Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
методическая разработка
Актуальность выбранной темы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
«Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Воспитатель: Сапрыкина Евгения Анатольевна
Введение.
Актуальность выбранной темы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Перед педагогами нашего коррекционного детского сада стоит важная задача формирования речи и ее дальнейшее развитее. Для развития речи детей большую помощь в этом оказывает изобразительная деятельность. Она является интересным видом деятельности дошкольников, позволяющих отразить в изображении свои впечатление об окружающим мире и свое отношения к нему. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития: рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Все это способствует развитию речи детей ОНР. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это и определило тему моей работы: «Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
Степень новизны педагогического опыта заключается в том, что в нем проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.
Технология опыта
Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
Для достижения цели мною был определен ряд задач:
- Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
- Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Развивать чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию;
- Развивать творческие способности детей;
- Формировать умение оценивать созданные изображения;
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- Апробирование инновационных техник для развития художественных способностей детей
- Воспитывать интерес у детей к изобразительной деятельности.
Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сам того не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по одним критериям, одновременно проявились и низкие способности детей.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую
литературу. Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.
В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отсутствуют запреты и ограничения в этот момент ребёнок абсолютно свободен. Изучив методическую литературу по нетрадиционным техникам изображения, новые публикации в периодических изданиях. Полученную информацию опробовала в работе с детьми.
В практической деятельности я пользуюсь методиками и рекомендациями следующих авторов:
- И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»;
- А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;
- Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».
Практическая деятельность:
Моя задача – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения. Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:
1.Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).
2.Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят.
3.Творчество детей с минимальной помощью взрослого.
4.Самостоятельное творчество детей.
В учебный процесс я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, использую смешанные изобразительные техники (рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг). Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
В своей работе я использую игровые приёмы: начинаю с упражнения-разминки с карандашом или кисточкой
- Мадам Клякса приходит в гости;
- Ниточка просит Кисточку научить её рисовать
- волшебник Алладин оставляет свою лампу и т.д.;
- дети произносят заклинание, чтобы чудо произошло.
Также использую нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.). Новый изобразительный материал вводится постепенно по мере ознакомления с ним ребят на занятиях.
Во время работы я использую музыкальное сопровождение, оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальный слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета. Такая методика даёт возможность детям самостоятельно создавать изображение, отражая в них личное восприятие окружающего мира, заинтересованность ребёнка процессом художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Нетрадиционные техники рисования позволяют мне:
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
- учитывать их желание и интерес в процессе детского творчества.
В основу моей работы легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.
1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.
2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.
3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учу думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулирую к творческим поискам и находкам, развиваю наблюдательность.
4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.
5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности
Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.
6.Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
В своей работе я опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности такие как:
7. Принцип наглядности.
8. Принцип доступности материала.
9. Принцип построения программы от простого к сложному.
10. Принцип повторности материала.
Все вышеперечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания стали стержневой основой педагогической технологии.
Учитывая значимость данного вида работы в группе создана и систематически обогащается эстетически-развивающаяся среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты:
Оформлен ИЗО - уголок, где есть всё необходимое для самостоятельного творчества. Составлены схемы с поэтапным описанием выполнения работы, подобраны дидактические пособия, литература по используемым темам, развивающие игры: «Лабиринт», «Домики для пальчиков», «Цветные ладошки», «Радуга» и т.д. При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Вышли погулять, присмотрелись, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
В работе с детьми постоянно провожу тематические выставки, творческие конкурсы детских работ, работ детей и родителей.
Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи.
С сентября 2020-2021 учебного года веду кружок «Чудо-пластилин», считаю, что дети очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в работе с пластилином. Согласовав эту идею с администрацией детского сада и родителями, разработала программу кружка с учётом лексических тем, где учитывала индивидуальные возможности детей, психологические особенности, сложности некоторых техник нестандартного рисования. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Оно превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Благодаря этому дети развивают фантазию творчества, самостоятельности. Неотъемлемым стимулом были организованны общесадовские выставки детских работ. Дети увидели, что результат их творчества значительно интересен не только им, но и сотрудникам детского сада, а так же гостям. Вначале работы, столкнулась с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок захотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявили интерес чистоте, аккуратности ребёнка, но не к творческому порыву, поэтому было необходимо провести работу с родителями через семинар практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», где познакомила родителей с различными видами нетрадиционных техник рисования, после чего родители стали откликаться на просьбу детей, стали проявлять повышенный интерес к занятиям и работе кружка, видя результаты своих детей.
Результативность опыта
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы,, за счет эффиктивного использования современных технологий.
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- Научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.
- Используют элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,
- Ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).
В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.
Я ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.
Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий развития детского творчества.
Из опыта работы сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются:
1.Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2.Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.
3.Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4.Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что она проводилась не зря, уровень художественно – творческих способностей детей повысился, это видно из результатов диагностики.
Результаты освоения образовательной программы по художественному – творчеству за 2020-2021г.г.
Данные, полученные в результате мониторинга развития художественных способностей дошкольников по направлениям образовательной программы, представлены в следующих гистограммах по итогам 2020-2021 учебного года. Общее количество диагностируемых детей -38 человек.
Возраст 6-7
Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.
уровень | высокий | средний | низкий |
Сентябрь-2020 | 16,1 | 50,4 | 33,5 |
май-2021 | 18,2 | 54,6 | 27,2 |
Результатом кропотливой работы по развитию художественно - творческих способностей детей стали персональные выставки рисунков в детском саду, такие выставки проходят ежеквартально, выставки рисунков кружка «Чудо-пластилин» ежемесячно.
- участие в районных конкурсах.
В планах на следующий год:
- На занятиях с детьми:
- Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
- Показать способы сочетания между собой, учитывая возможности детей;
- Ввести ранее не используемый материал для рисования;
- Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
- Использовать занятие на улице;
- Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;
- В работе с родителями:
- Запланировать 4 семинаров – практикумов, пополняя знания родителей о способах нестандартного раскрашивания;
- Дать родителям методические рекомендации по работе с детьми через индивидуальные беседы;
- Ежемесячно проводить анкетирование на интересующие темы и последующими разъяснительными беседами;
- Организовывать различные выставки работ родителей с детьми, выполненными в домашних условиях;
- Продолжать пополнять альбом «Мы и краски»;
- В работе с педагогами:
- Запланировать 4 – 5 семинаров – практикумов с методическими рекомендациями для использования элементов нестандартного раскрашивания в совместных занятиях с детьми по изобразительной деятельности;
- Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
Описание опыта работы "Развитие творческих, художественных и конструктивных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования и бумагопластики"
Включает опыт работы по данной теме за несколько лет....
Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». В презентации раскрыты ключевые момент...
опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».
Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...
Представление педагогического опыта "Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
Представление педагогического опыта...
Из опыта работы "Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного р...
Тема: ««Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»»
В программе «Волшебная кисточка » представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с дет...