Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».

    Сепливенко Елена Алексеевна

     

      Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания. Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.

        

      

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_teme.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

       Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обучения и воспитания.

        Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Воображение в широком смысле слова - это любой процесс, протекающий в образах, отмечает С. Л. Рубинштейн. Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывать новые, фантастические объекты и явления. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития воображения.

       Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Пространственное воображение - это такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительная (графическая). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

    Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.

          Актуальность выбранной темы заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей мышление, память, мелкую моторику, пространственное воображение. Это неоднократно подтверждалось исследованиями таких ученых как Д.Б.Эльконин, Куцакова Л.В., Афонькина С, Тарабарина Т.И., Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р., Косминская В.Б., Васильченко Е.И., Макаренко А.С, Комарова Т.С. и другие.

    Кроме того, работа с бумагой, требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку успешно учиться в школе.

    Исходя из актуальности выбранной темы, нами была поставлена цель: изучить влияние использования техники оригами на развитие пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

       Объект исследования: процесс развития пространственного воображения дошкольников.

       Предметом исследования - развития пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами.

       В соответствии с целью, объектом и предметом были определены основные задачи:

    • Освоение сложных способов сложения форм оригами, способом комбинирования, трансформирования.
    • обучение детей различным приёмам преобразования бумаги.
    • создание детьми атрибутов для сюжетно- ролевых и дидактических   игр, игр-драматизаций. Использование детских поделок для оформления интерьера группы или дома.
    • обучение созданию выразительных образов и оформление художественного вкуса. Развитие художественно- творческих способностей и детского творчества.

    Предполагаемые  результаты работы:

    1. Развитие творческих способностей у детей; оригинальность подхода к

    решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

    2. Совершенствована мелкая моторика руки;

    3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

     приспособлениями и инструментами;

    4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

      Приступив к этапу работы,  столкнулась с проблемой выбора методов и форм работы развития ребенка, обеспечения максимально – комфортных условий для занятий, и в тоже время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов.

    Формы и методы занятий

    В процессе занятий используются различные формы занятий:

    традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы.

    А также различные методы:

    Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

    • словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
    • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
    • практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
    • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
    • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

    Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

    • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
    • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
    • групповой – организация работы в группах;
    • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

    В своей работе я руководствуюсь принципами:

    • Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).
    • Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности).
    • Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий).
    • Принцип эмоционально-насыщенной тематики занятий и заданий.
    • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности.

    Теоретический аспект

         Оригами - этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

    Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи.

         Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями {угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

        Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д.

         Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает: сделать рывок в развитии речи; улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать; предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников; развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо; стимулировать фантазию, проявить творческие способности.

         Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

     Задачами обучения конструированию из бумаги по типу оригами по Н.Е. Веракса  является следующее:

    -        совершенствовать умение детей сгибать лист бумаги пополам, вчетверо, в разных направлениях, сглаживая сгибы;

    учить работать по несложному чертежу, использовать ножницы для надрезов и вырезывания по контуру;

    -        совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативу, выдумку.

          Работа с бумагой способствует дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики и пространственного воображения.

       Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе.

        Занятия с использованием техники оригами или её элементов рекомендуется проводить с детьми, начиная со средней группы детского сада. Н.Е. Веракса предлагает следующие методы и приемы для обучения детей конструированию из бумаги.

         Обучая детей конструированию из бумаги, воспитатель использует в основном поэтапный показ изготовления поделок, объяснение последовательности их выполнения, обследование готового образца, вопросы с целью привлечения имеющегося у детей опыта и так далее. Выбор методов и их применение в различных сочетаниях на занятии зависят от задач обучения и опыта, которыми владели дети. Чтобы привлечь внимание детей к новым видам поделок, воспитатель за несколько дней до занятия в уголке ручного труда организует небольшую выставку образцов предстоящей работы. Показывая эти игрушки, воспитатель обращает внимание детей на то, из каких частей они сделаны и как эти части скреплены между собой. Иногда воспитатель использует индивидуальный показ нового приема, способа действия. На занятиях воспитатель, прежде всего, говорит детям, с какой целью и для чего они будут делать ту или иную поделку, игрушку и обязательно использует поделку по назначению (в игре, как подарок малышам, близким и так далее).

         Из опыта работы известно, что доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества. Оригами дает для этого огромный простор для работы пальцами – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас “однорукие”: мы почти все делаем правой (или левой) рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.

          С помощью оригами я развиваю у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются психические процессы, мелкая моторика рук, творческое воображение, пространственное мышление.

        Детям моей группы нравится заниматься оригами потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое — а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно, зато свое.

         Работа проводится  в 5 этапов:

    1. Ознакомление со свойствами бумаги.

    2. Ориентировка в пространстве на квадратном листе бумаги.

    3. Изготовление простейших игрушек.

    4. Изготовление сложных игрушек.

    5. Изготовление сюжетных композиций.

        Результат, конечно, важен, но иногда кажется, что сам процесс складывания гораздо важнее. Во время занятий мы беседуем о птицах, животных или цветах, которые складываем, выделяя характерные черты для того или иного живого существа. Это способствует развитию мыслительных процессов, речи.

        Важное место занимают игровые приёмы (например, я брала аквариум и говорила, что мы будем заселять его жителями, а для этого необходимо сделать рыбок), художественное слово (просила детей отгадать, что будем делать на занятии), советы, вопросы. Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Справившиеся с заданием дети идут играть с поделкой, сделанной своими руками.

         Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивали заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывали её вновь.

        Мы с детьми регулярно просматриваем всё то, что им удалось сделать. Причём я положительно оцениваю творческую инициативу каждого ребёнка независимо от полученного результата.

       В своей работе я последовательно использую систему “от простого к сложному”. После того, как дети освоили технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, я ввела схемы.

         Манипуляции с обыкновенным листом бумаги, позволяющие без клея и ножниц выполнить огромное число фигурок - от элементарных складных конвертов до сложных композиций - вызывают постоянный интерес у детей.

         Приобретя некоторый тренинг в выполнении простейших предметов, я учу детей создавать бумажные игрушки, предметы обихода и забавные мелочи. Если ребенок занимается оригами, то одновременно с радостью творчества он получает дополнительный тренинг кистей и пальцев рук, ведь их сила автоматически возрастает, когда ребенок складывает и сгибает листы бумаги, разглаживает заготовки и расправляет полученные модели.

               Из всего вышесказанного видно, что использование многофункциональных методов и техник обучения, таких как оригами, способствует всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе занятий по конструированию в технике оригами создаются благоприятные условия для развития неполноценной зрительной системы детей, повышается эффективность преодоления патологий зрения, и осуществляется комплексное воздействие на общее развитие детей с нарушением зрения. А также создаются условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»

    Опыт работы«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»...

    Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра

    Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...

    Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

    Самоанализ педагогической деятельности по теме: « Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

    Самоанализ педагогической деятельности по теме:« Развитие художественно - творческих способностей  детей  дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования....

    Опыт работы по теме: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

    Опыт работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...