Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования
статья по рисованию

Бекасова Анастасия Юрьевна

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж, кляксография. эбру и другие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx961.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №199 ОДО

Приморского района Санкт-Петербурга

Тема: Развитие творческих способностей детей нетрадиционными техниками рисования (кляксография, эбру, граттаж)

Автор: Бекасова Анастасия Юрьевна

Должность: воспитатель

Санкт-Петербург

2023

Техника «Кляксография»

Кляксография — это одна из самых увлекательных нетрадиционных техник рисования. Она не только вызывает интерес у детей, но и помогает им выразить свою личность, проявить фантазию и находчивость. Также она позволяет выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции.

 Кляксография — это техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами. Суть такого рисования заключается в том, чтобы разглядеть в расплывчатом изображении какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, для получения результата ребенку требуется лишь включить фантазию. Рисование в технике кляксографии оказывает большое влияние на развитие ребенка:

  • снимает страх и неуверенность перед неудачным результатом рисунка;
  • развивает творческое воображение и фантазию;
  • учит ребенка решать  поставленные творческие задумки;
  • развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы кистей;
  • стимулирует интерес к рисованию;
  •  развивает образное мышление.

Для того, чтобы организовать и провести занятие по кляксографии нужны лишь некоторые материалы и фантазия.

Понадобятся следующие материалы:

  • бумага для рисования (желательно, чтобы бумага для рисования была глянцевая);
  • кисточки разных размеров;
  • акварель или гуашь;
  • пластиковые трубочки;
  • влажные салфетки или полотенца, клеенка для удобства и защить рабочей поверхности.

Рисование в технике кляксографии осуществляется в два этапа:

  1. Ребенок создает кляксу произвольной формы и представляет определенный сюжет или образ на основе получившегося пятна;
  2. Кляксы дорисовываются, дополняются до подходящего образа различными деталями (форма наполняется содержанием).

Для выполнения деталей можно использовать разные техники – это вызовет у детей еще больший интерес к процессу рисования. Так, например, в детском саду лучше всего использовать данную методику с трубочкой.

Практический опыт применения методики кляксографии на  занятии по художественно-эстетическому развитию в детском саду

Основная цель данного занятия развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксография.

Оборудование – плотная, глянцевая бумага, акварельные краски, разведенная гуашь, емкости с водой, кисти и пластиковые трубочки.

Данная методика была использована в рамках методического проекта «Личная гигиена ребенка» как здоровьесберегающая технология в детском саду.

В ходе реализации проекта был проведен ряд мероприятий и занятий с детьми просмотр презентации «Микробы и бактерии наши враги или защитники?», мультфильма «Микробы».

Для закрепления полученных данных был проведен урок по художественно-эстетическому развитию – рисование на тему «Микробы».

Задача детей с помощью краски, используя основные приемы кляксографии, изобразить микробы, бактерии.

Задание выполнялось в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - ребята самостоятельно подготавливали группу, столы для занятия.

 Перед началом занятия мы запаслись влажными салфетками и застели столы клеенками, так как в процессе творчества краска могла и вышла за пределы листа бумаги.

Для работы мы использовали жесткие художественные кисти размера № 5 и №6. Если нужно изобразить пятно еще большего размера целесообразно будет использовать зубную щетку.

Акварельные краски. Для рисования в технике кляксографии лучше всего использовать жидкую акварельную краску, но в нашем распоряжении такой не было, поэтому мы использовали акварельную краску, а также гуашь   фирмы «Луч» и добавляли в нее большее количество воды, гуашь применили для придания более насыщенного, яркого цвета рисункам;

C:\Users\Дмитрий\Desktop\мойдодыр\20210122_161320.jpg

  1. Основной этап. Непосредственно образовательная деятельность.

 С помощью кисти (кисть нужно хорошо напитать краской) на белую бумагу нанести жидкую акварельную краску или разведенную гуашь в произвольной форме, затем взять трубочку и, выдувая из нее, растягивать краску во всех направлениях. Как показал опыт раздувать лучше под наклоном. С помощью такого приема можно сделать ветви деревьев, лучики солнца, щупальца, хвостики и т.д.;

  1. Заключительный этап – после высыхания краски нанести на рисунки дополнительные, уточняющие детали (глаза, рот), ламинирование полученных рисунков.

Рисунки, выполненные разведенной гуашью

C:\Users\Дмитрий\Desktop\мойдодыр\20210123_171715.jpg

Техника «Эбру»

  Этот особый метод рисования предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже используются особенные: на натуральной основе. В результате получаются невероятные по красоте картины, повторить которые практически невозможно. Рисованием на воде можно занять не только себя, но и ребенка: такой необычный способ увлечет маленького непоседу на несколько часов. К тому же Эбру развивает фантазию и творческое мышление, что так важно для малышей.

Хотя Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.

Cуществует множество версий, откуда пошло искусство рисования на воде: разные источники называют родиной технологии не только Китай и Японию, но и Узбекистан, Индию, Пакистан, Персию и ряд других стран. Например, в Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке, хотя название Эбру стало употребляться только спустя три столетия. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи. Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». И, действительно, если посмотреть на рисунок, выполненный по такой технологии, становится понятно, почему его так называли.

Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов.

Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.

Этот особый метод рисования предполагает использование в качестве холста необычную поверхность – воду. Конечно, вода эта должна быть не простая, а подготовленная специальным образом. Краски тоже используются особенные: на натуральной основе.

 Эбру можно освоить дома самостоятельно. Такое рисование будет отличным занятием для ребенка, оно не только оригинально и необычно, но и развивает мелкую моторику рук и отлично влияет на воображение маленького художника. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого. Итак, чтобы рисовать на воде, будут необходимы: вода с загустителем; краски; емкость; кисти; гребни, шило или спицы; бумага. Теперь давайте поговорим о каждом отдельно и поподробнее.

Чтобы краска подошла для работы в технике эбру, она должна иметь в своем составе натуральный минеральный пигмент, воду и желчь животных. Она должна быть жидкой, практически как цветная водичка, чтобы иметь возможность держаться и растекаться по поверхности. Приобрести в магазинах для художников можно как готовую смесь, так и концентрат для разведения.

 Для начала работы подойдут и самодельные краски, полученные из масляных красителей и растворителей. В принципе, рисовать получается и с применением акриловых красок. Использование гуаши возможно только в том случае, когда в качестве основы задействуется молоко. Жидкая основа для рисования должна быть плотной и густой, чтобы краска не опустилась. Получить ее удается, соединив воду с загустителем. Данный компонент может выпускаться в виде порошка или жидкого экстракта, требующих в дальнейшем разведения по инструкции на упаковке. Как правило, сперва покупной загуститель на протяжении 10 минут тщательно размешивают в воде. Затем смесь оставляют набухать на протяжении 5-10 часов, пока она не обретет консистенцию клейстера. Рисование в технике эбру в домашних условиях – процесс довольно простой, поэтому слегка видоизмененный подходит даже для детей дошкольного возраста.

 Мастер-класс для дошкольников или начинающих должен осуществляться по простой схеме. Сперва в подходящей емкости необходимо по инструкции приготовить воду с загустителем. Необязательно заполнять контейнер полностью – достаточно, чтобы жидкость присутствовала на дне.

Затем на поверхность стряхивающим движением потребуется перенести ту или иную краску. Наконец, путем использования разных инструментов на поверхности удается сформировать разные узоры. Готовый рисунок на 10-15 секунд накрывается листом матовой бумаги, в результате чего роспись переносится на основу. В конце занятия лист снимают с поверхности и оставляют на просушку.

Если пошагово своими руками создавать картину в технике эбру, начинать лучше с прорисовки фона. Сделать это рекомендуется следующим образом: взять не более 2 оттенков краски, заранее разведенной в отдельных стаканчиках, и побрызгать небольшое количество на основу. 

Разбрызгивать краску принято кисточкой или специальным дозатором. Технология работы такова, что первые капли могут раствориться, но затем они будут поддерживать на поверхности остальные изображения. Для создания фона удобно пользоваться расческой, позволяющей наносить повторяющиеся узоры по всей поверхности. Можно также сделать фон однотонным или разноцветным, гладким или с текстурой. Для получения основного рисунка потребуется использовать разные художественные инструменты. Сперва в краску окунают кисточку и несколько капель аккуратно капают на основу. Далее можно вытягивать линии, формировать завитушки и спирали, проводить радиусы, создавать цветы и даже нарисовать животных или насекомых. 

Начинающим мастерам рекомендуется начать с кругов, которым растяжкой придаются разные формы, а затем перейти к простым цветкам и бабочкам. Определенным образом проводится работа с шилом: его кончик окунается в банку с краской, после чего аккуратно подносится к поверхности. Цветная капля должна сама перетечь на рабочую поверхность. Для увеличения ее габаритов в центр добавляется еще одна такая же порция. Чтобы перенести живопись в технике эбру на бумагу, необходимо аккуратно приложить листок к поверхности, не смазав рисунок, и подождать от 10 секунд до 10 минут.

 Если работа проводилась с использованием гуаши, то лучше подождать подольше, чтобы краски получились более яркими. Пальцами или шилом можно добиться более плотного прилегания. О том, что изображение полностью впиталось, может подсказать даже сама бумага: ее края начнут подниматься. Снимается бумага либо двумя пальцами, либо пинцетом. Работа с тканью и керамикой осуществляется сходным образом, а вот в случае дерева окрашиваемое изделие обычно покрывается со всех сторон. Сушить картину дома принято на мягкой подложке в горизонтальном положении. Не возбраняется с этой целью и воспользоваться феном. 

Тематика изображения в нетрадиционной технике эбру подбирается в зависимости от того, с какой целью создается тот или иной объект.

  • К примеру, если украшать предстоит шейные платки или другие аксессуары, то можно ограничиться абстрактными узорами или придать каплям облик цветов.
  • Для создания поздравительной открытки на 23 Февраля можно изобразить красками космос или же воплотить полотно в «военной» расцветке.
  • Подарок для девочеек  предлагается украсить сердечками или цветочными узорами.
  • Для работ в стиле эбру также характерны такие темы, как времена года, пейзажи и растения.

Техника «Граттаж»

Одна из ключевых задач современного дошкольного образования — развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают малышей в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками. Воспитатель обязательно должен познакомить ребят с техникой граттаж.

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.

 Если обратиться к истории изобразительного искусства, то пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.

 В детском саду замечательная и необычная техника граттаж, безусловно, будет интересна ребятам любого возраста. Но практиковать её всё же стоит со средней группы, поскольку такое рисование требует определённых усилий и развитости мелкой моторики рук. Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам:

  1. Развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация.
  2. Совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст.
  3. Активно развивается фантазия.
  4. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.
  5. Во время работы в любом возрасте очень важно постоянно напоминать детям о соблюдении техники безопасности. Ведь рисунок выполняется острыми предметами (зубочисткой, стекой и пр.), и ребята должны сами работать аккуратно и не задевать сидящих рядом детей.
  6. Рисование в технике граттаж — довольно копотливое занятие, предполагающее определённые усилия. Поэтому во время творческого процесса следует обязательно проводить физкультминутку и пальчиковую гимнастику.

Для рисования в технике граттаж дошкольникам предоставляются определённые материалы:

  1. Основа — достаточно плотная бумага (чтобы инструмент её не прорезал). Можно взять картон, в том числе цветной.
  2. Для покрытия основы: восковые свечи, восковые мелки, гуашь или тушь (обычно чёрная, но также можно использовать другие тёмные тона — синий, фиолетовый, коричневый).
  3. Жидкое мыло, клей ПВА или моющее средство (для добавления в гуашь).
  4. Губка или широкая кисть для закрашивания основы гуашью.
  5. Острый инструмент для процарапывания изображения: зубочистка, стека, использованный стержень от шариковой ручки, заострённая деревянная палочка, пластиковая вилка и пр.
  6. Сухая тряпочка для того, чтобы аккуратно убрать остатки воска после прорисовки.

Если есть возможность, дошкольникам стоит предложить мольберты: краска, снимаемая палочкой с основы, будет падать вниз на подставку, а не оставаться на рисунке.

Для рисования в технике граттаж воспитатель может предлагать детям самые разнообразные темы, но некоторые из них наиболее выигрышные:

  1. Пейзажи, особенно зимний и осенний: «Зимний лес», «Снежинки за окном», «Осенний листопад», «Осенний лес». В первом случае цвет фона под тёмной краской лучше оставить белым (просто натереть лист бумаги восковой свечой). Снежинки получатся замечательными. При изображении же осени основу лучше сделать жёлтой либо сочетать фрагменты жёлтого и оранжевого цвета.
  2. «Северное сияние».
  3. Изображение всевозможных ярких, пёстрых и контрастных объектов живой природы: «Бабочка» («Бабочки на лугу»), «Попугай», «Павлин», «Пчела» и пр.
  4. «Салют в небе», «Салют над городом» (с изображением городского пейзажа).
  5. Цветочные мотивы: «Букет для мамы», «Цветы в вазе», «Комнатный цветок».
  6. Натюрморт «Фрукты в вазе».
  7. «Подводный мир».
  8. «Космос».
  9. Фантазийные темы: «Сказочная птица», «Волшебный цветок», «Пейзаж на далёкой планете».

В своей работе я использовала готовую основу для создания в технике граттаж. Тема «Северное сияние».

C:\Users\Дмитрий\Downloads\20220131_122132.jpgC:\Users\Дмитрий\Downloads\20220131_122118.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

В данном мастер - классе представлены нетрадиционные техники рисования как с детьми так и со взрослым поколением.материал будет полезен педагогам, родителям и учителям изо деятельности....

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Развитие художественно - творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования у детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»

Методическая разработка  Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»...

актуальность развитие творческих способностей детей нетрадиционной техникой рисования.

quot;... творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будующему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее" Выготский Л.С.Воспитание личности, обладающей богатым ...