобразительной деятельности.
Введение
С самого раннего возраста у ребенка необходимо развивать творческие способности, так как они являются фундаментом для личностного и умственного развития. Для полноценного развития ребенку необходимо обогащение сознания ребенка новыми интересными впечатлениями, знаниями, ощущениями. Именно в этом возрасте огромное значение имеет развитие в игре путем использования фантазии детей. Воображение детей дошкольного возраста не имеет границ, детям нравится придумывать разные истории и воплощать их в игре и изобразительном творчестве.
Художественно-эстетическое развитие является одной из задач образовательной области по ФГОС, которая реализуется в результате самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Создание собственных продуктов творчества позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. К тому же под воздействием процесса рисования формируются эстетические вкусы и предпочтения ребенка, происходит развитие чувства прекрасного и умение понимать и видеть красивое во всем. Развитие ребенка в процессе рисования происходит достаточно живо и приносит ему множество положительных эмоций. Когда ребенок рисует, он может фантазировать, воплощать свои идеи на бумаге, предвосхищая гордость и восхищение рисунком родителями и педагогами. При рисовании у младших дошкольников формируются представление о цвете, форме, ориентации на листе бумаги и прочие представления об окружающем мире.
Целенаправленная и системная работа дошкольного учреждения с воспитанниками по социально-эстетическому воспитанию через творческую деятельность позволяет формировать у детей представления о добре, красоте, духовных ценностях. Творческая деятельность помогает ребенку раскрыть в себе творческую личность, стать счастливым через самовыражение в искусстве, почувствовать красоту окружающей природы, мира.
Основная Часть
Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Для реализации обозначенной цели требуется решение таких задач:
- формировать представление о красоте окружающего мира, поддерживать интерес к его познанию;
- развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
- расширять представления о многообразии техник изобразительного творчества;
- учить понимать и чувствовать рисунок;
- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
- воспитывать самостоятельность детей в изобразительном творчестве.
Содержание перспективного планирования
Методика организации воспитательной работы основывается на принципах:
- Индивидуальный подход – ключевым фактором воспитания детей является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность – достоверность информации, соответствующей тенденциям современного изобразительного искусства, в рамках воспитания у дошкольников художественно-эстетического развития.
- Доступность – содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии возрастным психологическим, социальным и интеллектуальным особенностям детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей.
- Наглядность – чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия (иллюстрации, национальные костюмы, утварь, орудия труда) способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Систематичность и последовательность – необходимо придерживаться диалектического закона поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, опираясь на уже знакомую ему информацию.
- Согласованность – продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями. Прикосновение к художественным произведениям вызывает живую, трепетную эмоциональную реакцию, чувство сопереживания, пробуждает личный интерес к изобразительному искусству.
- Комбинаторность – продуманное сочетание различных видов образовательной и воспитательной деятельности. Дети быстро утомляются, поэтому целесообразно продумывать при планировании занятия различные отвлечения и разминки с использованием экскурсий в историю или музыкальной паузы.
- Целостность – взаимосвязь и пересечение разных областей знаний, которые помогут сформировать у ребёнка понимание единства мира.
Приемы проведения:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение;
- создание игровой ситуации;
- показ воспитателя;
- использование движения руки;
- сравнение двух техник;
- проговаривание последовательности работы.
Направления и формы организации работы по формированию и развитию творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности
Художественно-эстетическое развитие по ФГОС предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
В педагогической деятельности важно создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными материалами, инструментами, изобразительными техниками, развивая у детей художественные способности, не стандартность мышления, творческое воображение.
В процессе обучения необходимо знакомить детей с особенностями, свойствами, возможностями многих природных и искусственных материалов, разными инструментами, а так же с основными приемами их применения, через творческие задания.
Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации. Многообразие нетрадиционных техник рисования можно представить следующими видами:
- ладонная и пальцевая техники,
- гратаж,
- кляксография,
- ниткография,
- монотипия,
- рисование акварелью по мокрому листу,
- печатание штампами, листьями,
- батик.
Хочется выделить следующие подходы, которые чаще всего используются в работе:
- Личностно-ориентированный подход. Проявляется в ориентации всего педагогического процесса на решение задачи содействия развитию основ личностной культуры ребёнка. Проявляется в построении способов взаимодействия с детьми, ориентированных на принятие ребёнка таким, каков он есть, сотрудничество с ним; веру в позитивное развитие ребёнка; понимание его эмоционального состояния, сопереживание и поддержку. Мы должны принимать ребёнка таким, каков он есть, сотрудничать с ним, поддерживать, давать возможность проявлять себя в игре, творческой работе, поддерживать право выбора.
- Полихудожественный подход. Сущность полихудожественного подхода заключается в организации художественного образования детей. Следует проводить беседы об искусстве, рассматривать произведения искусства.
- Интегрированный подход. Важно учитывать внутренние, образные, духовные связи искусства на уровне творческого процесса, их следует отличать от привычных межпредметных связей или взаимного иллюстрирования одного искусства примерами другого по их сюжету и содержанию.
- Системно-деятельностный подход. В основе системно-деятельностного подхода в обучении лежит задача научить пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности: ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий. Например: рассмотрев картину И. Т. Хруцкого «Натюрморт», обсудив или выразив своё отношение к ней, педагог предлагает создать своё произведение, свой натюрморт.
- Индивидуальный подход. Основан на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребёнка. Для осуществления такого подхода надо внимательно наблюдать за каждым ребёнком в процессе его деятельности, выделяя для себя характерное для каждого: что получается, а что нет.
- Гендерный подход. Мальчики и девочки. Они такие разные, и следует учитывать их особенности обучения в современном детском саду. У мальчиков эмоции выражаются через действие, а у девочек – эмоции выражаются словами. У мальчиков меньше объём внимания и глубина сопереживания, а у девочек – больше объём внимания и глубина сопереживания. У мальчиков игры связаны с физическим контактом, непрерывным действием, а у девочек в играх большую часть времени занимают поочерёдные действия и скрытая конкуренция. Мальчики ориентированы на информацию, чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа, а девочки отдают предпочтение восстановлению контактов.
Формы организации работы по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе изобразительной деятельности
- Игра.
- Совместная творческая деятельность в организованно образовательной деятельности.
- Совместная творческая деятельность в ходе режимных моментов.
- Творческая деятельность в самостоятельной деятельности.
- Проектная деятельность.
- Праздники, досуги.
- Выставки детских работ.
Тематические блоки:
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания тем. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены на усмотрение педагога.
1-й тематический блок «Мир природы» - (образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, цветные и восковые карандаши, пластилин, тушь, цветная бумага и т. п.) «одухотворённых образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т. п. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.
2-й тематический блок «Мир животных» - (образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными материалами «одухотворённых образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т. п. Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др.
3-й тематический блок «Мир человека» - (образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворённых образов» людей (членов семьи, людей разных возрастов и т. п.), мир фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т. п. Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.
4-й тематический блок «Мир искусства» - (образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.
Каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи.
К концу года дети должны уметь
Старшая группа
- Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
- Выделять средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию).
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
- Создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
Перспективный план
(старшая группа, дети 5-6 лет)
Месяц | Неделя | Тема | НООД, свободная деятельность | Цель | Предметно развивающая среда |
Сентябрь | 1 | Улетает наше лето | Рисование «Как мы отдыхали летом» | Развитие воображения и фантазии, учимся воплощать воспоминания на рисунках | Листы бумаги, цветные карандаши |
2 | Выдувание трубочкой «Кактус» | Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования | Альбомный лист, коктельная трубочка, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки, клеенка. | ||
3 | Рисование красками «Краски лета» | Закреплять умения рисовать простейшие предметы и явления действительности. | Альбомный лист, краски, кисточка, стаканчики с водой, салфетки, клеенка. | ||
4 | Рисование «Лисичка» | Обобщать умения рисовать гуашью; передавать в рисунке особенности внешнего вида лисы. | Картинки с изображением лисы, кошки, собаки, шаблоны лисы, лист бумаги, гуашь, простой карандаш, тряпочки, вода. | ||
Октябрь | 1 | Краски осени | Печать листьями «Осенний лес» | Познакомить с новым видом рисования - печать растениями; учить смешивать краски в осенних тонах; развивать видение художественного образа и замысла через природные формы. | Листья 3-4 вида, альбомный лист, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, кисти, вода, влажные салфетки, картины с осенним пейзажем. |
2 | Нетрадиционная техника, рисование «Пестрый котенок» | Познакомить детей с техникой рисования тычком (пуантилизм). Учить рисовать гуашью с помощью ватной палочки, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. Развивать чувство прекрасного. | Контуры котят на альбомных листах, гуашь, вода, салфетки, ватные палочки. | ||
3 | Рисование «Осеннее дерево» | Вызвать интерес к красоте и разнообразию осенней природы, Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость. | Лист бумаги, акварельные краски, стаканчик с водой, влажные салфетки, кисточка. | ||
4 | Рисование восковыми мелками и акварельными красками «Овощи» | Учить передавать в рисунке форму, цвет, и характерные особенности овощей; равномерно располагать овощи по всему листу бумаги. | Альбомный лист, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти, муляжи овощей. | ||
Ноябрь | 1 | Страна «Воображариум» | Рисование по замыслу | Развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали. | Восковые мелки, бумага. |
2 | Рисование «Хохломские ягоды» | Воспитывать любовь к народному творчеству. Учить выделять композицию узора. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. Упражнять в разнообразных приемах работы кистью. | Альбомный лист, гуашь, кисточка, вода, салфетки. | ||
3 | Рисование «Девочка в нарядном платье» | Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно.
| Альбомный лист, гуашь, кисточка, вода, салфетки. | ||
4 | «Снегири на ветках» | Совершенствовать технику рисования тычком щетинистой кистью, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря). | Альбомный лист (светло-синего цвета), гуашь, кисточки (щетинистые, беличьи), простой карандаш, баночки, палитра, тряпочки. | ||
Декабрь | 1 | Зимушка-зима | «Зимние узоры» | Учить детей рисовать морозные узоры. Применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия). Развивать чувство формы и композиции | Листы бумаги разного цвета, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, картинки «Морозные узоры» |
2 | «Расписываем новогодние фонарики» | Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению группы к новогоднему празднику | Фонарики, кисти, вода, гуашь или краски. | ||
3 | Рисование восковыми мелками и гуашью «Сказочный зимний лес» | Продолжать учить рисовать зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы и техники рисования (восковыми мелками, краски) | Выставка репродукций, иллюстраций с изображением зимних пейзажей; белая гуашь, восковые мелки, кисти, листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки. | ||
4 | Рисование восковыми мелками и акварельными красками «Новогодняя елочка» | Учить рисовать елочки, новогодние игрушки, соблюдать соотношение деталей предмета по величине, развивать внимание и мышление, воспитывать интерес к празднику. | Альбомный лист, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти. | ||
Январь | 3 | Городецкая роспись | Рисование «Знакомство с городецкой росписью» | Познакомить детей с городецкой росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызвать желание создавать красивый узор. | Изделия с городецкой росписью, гуашь, соответствующая городецкой росписи оттенков, кисти. |
4 | Рисование гуашью «Чайный сервиз» | Учить рисовать предметы посуды, самостоятельно придумывать узоры, закреплять умение располагать элементы узора на поверхности предмета, развивать эстетическое восприятие, фантазию, воображение. | Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. | ||
Февраль | 1 | В гостях у февраля | Рисование по мокрой бумаге «Разноцветное небо» | Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | Бумага для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой. |
2 | Рисование красками и мелками «Летящие самолёты» | Учить рисовать силуэт самолёта простым карандашом, закрашивать предмет восковыми мелками и тонировать лист акварельными красками, чтобы один цвет плавно переходил в другой. | Альбомный лист, акварель, восковые мелки, баночки с водой, кисти. | ||
3 | Рисование «Подснежни-ки» | Учить рисовать способом тычка по контуру подснежника, закреплять умение детей закрашивать листья, расширять знания детей о первых весенних цветах. | Изображения подснежников, альбомный лист, гуашь, простой карандаш, ватные палочки. | ||
4 | Рисование (сюжетное по сказке «Лиса и заяц») «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная» | Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. | Альбомный лист, гуашь, салфетки, баночки с водой, кисти. | ||
Март | 1 | Весеннее настроение | Рисование гуашью «Цветы для мамы» | Воспитывать любовь, гордость к своим мамам и желание быть похожими на них. Предвосхищение результата. | Листы бумаги, картинки с изображением цветов, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки. |
2 | Рисование акварелью. Кляксография «Веселые и грустные кляксы» | Учить придавать полученным кляксам настроение. | Листы бумаги А4, гуашь, трубочки для коктейля, стаканчики для воды, бумажные салфетки, ватные палочки, кисточки, палитра. | ||
3 | Рисование гуашью «Сказочная птица» | Продолжать знакомить с цветами радуги. Учить аккуратно, закрашивать, давая краске подсохнуть, закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски. | Листы бумаги А4, гуашь, вода, бумажные салфетки, кисточки, палитра. | ||
4 | «Хохломские узоры» | Продолжать изучать хохломскую роспись Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. | Альбомный лист, гуашь, кисточка, вода, салфетки. | ||
Апрель | 1 | Космос | Рисование гуашью «Инопланетянин» | Развивать чувство цвета, фантазировать на тему космоса, закреплять умение передавать разные цвета и оттенки, смешивая краски. | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой, кисти. |
2 | Рисование восковыми мелками «Космос» | Обучение различным способам изображения космоса. Совершенствование практических навыков владения восковыми мелками. Развитие любознательности. | Альбомный лист, восковые мелки. | ||
3 | Рисование гуашью «Весна на лесной полянке» | Продолжать формировать у детей умение художественно отражать предметы и явления окружающей действительности. | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой, кисти. | ||
4 | Рисование гуашью «Салют над городом» | Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно- творческие способности. | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой, кисти. | ||
Май | 1 | Скоро лето! | Нетрадиционная техника рисования «Золотой петушок» | Познакомить детей с техникой рисования оттиском (пуантилизм) Учить наносить оттиски используя контраст размера и цвета. Закреплять знания о частях тела петушка, умение пользоваться красками. | Иллюстрации и картинки петушка, стаканчик с водой, салфетки, краски, кисти. Звуки петушка. Мультфильм «Петух и краски». |
2 | Рисование способом тычка (набивка жёсткой полусухой кистью) «Салют победы!» | Познакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. | Листы цветной бумаги тёмных оттенков; разноцветная гуашь; принадлежности для рисования: подставка для кисточки, салфетка, маленький лист бумаги для проверки цвета, кисть щетинная №5. Иллюстрации или рисунки-образцы с изображением салюта. | ||
3 | Рисование красками или карандашами«Сова» | Познакомить детей с птицей совой, особенностями внешнего вида, и условиями жизни, выяснить её роль в природе и для человека. Развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски. | Картинки с изображением совы, листы бумаги, кисти и краски. | ||
4 | Рисование «Дымковская роспись» | Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию. | Дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки, таблицы с изображением элементов дымковской росписи), краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой. | ||
Июнь | 1 | Радуга-дуга | Освоение техники рисования с солью по сырой краске. «Соленое море» | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей | Плотный альбомный лист, простой карандаш, ластик, кисти разных размеров, емкость с водой, акварельные краски, палитра для смешивания цветов, салфетки для удаления лишней влаги, крупная пищевая соль. |
2 | Рисование по замыслу карандашами «Ковер» | Учить придумывать сюжет, использовать полученные умения, воспитывать аккуратность и усидчивость. | Альбомный лист, карандаши. | ||
3 | «Аквариум» | Закреплять приемы рисования разными материалами: восковыми мелками и акварелью «по мокрому». | Альбомные листы в виде аквариумов разной формы, акварель, кисти, баночки с водой, тряпочки, восковые мелки. | ||
4 | Рисование по замыслу «Летнее настроение» | Изучить интересы и возможности детей в рисовании, выявить, какие новые умения и навыки приобрели за год. Чему научились, что нового узнали в изобразительной деятельности, каких результатов достигли. | Альбомный лист, гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти. |
Перспективный план
(подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет)
Месяц | Неделя | Тема | НООД, свободная деятельность | Цель | Предметно развивающая среда |
Сентябрь | 1 | Вот и прошло лето | Рисование на тему: «Как я провел лето» | Учить детей отображать впечатления о лете. Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы. | Листы бумаги, карандаши. |
2 | Рисование гуашью «Подводный мир» | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет с помощью красок. | Иллюстрации поэтапного рисования, иллюстрации обитателей подводного мира, лист бумаги, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, ватные палочки, вода. | ||
3 | Рисование карандашами и мелками «На моей улице» | Учить изображать контуры многоэтажных и одноэтажных домов. Закрепить знания об основных частях здания. Учить создавать городской пейзаж. | Бумага, карандаши, восковые мелки. | ||
4 | Монотипия «Бабочка» | Познакомить детей с техникой монотипия, учить создавать выразительный образ. Развивать образное мышление, аккуратность. | Бумага (акварельная, альбомы для рисования), гуашь, кисти. | ||
Октябрь | 1 | Осенняя пора | Оттиски из осенних листьев | Способствовать пониманию красоты окружающего мира, воспитывать чувство эстетического отношения к окружающему миру. | Краски (гуашь); листочки деревьев (мягкие, еще не высохшие); кисти; альбомные листы. |
2 | «Вкусные дары щедрой осени» (ягоды, фрукты). На выбор красками или карандашами | Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Закреплять навык детей передавать в рисунках характерные особенности фруктов и ягод. | Лист бумаги, простой карандаши, гуашь, кисти, вода. | ||
3 | «Хоровод осенних листьев» (нетрадиционная техника рисования по сырой бумаге ). | Продолжать осваивать технику рисования по сырой бумаге. Учить смешивать краски, получать новые цвета и оттенки. | Бумага для рисования; кисти большие круглые и тоненькие для прорисовывания деталей; губка для смачивания бумаги; бумажные полотенца или салфетки для удаления лишней влаги; акварельные краски, стаканчик с водой. | ||
4 | «Грибы на полянке в лесу» | Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду. | Кисточки, листы бумаги, иллюстрации грибов, акварельные краски, муляжи грибов, игрушка Ёж. | ||
Ноябрь | 1 | В гостях у сказки | Рисование «Мой любимый сказочный герой» Карандашами, мелками или гуашью на выбор. | Расширять представления детей о мире сказок при помощи и средств изобразительной деятельности. Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей). Развивать воображение, творчество. | Картинки сказочных героев, простые карандаши, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки. |
2 | «Жар-птица» | Создание яркого художественного образа сказочной птицы | Иллюстрации с изображением Жар-птицы, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки. | ||
3 | «Птичий двор» | Учить рисовать птиц разных пород по одной схеме. Развивать фантазию. | Иллюстрации с изображением птиц, краски, кисточки, баночки с водой, салфетки. | ||
4 | «Сказочный дворец» | Формировать навыки изображения архитектурных сооружений от простых форм к сложным. | Изображения сказочных замков и дворцов, бумага, восковые мелки, простые карандаши. | ||
Декабрь | 1 | Зимняя пора | «Береза в снегу» (метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус | Тонированная бумага, гуашь, кисть мягкая. |
2 | Рисование «Снежинка» | Учить симметрично изображать снежинку. Учить рисовать кончиком тонкой кисти, используя различные способы изображения (примакивания). | Снежинки 5 штук, разные по размеру и рисунку, картины с зимнем пейзажем, шестиугольник, тонированный синий гуашью, кисти, белая гуашь, непроливайка. | ||
3 | Рисование витражными красками. | Развивать свободу для самовыражения, умение ориентироваться на микроплоскости. | Прозрачная цветная пленка, плотный лист формата А5, простой карандаш, черный маркер, скрепки, набор витражных красок. | ||
4 | «Дед Мороз спешит на елку» | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Иллюстрации с изображением Нового года и Деда мороза со Снегурочкой, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки. | ||
Январь | 3 | Узоры вокруг нас | «Узоры на окнах» (рисование свечкой) | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Бумага, восковые свечи, акварель, банка с водой, салфетки. |
4 | «Узор на миске» (хохломская роспись) | Учить основным приёмам кистевой росписи шаблона посуды. Формировать умение сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. | Хохломские изделия, тонированные заготовки-шаблоны мисок, кисти, гуашь, непроливайки с водой, цветовая схема хохломы, пошаговая схема хохломского узора. | ||
Февраль | 1 | В стране «Фантазия» | «На что похоже?» (Техника монотипии) | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки |
2 | Рисование гуашью «Портрет папы» | Закреплять умение передавать в рисунке характерные черты человека, создавая выразительный образ. Воспитывать любовь, гордость к своим папам, как к защитникам Отечества и желание быть похожими на них. | Листы бумаги, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки. | ||
3 | Рисование по замыслу «Любимая сказка» | Учить детей отображать свои замыслы и впечатления в рисунке. Развивать воображение. | Карандаши, бумага. | ||
4 | «Загадки» ниткография | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага. | ||
Март | 1 | Весенняя капель | Рисование шерстяными нитками «Цветы для мамочки» | Развивается полная свобода для самовыражения. | Альбомные листы, шерстяные нитки, гуашь, кисти, кусочки поролона, вода, салфетки. |
2 | «Северное сияние» | Совершенствовать навык получения рисунка с помощью восковых мелков Закреплять умение составлять композицию. | Восковые мелки, акварель, кисть, иллюстрации изображающие быт поморов и избы. | ||
3 | «Весна идет» | Учить детей рисовать весенний пейзаж, выделять передний и дальний план пейзажа, познакомить с нетрадиционной техникой изображения -рисованием текстилем. | Альбомный лист, гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки, кусочки ткани, палитра, репродукции картин И. С. Остроухова"Ранняя весна",И. И. Левитана "Весна. Большая вода. " | ||
4 | Городецкая роспись | Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи на «доске» | Картонные заготовки разделочных досок, гуашь, кисточки, палитра иллюстрации работ городецких мастеров. | ||
Апрель | 1 | Полет в космос | Рисование восковыми мелками и гуашью «Космос» | Показать способы получения несуществующих, выдуманных образов. Развивать воображение. Любознательность. Уверенность в реализации самых смелых замыслов. | Альбомный лист, картинки космоса и планет, гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти. |
2 | Рисование по замыслу «Инопланетянин» | Учить детей отображать свои замыслы и фантазии в рисунке. Развивать воображение. | Простые карандаши, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, баночка с водой, палитра, кисточки. | ||
3 | Техника набрызг «Космическое путешествие» | Совершенствовать технику набрызга и умение изготовлять шаблоны и трафареты. Развивать воображение. Воспитывать терпеливость и трудолюбие | Зубная щетка, расческа, акварель, карандаш, ножницы, фото из космоса, эскизы | ||
4 | Рисование «Ласточка» | Продолжать закреплять умение передавать в рисунке форму и окраску птиц. | Лист бумаги, краски, кисти, баночки-непроливайки, восковые мелки. | ||
Май | 1 | Рисование восковыми мелками и акварелью «Праздничный салют» | Рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров. Развивать творческое воображение, фантазию. | Цветные фото с изображением салюта, восковые мелки, акварельные краски, кисти, бумага, простой карандаш, баночка под воду, салфетка. | |
2 | «Весеннее дерево» (клаксография и пуантилизм). | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Учить совмещать две техники в одном изображении. | Гуашь, ватная палочка, лист бумаги, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка. | ||
3 | Рисование «Городецкая роспись» | Продолжать знакомить детей с городецкой росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. | Изделия с городецкой росписью, гуашь, соответствующая городецкой росписи оттенков, кисти. | ||
4 | Рисование по замыслу «Дикие животные» | Научить передавать в рисунке характерные особенности диких животных: форму, окраску, строение тела, соблюдая пропорции тела животного. | Иллюстрации животных, силуэты животных, маркеры, гуашь, бумага, баночка с водой, салфетки, палитра. | ||
Июнь | 1 | Рисование «Дымковская роспись» | Продолжаем изучать элементы дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию. | Дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты, таблицы с изображением элементов дымковской росписи), краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой. | |
2 | Рисование «Моя семья» | Продолжать учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребёнка и взрослого. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами. Учить самостоятельно в выборе сюжета и техники исполнения. | Бумага белая формата А4, шаблон рамки, цветные карандаши. | ||
3 | Рисование «Солнечная система» | Развивать эмоциональное восприятие при рассматривании готовых рисунков на космическую тему. | Альбомный лист, восковые мелки или масляная пастель, акварель, кисть, палитра. | ||
4 | «Что мы умеем и любим рисовать» | Изучить интересы и возможности детей в рисовании, выявить, какие новые умения и навыки приобрели за год. Чему научились, что нового узнали в изобразительной деятельности, каких результатов достигли. | Альбомный лист, акварельные краски или гуашь, восковые мелки, баночки с водой, кисти, палитры. |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий / М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 180 С.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т.Г. Казакова – М. Просвещение, 1985.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Р.Г.Казакова (и др.) – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – С.208
- Петрова И.М. Объѐмная аппликация: учеб.-метод, пособие / И.М. Петрова – СПб.: Детство-Пресс, 2004
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г.С. Швайко. Владос, 2000.
- Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова – Воронеж.: ТЦ «Учитель» Воронеж, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы по теме:" Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности"
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мир...
Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....
План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»
laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...
Методическая разработка Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста" Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэто...
Методическая разработка на тему: «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера»
Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З....
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии"
laquo;Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осущ...
Выступление на РМО. Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Выступление на РМО от 24.03.2022 по теме: "Кружковая деятельность как форма реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации".В данном материале можно познаком...