Тема: ««Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Александрова Ольга Вячеславовна
В программе «Волшебная кисточка » представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 5-7 лет.
Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_uglublenke.docx344.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Солнышко»

                                                                                                                        Согласовано на педсовете.

                                                                                                                    Утверждено заведующей                         Фалиной Т.Н.

Дополнительная образовательная общеразвивающая

программа: «Творчество без кисти»

Тема: ««Развитие творческих способностей детей  средствами нетрадиционных техник рисования»» 

Направленность программы художественно-эстетическая

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613711420_69-p-tvorcheskii-fon-dlya-prezentatsii-87.jpg

Автор:

Александрова Ольга Вячеславовна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….....3

I. Целевой раздел…………………………………………………………………………………………...4

1.1  Пояснительная записка……………………………………………………………………………......4

1.1.1. Цель и задачи реализации программы……………………………………………………………..5

1.1.2. Принципы и подходы ПДО………………………………………………………………………...6

1.2. Виды нетрадиционных техник рисования…………………………………………………………..8

1.3. Планируемые результаты…………………………………………………………………………….14

II. Содержательный раздел………………………………………………………………………………..15

2.1. Общее положение…………………………………………………………………………………….15

2.2. Взаимодействие педагога с детьми………………………………………………………………….15

III. Организационный раздел…………………………………………………………………………….17

3.1. Формы и режим занятий……………………………………………………………………………..17

3.2. Структура учебного плана…………………………………………………………………………...17

3.3. Годовой календарный учебный график…………………………………………………………….18

3.4. Планирование образовательной деятельности……………………………………………………..18

3.4.1. Учебно – тематический план………………………………………………………………………18

Первый год обучения……………………………………………………………………………………..18

Второй год обучения……………………………………………………………………………………...20

IV. Результаты диагностики по углубленной работе…………………………………………………...29

V. Список литературы…………………………………………………………………………………….32

        

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что дети уже в раннем возрасте начинают проявлять интерес к творчеству. Свои первые изобразительные навыки они оставляют везде: на обоях, на полу, на столе и даже на себе. Дети настолько бывают увлечены этим занятием, что материалы даже не подбирают, а рисуют тем, что смогли доставать или нашли.

Но с постепенным взрослеем детей, в дошкольном возрасте изобразительная деятельность больше становится увлекательным занятием. Детей привлекает и радует возможность самостоятельно создавать что – то красивое. Если вселить в ребенка уверенность, поддержать его творческие способности, он обязательно познает радость созидания.

Творческий процесс для детей - это настоящее чудо.  И чем больше педагог подготовит разнообразных художественных материалов, тем интереснее  детям будет с ними работать, потому что  ребенок  начинает экспериментировать, творить.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, способствуют развитию детского творчества, активности, воображению.

Содержание ПДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел ПДО определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию ПДО, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел ПДО включает описание образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционного рисования – рисование песком по стеклу. ПДО определяет содержание работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Организационный раздел ПДО описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей ПДО, особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации образовательной деятельности,

ПДО завершается перечнем литературных источников.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Пояснительная записка

«Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном».                                        

                                                                                Дени Дидро.

Художественно - эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Ребенок по своей природе – открыватель мира, детское сердце чутко к призыву творить красоту.

Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развираться детские художественные и творческие способности.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, и творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Именно нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачами в изобразительной деятельности. Они помогают детям чувствовать себя свободными, раскрепоститься, ощутить незабываемые положительные эмоции, вселить уверенность в своих силах.

В изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной  техники, у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, творчество, воображение, самостоятельность.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

Актуальность данной программы в том проблема развития творческих способностей у детей становится всё более и более актуальной. Занятия в дошкольных учреждениях в основном ориентированы на традиционную технику рисования и недостаточно, на мой взгляд, места отводится нетрадиционной технике.

Рисование необычными материалами  позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Рисование  не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Новизна программы состоит в том, концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Данная программа способствует развитию у детей творческих способностей,  так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Рисуем без кисточки ».

Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста. План разработан для детей старшей и подготовительной группы.

1.1.1. Цель и задачи реализации программы.

Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования и материалов.

Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
  • Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству

Развивающие:

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
  • Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
  • Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать
  • полученные знания.

Воспитательные

  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию ПДО.

Основные принципы:

1. Принцип системности – структурирования содержания программы по уровням художественного развития ребенка (возрастам) и разделам, связанным с изображением нетрадиционных техник рисования.

2. Принцип индивидуально - личностного подхода  - предусматривает ориентацию на индивидуальные художественные способности и интересы ребенка, приоритет личностных переживаний, отражения чувств, создание условий для творческого его самовыражения.

3. Принцип обучения изобразительным  навыкам «от простого к сложному» этот принцип диктует построения структуры программы и хода занятия.

4. Принцип создания творческой атмосферы и естественной радости процессе рисования.

5. Принцип интеграции изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности (игра,  прослушивание музыки). Реализация данного принципа предполагает использование на занятиях игровых приемов в процессе пальчиковой гимнастики.

6. Принцип психолого-педагогической поддержки в процессе рисования достигается посредством бережного отношения к мыслям, рассуждениям детей, продуктам их изобразительной деятельности.

7.  Принцип вариативности дает возможность развивать у детей вариативное (нестандартное) мышление

8. Принцип дозированной помощи и невмешательства в процессе детского изобразительного творчества.

9. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Методы, используемые при организации занятий с детьми:

1.                                              Наглядные

       наглядно – слуховые                                     наглядно - зрительные

(слушание музыки в аудиозаписи)                 (дидактический материал)

2. Тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение).

3. Формы несловесной поддержки  (улыбка и т.п.);

Словесные методы:

  • Объяснение (краткое, четкое, эмоциональное )
  • указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально)
  • Вопросы  -  э тот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память)
  • Пояснения, уточнения.

Методы работы:

  • Индивидуальный
  •  Групповой
  •  Наглядный
  • Словесный
  • Игровой

Формы работы:

 Игры.

 Беседы, работа с наглядным материалом.

 Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

 Чтение и заучивание художественной литературы.

 Рассматривание репродукций картин

  1. Виды нетрадиционных техник рисования.

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.

1. Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурностъ окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт  пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на

бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Оттиск пробкой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

5. Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и

мисочка и печатка.

6. Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложенаштемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотнаябумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие

мисочка и поролон.

Хорош для рисования кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта. А также для выполнения цветных фонов в разных композициях.

7. Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с

краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

8. Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

9. Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

10. Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из прозрачной пленки. Способ получения изображения: ребенок прижимает

печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

11. Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

12. Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

13. Кляксография с трубочкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

14. Кляксография с ниточкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе

бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

15. Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см). Способ получения изображения № 1: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Способ получения изображения № 2:краски нужного цвета развести в блюдечке с водой. Обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.

16. Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

17. Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия.Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать

приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

18. Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого

вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

19. Монотипия пейзажная. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается егоотражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

20. Рисование штрихом. Этот прием рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих.

При помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.

21. Рисования «цветной пеной». Такая техника изображения встречается редко в обычной изобразительной деятельности, но если познакомиться с ней, то экспериментов, открытий, удивлений не счесть. Способ получения изображения: в небольшую емкость - пластиковый

стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав коктейльной трубочкой подуть в трубочку, чтобы пена выступала над поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять. Полученный отпечаток цветной пены можно преобразовать в изображение, которое схоже с фактурой от полученного оттиска. Для получения многократного цветного изображения достаточно промыть кисть в воде от остатков краски и пены, вновь набрать любую другую краску и произвести те же действия, отпечатывая на свободных чистых местах листа бумаги. Изображения можно превратить в рисунки,

дополнив деталями, образами, персонажами. Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого, так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том,

что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку. Только накопленный познавательный опыт этого возраста от прочитанных книг, рассматривания иллюстраций, жизненных наблюдений, простейших

экспериментов позволяет получить результат, обогащенный знаниями восприятия окружающего.

22. «Граттаж». Материалы: плотный лист бумаги, восковые карандаши, восковая белая свеча, баночка, жидкое мыло или шампунь, тушь, поролон и использованный стержень от авторучки или палочка. Способ получения изображения:восковыми карандашами произвольно покрыть лист цветными пятнами (как лоскутное пестрое одеяло);этот лист сверху натереть свечой

так, чтобы был слой воска; приготовить состав из туши и чуть меньшего количества шампуня (в пену не взбивать!); обмакнуть поролон в эту смесь и равномерно покрыть поверхность - получиться лист черного цвета; когда черный лист высохнет, то на этом фоне можно процарапывать графический рисунок. Поскольку фон темного цвета, то темы таких рисунков следует выбирать таинственные или темное время суток: ночной или вечерний пейзаж. Перед

тем как приступить к работе следует нацелить детей на то, что может получиться при изображении. Мысленно представить себе какой вид изображения хочется получить и процарапать необходимые для этого контуры. Скажем, стволы и кроны деревьев, тропинку и траву, облака и солнце. Когда снимается слой туши и воска, обнаруживаются радужные

линии на черном фоне, от чего процесс работы кажется необычным.

23. Инновационная техника «нитяная графика». Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой.

24. Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане",

"Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

25.Оттиск пенопластом.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

26. Рисование методом наката.

Технология рисования: Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

27. Рисование ребром картона.

Технология рисования: Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

28. Рисование с помощью соли.

Технология рисования: Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

29. Клеевая техника (витражи)

Технология рисования: Простым карандашом нанести на бумагу контур предмета. В тюбике с канцелярским клеем (можно клей ПВА) сделать маленькое отверстие, чтобы он вытекал тонкой струйкой. Аккуратно обвести клеем контур. Дать высохнуть. Закрасить пространство внутри контура красками.

30. Рисование углем.

Техника рисования: Рисунок выполняется тонким концом угля или всей поверхностью (растушевка), точно также, как рисование простыми и цветными карандашами. Нужно нажимать на уголь легко, иначе он будет крошиться.

Структура занятий:

Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком

  1.     Вводная часть:
  1. Приветствие
  1. Основная часть:
  1. Создание игровой ситуации.
  2. Показ воспитателя.
  3. Использование движения руки.
  4. Проговаривание последовательности работы.

III.     Заключительная часть:

1.        Подведение итогов.

2.          Рефлексия.

3.        Прощание.

1.2 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе

В программе «Творим без кисточки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).

Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу.

1.3 Планируемые результаты

 самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и

инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и

применять их;

 самостоятельно передавать композицию, используя технику

нетрадиционного рисования;

 выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

 давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

 проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

II.        СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Общее положение

В ходе работы предусматриваются различные формы, как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями. Программа рассчитана на 2 года обучения с элементами усложнения для разных возрастных групп. Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май во вторую половину дня. Длительность занятий: старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Количество занятий в год - 36. Продолжительность занятий предусмотрено физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».

2.2  Взаимодействие педагога с детьми

Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи.

Педагог должен не только научить детей различным нетрадиционным  техникам рисования, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату. Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации нетрадиционных приемов рисования, получения выразительных эффектов от работы различными материалами. Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.

Формы взаимодействия педагога с детьми:

1. Мотивация

2. Обучение  нетрадиционной технике рисования

3. Физминутка

4. Выполнение

5. Любование

Формы работы с родителями:

1.  Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний.

2. Педагогические беседы с родителями.

3. Тематические консультации.

4.  Организация ―уголков для родителей (информационные стенды, папки-передвижки и т.п.).

5.  Мастер-классы.

6. Оформление выставок.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Формы и режим занятий.

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Занятия по дополнительной программе дополнительного образования детей проводятся во второй половине дня после дневного сна.

В качестве форм организации образовательного процесса по образовательной программе дополнительного образования детей применяются:

  • игры
  • занятия
  • беседы
  • аудио и видео занятия
  • открытые занятия для родителей.

Занятия проводятся по подгруппам(8-10 человек), что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

3.2. Структура учебного плана

       Программа

Количество учебных месяцев

Количество

учебных часов

в неделю на одну

учебную группу

Количество

учебных

групп

Количество

обучающихся

1.

«Рисуем без кисти»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

      30 мин

1

26

3.3. Годовой календарный учебный график

Продолжительность учебного года по дополнительному образованию детей: Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– 01 сентября, окончание учебных занятий – 31 мая.

Режим занятий:

День недели

Время образовательной деятельности

Возраст детей

Вторник

I подгруппа

II  подгруппа

15.20- 15.50

15.55-16.25

6-7 лет

3.4. Планирование образовательной деятельности

Структура плана воспитательно - образовательной работы состоит из учебного плана и перспективного планирования.

                                      3.4.1. Учебно-тематический план на I год обучения

              Метод нетрадиционного рисования

         Количество часов

1.

НТР ладошками

1

2.

НТР акварельными карандашами

1

3.

НТР тычок точечного рисунка

1

4.

НТР печать из ниток

1

5.

НТР тычок жесткой кистью

3

6.

НТР томпонирование

1

7.

НТР кляксография трубочкой

4

8.

НТР пальчиками

3

9.

 НТР набрызг

2

10

НТР по сырому

4

11.

НТР граттаж

2

12.

НТР оттиск смятой бумаги

1

13.

 НТР фроттаж

1

14.

НТР  мыльными пузырями

1

15.

НТР  манкой

1

16.

НТР  поролоном

2

17.

НТР по мятой бумаге

2

18.

НТР  витраж

1

19.

НТР вилкой

1

20.

НТР кляксография с ниткой

1

21.

НТР пластилинография

1

22.

НТР скатывание шариков

1

Всего:

36

Учебно-тематический план на II год обучения

              Метод нетрадиционного рисования

         Количество часов

1.

НТР монопития ладошкой и кулаком

1

2.

НТР печать пробкой

1

3.

НТР пуантилизм

2

4.

НТР акварельными карандашами

3

5.

НТР ватными палочками

1

6.

НТР  по сырому

1

7.

НТР восковыми мелками

2

8.

НТР жесткой полусухой кистью

3

9.

 НТР печать из картофеля

1

10

НТР манкой

2

11.

НТР ладошкой и пальчиками

1

12.

НТР монотипия пальчиками

1

13.

 НТР силуэтное рисование и пуантилизм

1

14.

НТР  граттаж

3

15.

НТР  солью

1

16.

НТР  свечой

2

17.

НТР набрызг

2

18.

НТР  ниткография

1

19.

НТР монотипия

1

20.

НТР кляксография

1

21.

НТР пастель и уголь

1

22.

НТР оттиск смятой бумагой

1

23.

НТР ватными палочками и оттиск пробкой

1

24.

НТР Штамп ластиком

1

25.

НТР пальчиками и тычок

1

Всего:

36

Первый год обучения

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

«Осеннее солнышко»

рисование  в технике ладошками ладошками

- Знакомить дошкольников с рисованием ладошкой.

- Закрепить умения детей работать в коллективе.

- Закреплять понятие о “тёплых” цветах.

- Развивать воображение и фантазию.

- Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, желание помочь.

1

«Осенний ковёр»

рисование в технике печать  листьями

- Познакомить детей с изобразительной техникой – «печать листьями».

- Развивать у детей фантазию, мелкую моторику рук, чувство композиции.

- Закрепить умение отпечатывать на бумаге листья от деревьев разных пород.

- Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

- Воспитывать интерес к процессу рисования.

1

«В садах созрели яблоки»

рисование методом тычка

- Познакомить детей с методом точечного рисунка.

- Закреплять умение детей наносить один слой краски на другой методом тычка.

1

Октябрь

«Грибочки в корзинке»

рисование в технике печать из ниток

- Знакомство  детей с новой техникой рисования печать из ниток, учить создавать композицию.

-  Развивать воображение.

1

«Мухоморы»

рисование в технике  пальчиками

 - Познакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.

- Учить наносить ритмично и равномерно токи на всю поверхность бумаги.

- Закрепить умения закрашивать шляпу гриба, набирать краску на кисть и хорошо ее промывать

2

«Лесные ягоды»

рисование в технике  пальчиками

- Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.

«Ветка рябины»

 рисование в технике тампонирование

-Учить рисовать на ветке ягодки тампончиками, а листики - пальчиками - примакиванием.

-  Развивать чувство цвета и  композиции в процессе использования нетрадиционной техники.

1

«Осеннее дерево»

Рисование акварелью методом кляксографии с трубочкой

- Познакомить детей с техникой кляксография.

- Развивать у детей эстетические чувства и вкус; мелкую моторику рук, дыхательный аппарат.

- Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

1

Ноябрь

«Вечернее небо»

рисование в технике  по сырому

- Познакомить детей с новой техникой монотия по - сырому.

- Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя различные НТР.

-Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

1

«Медвежонок»

 рисование в технике оттиск смятой бумагой

- Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – оттиск смятой бумагой.

- Учить рисовать крупно и располагать изображение в соответствии с размером листа.

1

«Заяц»

рисование тычком жесткой полусухой кисти, оттиск смятой бумагой

- Познакомить детей  с техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».

-Учить выполнять рисунок тела ежика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом.

1

«Ежик»

рисование в технике фроттаж

- Познакомить с нетрадиционной техникой фроттаж.

- Закрепить умение работать в данной технике, с помощью шаблонов и монет.

1

Декабрь

«Снежинки»

рисование кляксография с трубочкой

 - Продолжить закреплять  умения  детей  работать в  НТР кляксография с трубочкой.

- Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности

1

«Выпал снег»

рисование мыльными пузырями

- Познакомить детей с новой техникой НТР мыльными пузырями.

- Закрепить умение изображать снег, используя мыльные пузыри.  

- Развивать чувство композиции.

1

«Зимняя ночь в лесу»

рисование в технике черно – белый граттаж

- Познакомить с НТР черно-белого граттажа.

- Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. –

- Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

1

«Маленькой елочке холодно зимой»

рисование методом тычка жесткой кистью

- Продолжить закреплять умения детей работать в НТР методом тычка жесткой кистью.

- Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству

1

Январь

«Морозные узоры»

рисование акварелью методом кляксографии с трубочкой

- Продолжать знакомить с методом кляксографией.

- Развивать ассоциативное мышление, воображение.

- Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки.

1

«Снегири на ветке»

рисование с помощью манки с добавлением краски

- Познакомить с  нетрадиционным методом рисования с помощью манки.

- Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.

1

«Умка»

рисование поролоном

- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

- Развивать аккуратность в работе.

1

Февраль

«Снегопад на улице»

рисование в технике набрызг

- Познакомить детей работать в технике «набрызг» с использованием зубной щётки.

- Вызвать у детей эстетические чувства, любовь к природе родной страны.

1

«Пингвины на льдинах»

рисование по мятой бумаге

- Продолжить закреплять умения детей работать в НТР «по мятой бумаге».

- Учить детей рисовать нетрадиционным способом "по мятой бумаге».

- Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке

1

«Космос»

рисование в технике витраж

- Познакомить с техникой витраж, рисовать с помощью клея.

- Развивать воображение.

1

«Зимний пейзаж»

рисование в технике по  сырому.

- Продолжить закреплять умения детей работать в НТР по мокрому листу.

- Учить смешивать цвета прямо на бумаге, изображая при этом пейзаж.

- Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности

1

Март

«Весна»

рисование в технике кляксография

- Продолжить закреплять умения детей работать в НТР кляксография

- Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью.

- Развивать фантазию.

1

«Веточка мимозы»

рисование пальчиками и скатывание шариков из салфетки.

- Упражнять в рисовании пальчиками и скатывании шариков из салфетки.

 - Развивать чувство композиции, закреплять навыки наклеивания

1

«Весенние цветы»

рисование вилкой

- Учить рисовать цветы с помощью вилки.

- Учить с помощью гуаши передавать весенний колорит.

- Развивать цветовосприятие

1

«Ваза с цветами для мамы»

рисование в технике кляксография с нитками

- Познакомить детей с новой техникой рисования кляксография с ниточками.

- Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы

1

Апрель

«Звездное небо»

рисование в технике набрызг, печать поролоном по трафарету

- Продолжить закреплять умения детей работать в НТР набрызг с печатью поролоном по трафарету.

- Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету.

- Развивать цветовосприятие.

- Упражнять в рисовании с помощью данных техник

1

«Грачи прилетели»

рисование в технике по сырому

- Продолжать закреплять умения детей  рисовать нетрадиционным способом «по сырому».

- Закрепить умение передавать композицию в сюжетном рисунке.

1

«Ваза с фруктами»

рисование в технике пластилиногрфия

- Познакомить с  новой техникой пластилинография, учить создавать композицию фруктов, изготовленную из пластилина.

- Развивать воображение

1

«Мать-и-мачеха»

рисование в технике тычки жёсткой    полусухой кистью

- Формировать умение рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью.

- Развивать творческое воображение, умение замечать красоту окружающей природы

1

«Весеннее небо»

рисование в технике акварельными икарандашами

- Познакомить детей с новой  изобразительной техникой рисования акварельными карандашами

- Способствовать развитию мелкой моторики рук.

1

Май

«Праздничный салют»

рисование в технике граттаж

- Продолжить закреплять умения детей  в  технике рисования граттаж.

-Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы, создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют. - Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

-Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку).

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

1

« Весенний луг»

рисование в технике по сырому

- Продолжить закреплять умения детей рисовать в НТР по сырому, изображая весенний  луг способом цветовой растяжки  «по мокрому» листу бумаги.

- Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы.

- Воспитывать любовь к своему краю.

1

Итоговая выставка рисунков

Рассматривание с детьми рисунков. Оформление фойе детского сада выставкой.

Второй год обучения.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Количество часов

Сентябрь

««Бабочки которых я видел летом».»

рисование  в технике монотипия, обведение ладошки и кулака

- Познакомить детей с техникой монотипии, закрепить умение использовать технику, познакомить детей с симметрией (на примере бабочки).

- Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, желание помочь.

1

«Гусеница»

рисование в технике печать  пробкой

- Познакомить детей с НТР  печать пробкой.

- Развивать чувство композиции, цвета-восприятия.

- Воспитывать интерес к процессу рисования.

1

«Фрукты в вазе»»

рисование в технике пуантилизм

- Познакомить  детей с новой  техникой рисования пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике.

-Воспитывать аккуратность.

-Продолжать учить тонировать бумагу пастелью.

1

Октябрь

«Астры в вазе»

рисование в технике акварельными карандашами

- Продолжать знакомить детей с изобразительной техникой рисования акварельными карандашами.

- Продолжать учить детей размывать кисточкой нарисованное изображение.

- Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

1

«Брусничная поляна» (коллективная работа)

рисование в технике  ватными палочками

 - Продолжать учить детей рисовать способом тычка ватными палочками.

- Закрепить умение детей работать в коллективе.

- Развивать мелкую моторику рук и чувство композиции.

- Вызывать интерес к процессу рисования.

1

«Яблоко»

рисование в технике  акварельными карандашами

- Продолжать знакомить детей с изобразительной техникой рисования акварельными карандашами.

- Продолжать учить детей размывать кисточкой нарисованное изображение.

- Воспитывать аккуратность и самостоятельность.

1

«Осенний пейзаж»

 рисование в технике по сырому

- Продолжать знакомить детей с тонировкой бумаги по мокрому листу.

- Побуждать детей передавать особенности осенних деревьев, добиваясь выразительности с помощью цвета

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 

1

«Зонтик»

рисование в технике паунтилизм

Совершенствовать умения в данной технике.

-Развивать чувство цвета, мелкую моторику.

-Воспитывать аккуратность.

1

Ноябрь

«Что нам осень подарила?» (натюрморт из овощей)

рисование в технике  восковыми мелками

- Закрепить умение рисовать натюрморт восковыми мелками, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании торцом мелка и всей его поверхностью.

1

«Пушистый котенок»

 рисование в технике тычки жесткой полусухой кистью

- Совершенствовать рисование методом  тычка жёсткой полусухой кистью

- Развивать творческие способности детей, фантазию, эстетичность.

- Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности

1

«Овощи в корзине»

рисование в технике печать из картофеля

- Учить детей рисовать овощи с помощью нетрадиционных средств рисования (печатки из картофеля)

1

«Первый снег»

рисование в технике монотипия пальчиками

- Формировать умение рисовать дерево без листьев в технике монотипии.

- Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками.

- Воспитывать аккуратность.

1

Декабрь

«Тихвинский Успенский монастырь»

рисование в технике акварельными карандашами

 - Продолжать знакомить детей с изобразительной техникой рисования акварельными карандашами.

-Учить детей размывать кисточкой изображённый рисунок.

-Воспитывать любовь к своему родному краю.

1

«Снежинка»

рисование в технике манкой

- Продолжать учить  детей работать в  технике  рисования манкой (наносить рисунок кисточкой с клеем, затем посыпать манкой).

- Воспитывать уверенность в себе, в своих творческих возможностях.

1

«Голуби»

рисование в технике ладошкой и пальчиками

- Продолжать знакомить детей с рисованием ладошкой и пальчиками.

- Формировать знания о зимующих птицах.

- Учить детей рисовать крупно и располагать изображение в соответствии с размером листа.

- Развивать мелкую моторику рук.

-Воспитывать интерес к рисованию.

1

«Елочные игрушки»

рисование в технике силуэтное рисование+ пуантилизм

- Знакомство с новой техникой силуэтное рисование.

-Развивать наглядно-образное мышление.

1

Январь

«Волшебница зима»

рисование в технике манкой

- Совершенствовать умения детей НТР манкой.

- Воспитывать любовь к родной природе.

1

«Зимний вечер»

рисование в технике черно – белый граттаж

- Продолжать учить детей НТР черно-белого граттажа.

-Учить передавать настроение тихого зимнего вечера с помощью графики. - Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

1

«Снеговик»

рисование в технике солью

- Познакомить  детей с  новым нетрадиционным материалом для рисования солью.

- Развивать аккуратность в работе.

1

Февраль

«Морозные узоры»

рисование в технике свеча+ акварель

- Познакомить  детей с НТР свечой, акварелью.

- Развивать воображение, творческое мышление

2

«Белая береза под моим окном»

рисование в технике свеча+акварель

- Совершенствовать умение детей  рисовать в данной технике.

-Продолжать учить изображать дерево.

-Развивать чувство композиции

«А снег идет, а снег идет»

рисование в технике набрызг

- Совершенствовать умения детей рисовать НТР набрызг.

- Воспитывать интерес к рисованию.

1

«Ракеты в космосе»

рисование в технике граттаж

- Совершенствовать умения детей НТР  «Граттаж», её применением при рисовании

- Учить использовать в работе приём «процарапывания».

Способствовать раскрытию творческого потенциала, художественного вкуса через нестандартные приемы рисования

1

Март

«Коаллы»

рисование в технике ниткография

- Продолжить закреплять умения детей работать в НТР ниткография.

- Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству.

- Развивать умение замечать красоту окружающего мира.

1

«Весенний пейзаж»

рисование в технике монотипия

- Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике.

- Продолжать учить создавать образ дерева.

1

«Подснежники для моей мамы»

рисование в технике акварель+восковые мелки

- Учить  детей рисовать подснежники восковыми мелками, обращая особое внимание, на склоненную голову подснежника.

-Развивать моторику пальцев.

- Способствовать развитию навыков

1

«Забавные животные»

рисование в технике кляксография

- Совершенствовать умения детей  рисовать с помощью пены, создавать образы животных.

-Развивать творческое воображение.

1

Апрель

«Звездное небо»

рисование в технике набрызг, печать поролоновыми тампонами.

- Продолжать учить детей НТР набрызг.

Формировать умение создавать образ звездного неба, используя набрызг и печать, развивать композиционные умения.

1

«Веточка вербы»

рисование в технике пастель+ уголь

- Познакомить детей с новой материалами для рисования пастелью и углем.

- Закреплять навыки рисования данными материалами.

-Учить изображать ветку вербы.

1

«Пасхальное яйцо»

рисование в технике ватными палочками+  оттиск пробкой

- Закрепить умения детей рисовать ватными палочками и оотиском пробки.

- Воспитывать интерес к народной культуре.

-Учить элементам декора, цветовосприятия

1

«Как я люблю одуванчики»

рисование в технике тычки жёсткой    полусухой кистью

- Формировать умение рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью.

- Развивать творческое воображение, умение замечать красоту окружающей природы

1

«Сирень в вазе»

рисование в технике оттск смятой бумагой

- Продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования – оттиск смятой бумагой.

- Развивать воображение и чувство композиции.

- Воспитывать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования

1

Май

«Праздничный салют»

рисование в технике граттаж

- Продолжить закреплять умения детей  в  технике рисования граттаж.

- Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

- Воспитывать чувство гордости за свою страну.

1

«Бабочки на лугу»

рисование в технике штамп

- Учить детей  рисовать бабочек, используя печатки из ластика.

- Развивать внимание, точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

1

«Сады цветут»

рисование в технике пальчиками+ тычками

- Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, сочетать разные техники рисования, продумывать композицию.

1

Результаты и диагностика по углублённой работе

Уровень развития художественных навыков по техническим умениям

Критерии оценки

2019-2020 гг.

2021-2022 гг.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

От 2,3 до 3,7 проблемы в развитии

78%

39%

32%

От 3,8 до 5 нормальное развитие

22%

61%

68%

100%

Рисунок 1. Уровень развития художественных

навыков по техническим умениям в 2019-2020 гг.

Вывод: На начало учебного года у 78% детей выявлены проблемы в развитии художественных способностей. Рекомендовано проводить с детьми и родителями индивидуальную и групповую работу. Кроме того проводить игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

На конец учебного года у 61% детей наблюдается нормальное развитие художественных способностей. С 39% детей, у которых выявлены проблемы в развитии художественных способностей планируется проведение индивидуальной работы на следующий учебный год.

Рисунок 2. Уровень развития художественных

     навыков по техническим умениям в 2020-2021 гг.

Вывод: На конец учебного года у 68% детей выявлено нормальное развитие художественных способностей, а у 32% детей выявлены проблемы в развитии. Рекомендовано проводить индивидуальную и групповую работу по повышению уровня художественных способностей. Кроме того необходимо проводить игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

На конец учебного года у 100% детей выявлено нормальное развитие художественных способностей.

Уровень творческих способностей по методике Э.П. Торренса «Незаконченный рисунок»

Критерии оценки

2019-2020 гг.

2021-2022 гг.

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Низкий уровень творческих способностей

83%

22%

5%

Средний уровень творческих способностей

17%

72%

90%

26%

Высокий уровень творческих способностей

6%

5%

74%

Рисунок 3. Уровень творческих способностей по методике

Э.П. Торренса «Незаконченный рисунок» в 2019-2020 гг.

Вывод: На начало учебного года у 83% детей уровень развития творческих способностей низкий. Рекомендовано проводить с детьми как индивидуальную, так и групповую работу по развитию художественного творчества. Кроме того проводить беседы и консультации с родителями на тему: «Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования».

На конец учебного года уровень развития детей заметно увеличился, но есть дети 22%, у которых уровень развития низкий, с ними планируется проведение индивидуальной работы на следующий учебный год.

Рисунок 4. Уровень творческих способностей по методике

Э.П. Торренса «Незаконченный рисунок» в 2021-2022 гг.

Вывод: На начало учебного года у 90% детей уровень развития творческих способностей средний. 5% детей имеют низкий уровень развития творческих способностей. Рекомендовано проводить с детьми индивидуальную работу.

На конец учебного года у 74% детей уровень развития творческих способностей стал высоким, а у 26% детей средним. Результаты свидетельствуют о том, что дети не только выполняли задание, но были способны предложить большее количество ответов. Большинство ответов были разноплановые, что свидетельствует о повышении уровня творческих способностей по показателям оригинальности, гибкости, беглости и характеру рисунка.

Общий вывод: таким образом, можно сказать, что творческие способности детей сформированы в достаточной мере. Разработанный комплекс занятий по углублённой работе, позволил значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно использовать знания об интересующем предмете для создания новых объектов.

Следовательно, нетрадиционное рисование может служить эффективным средством развития творческих способностей у детей при использовании комплекса занятий по нетрадиционному рисованию.

Список литературы.

  1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. - Дошкольное образование, №18, 2010 г.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2016
  5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010
  6. Цвитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011
  7. Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"-
  8. М.2007г.
  9.  Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2011
  10. Журнал «Дошкольное воспитание» №7/2011
  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.
  12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110
  13. «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  14. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  15. Шкидская И.О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

В данном мастер - классе представлены нетрадиционные техники рисования как с детьми так и со взрослым поколением.материал будет полезен педагогам, родителям и учителям изо деятельности....

Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»

Методическая разработка  Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»...

Мастер- класс как форма работы с родителями на тему: «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Тиснение по фольге»

Мастер-класс «Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Тиснение по фольге»...

Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные...

актуальность развитие творческих способностей детей нетрадиционной техникой рисования.

quot;... творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будующему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее" Выготский Л.С.Воспитание личности, обладающей богатым ...