Главные вкладки

    Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.
    статья на тему

    Самоанализ педагогической деятельности по теме:

    « Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoanaliz.docx33.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

    Детский сад «Берёзка»

    Новосибирской области

    Самоанализ педагогической деятельности по теме:

    « Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

    Воспитатель: Рожкова Людмила Петровна

                                                   2015 год.

    Я,  Рожкова Людмила Петровна, с 2003г. работаю в МКДОУ детском саду «Берёзка»  воспитателем.  Стаж  педагогической  работы-15 лет,  имею средне -профессиональное образование   Татарское педагогическое училище квалификация учитель начальных классов по специальности «преподавание  в начальных  классах» 29 июня1998г.

    Высшее - Новосибирский  государственный  педагогический  университет квалификация учитель экономики по специальности «Экономика» 16 декабря 2003г.

    В 2013г.  прошла  курсы повышения квалификации  в НИПКиПРО по теме: Реализация направления «Художественно-эстетическое направление» в соответствии с ФГТ  (Приложение№1) .

    С 2013г. работаю над темой:  « Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста  посредством  нетрадиционной техники рисования.

       Развитие творчества – одна из важнейших задач воспитания. Многие педагогические исследования Н.А.Ветлучиной,  Т.С.Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.А.Сухомлинского посвящены воспитанию у детей стремлению участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.

           Детское творчество – это целый мир ярких и  удивительных образов, которые поражают нас, взрослых своей оригинальностью, непосредствен- ностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом еще интереснее.  Применение нетрадиционных техник подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, способствует обогащению знаний детей о предметах и их использования. Дети учатся рисовать красными карандашами, пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств  (ниток, трубочек, листьев.)

        Меня заинтересовала именно эта тема об использовании в рисовании техник, которые дают детям возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник подкрепляют уверенность детей в собственные силы, дарят им положительные  эмоции и радость от результатов своих работ.

              Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.  

       Изучив труд Г. Н. Давыдовой, перечитав множество публикаций в интернете, я  создала  кружок  «Капельки», где использую нетрадиционные техники рисования. (Приложение №2). Он  способствует развитию мелкой моторики рук,  развитию фантазии и трудовых  навыков,  развивает творческую активность, пробуждает интерес к изобразительной деятельности у детей,  при  выполнении одинакового задания, дети делают совсем непохожие друг на друга работы.  

    При планировании кружка  подобрала методическую литературу,  наметила новые пути в развитии художественной деятельности, которые  позволяют  отойти от традиционных  штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании.   Новые подходы позволили  мне разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дали толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и развитию личности ребенка в целом, составила рабочую программу  кружка по нетрадиционным техникам рисования.  

    Планируя работу кружка наметила цель:  Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

    Задачи:  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

        -Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

    - Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.

    - Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.  

     Для решения поставленных задач мною был составлен календарно-тематический план работы кружка на три года, начиная со  средней группы и до подготовительной (Приложение №3).

      Создавала условия для наиболее эффективного  развития у детей художественно – творческих способностей:

    -  Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий в кружке, совместной и самостоятельной творческой деятельности детей  в группах.  

       -Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото,  картины,шаблоны . (Приложение №4)

    - Приготовила и провела  родительское собрание «Развитие творческих способностей детей  через нетрадиционные техники рисования» (Приложение№5)                                                                                                                                                                                                                                    

    - Организовала  посещение выставок детьми и родителями.

    Для этого  в ДОУ  создала:

    •        Создала и оформила уголок для совместной и самостоятельной изобразительной деятельности детей «Творческая мастерская у «Ягодок»  и местом для выставок детских работ.  

    •        Оформляла выставки рисунков. (Приложение № 6).

    •        Составила анкеты для родителей  в целях определения творческого потенциала детей.  Провела опрос: «Так ли важно рисовать»

    •        Оформила консультации на темы: «Рисование в жизни ребёнка»,«Развивайте творчество детей» (Приложение № 7)

    •        Провела  беседы с родителями «Путь к успеху», «Творчество в летний период». (Приложение №8).

    Планирование рабочей программы кружка «Капельки» было составлено с учётом реализации меж предметных связей по образовательным областям с учётом ФГОС: (Приложение№9).

      «речевое»   владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

    « социально-коммуникативное развитие» направлено на  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

    «познавательное развитие»  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

    « художественно-эстетическое развитие»  реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,)

    В своей работе я придерживаюсь следующих принципов.        (Приложение 10)

      Я считаю, что развить способности – это значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

      Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

    Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.

    Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

    А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

    Кружковая работа проводится по следующим  формам: групповая(6-8чел.)  и индивидуальная, во второй половине дня   в совместной деятельности с детьми. К каждому занятию подбираю соответствующие игры с движениями,   гимнастику, разминку для рук. (Приложение №11).

      Занятия  провожу в форме игры. Так- как считаю, что использование игр в обучении  помогает активизировать деятельность детей, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление.

    В своей работе использую, разнообразные методы и приёмы:

    Наглядные методы:

    Демонстрация наглядных средств.

    Я считаю что, наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса .

    Показываю способы действий, способы работы, последовательность ее выполнения– такой  прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, развивает  их внимание, память, мышление. Показ  делаю четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом.

    На каждом занятии  показываю ребенку  способ выполнения задания, либо выполненную работу с этим заданием.

    Показ образца использую в обучении анализа, в построение плана работы.

    В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы  хвалю детей, подбадриваю, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы маленьких авторов, особо отмечаю их старание, вспоминаем, что и зачем делали на занятии, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.

    Практические методы:

      На занятиях дети изготовляют исходные формы,  дорабатывают их, с соблюдением пропорций, соединяют части, подбирают новые цвета и оттенки из, осваивают приём «вливания одного цвета в другой», придумывают свои, новые способы изображения, осваивают законы композиции – размещение предметов на плоскости.

     Словесные методы:

      Передаю детям информацию, ставлю перед ними учебную задачу, указываю пути ее решения. Словесные   методы и приемы сочетаю с наглядными,  игровыми,  практическими методами, делая последние более результативными.

    Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение, последовательности выполнения работы, чтение схем.

     Основными средствами, которые я использую в работе, являются:

    Художественные средства:

    •Краски, фактурность, цвет, пятно и т.д.

    •Бросовый и природный материал ( крупы, соль, иголки от сосны и ели и т.д.)

    •Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, салфетки и др.).

    Наглядные средства:

        - Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

        -Таблицы с технологическими карточками способов рисования.

        - Образцы работ, фотографии.

        - Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и  впечатлений (слайд-шоу, презентации).

    Технические средства:

    •        музыка,

    •        видеофильм,

    •        слайд – шоу, презентации.

    Применение этих средств в работе  позволяет повысить активность и внимание детей на занятиях,  развить  воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

    Всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.

    Так - же в  творческий процесс вовлекаю родителей.  На начальном этапе взаимодействия с родителями я столкнулась с тем, что многие из них не понимали, какое значение имеет в дошкольном возрасте развитие художественно – творческих способностей, способствующее полноценному развитию личности  и  основы творческого роста в дальнейшем. Я разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находятся их дети в начале нашей работы, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. Провела родительское собрание «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования».  По данным  анкетирования, бесед выяснилось, что у большинства дома не имеется материала для самостоятельного художественного творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, раскраски). Родители сами не уделяют внимание творчеству, не владеют навыками, и не учат своих детей работе с изобразительным материалом.

    Проводимые с родителями консультации, выставки  совместного творчества дали свои результаты. Многие из родителей создали уголки творчества в домашних условиях.

    Освоив информационно – компьютерные  технологии я активно использую их в своей работе, обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт на МО воспитателей. (Приложение№12)

    Приготовила и  провела мастер-класс для родителей и воспитателей «Мастер-класс по рисованию с использованием ниточек и монотипии» (Приложение№13)

     В своей работе использую  интернет  ресурсы,  показ слайдов, презентации.   Тесно  сотрудничаю с другими воспитателями занимающимися обучением детей нетрадиционному рисованию, приготовила и провела открытое занятие по нетрадиционным техникам рисования (Приложене№14).

    Вхожу в состав  творческой группы воспитателей.

    Участвую в профессиональных конкурсах (Приложение 15),а также привлекаю родителей и воспитанников к участию в конкурсах (Приложение15а)

    Являюсь участником фестиваля педагогических идей в рамках научно-практической конференции работников дошкольного образования Новосибирской области «Создание модели образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в ДОО Новосибирской области» 2015г.

    Являюсь участником сайта «Сети работников образования».(Приложение16)

     За достигнутые результаты была награждена благодарностью и грамотами. (Приложение17)

    Была отмечена отзывами родителей и коллег (Приложение 18).                                        

    Результатом своей работы считаю: системность и  поэтапность  НОД с использованием нетрадиционной  техники рисования в изобразительной деятельности,   способствующие формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

    Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по  разработанной мною педагогической диагностике.  (Приложение№19).

    По данным моей диагностики 82% детей имеют более высокий уровень способностей, проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности и творчество в своих работах. (Приложение20)

    Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

    1. Дошкольный возраст является  сензитивным  для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

    2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

    4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

    Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

    Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

    Проект для средней группы на тему: «Развитие художественного творчества в детей через нетрадиционные техники рисования».

    Проект для средней группы на тему:   «Развитие художественного творчества в детейчерез нетрадиционные техники рисования». Участники  проекта:  воспитатель,  родител...

    Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

    Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».  В презентации раскрыты  ключевые момент...

    РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

    Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

    Педсовет на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

           Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельно...

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СТРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

    Цель:-  Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования.Задачи:1.Создать условия для формирования навыков рисовани...