Главные вкладки

    Представление педагогического опыта "Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
    материал на тему

    Эшмирзоева Светлана Владимировна

    Представление педагогического опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped._opyt_eshmirzoevoy_s.v._.docx38.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление

    педагогического опыта

    Эшмирзоевой Светланы  Владимировны

     воспитателя структурного подразделения

    «Детский сад №18 комбинированного вида»

    МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»  

    Рузаевского муниципального района

    Тема: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

      1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

          Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность. Развитие творческой активности дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.

     Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. С психологической точки зрения в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное.

            Но далеко не у каждого ребенка получается выполнить красивую поделку или рисунок. Очень часто у детей многое не получается, т.к. рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования и моторных функций для более точного изображения объектов. В результате усилий, проделанная работа не соответствует ожиданиям ребенка. Вследствие этого интерес к творческой деятельности угасает.
    Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу.

           В настоящее время обучение дошкольников изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения, рассматривается как актуальное и перспективное направление педагогической работы. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.             Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка.   В основе предполагаемого инновационного опыта лежит идея о том, что ребенок должен видеть и ценить не только результат своего труда, но и создавать нечто новое, свое.

               Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет наиболее эффективно развивать художественно-творческие способности у детей посредством нетрадиционных техник рисования.

             

      2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

          Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Но очень часто отсутствие этих знаний и навыков у детей быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.  Использование нетрадиционных техник в работе  с детьми  позволяет преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Это одна из причин того, что подтолкнуло меня на изучение проблемы: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».

           Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга знаний детей.    Результаты  показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её  новым содержанием. Полученные данные  подтолкнули   меня более глубоко заняться этой работой   и  непринуждённо приобщить детей к миру прекрасного, развить активный интерес к изобразительному искусству, привить любовь к рисованию.

            На формирование опыта работы также оказали влияние следующие факторы:

    - изучение методической литературы по данной теме;

             -изучение опыта работы коллег по данному  направлению;

              -написание дипломной работы на тему «Развитие художественно-творческих способностей у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования» во время профессиональной переподготовки.

         С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.

    Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.

              Обсуждения с коллегами, изучение новинок методической литературы, подготовка и проведение круглых столов, мастер-классов привели меня к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу. Я заинтересовалась возможностью применения различных нетрадиционных техник  в работе с дошкольниками для развития творческих способностей. Здесь  можно сочетать различные  материалы и инструменты. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна детям.

      Я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие художественно-творческой активности ребенка посредством нетрадиционных техник рисования.

    3. Теоретическая база опыта.

          Начав работать по этой теме, я изучила методическую литературу и работы классиков педагогики.

            Ещё Аристотель подчёркивал, что изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию ребёнка. Во время изобразительной деятельности развиваются руки, ребёнок учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно во всём многообразии красок он познаёт окружающий мир.

    Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е.А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
         Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».

    Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

    Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.

          Данной проблеме в настоящее время уделяется особое внимание со стороны таких учёных, как Т.С. Комарова, Р.Г.Казакова, подчёркивающих необходимость формирования у детей навыков рисования и целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

       О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать в следующих источниках.

    - Е. Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»

    - А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

    - О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».

    - Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».

    -К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»

    - А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».

    -Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1,2

    -Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».

     Значительное количество и высокое качество исследований проведенных в последние годы свидетельствует об актуальности проблемы организации детского  творчества в детском саду, о значимости нетрадиционных техник рисования дошкольников для развития их художественных способностей.

     4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

           Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по творческому развитию детей я учитываю их реальные возможности и способности, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения с использованием нетрадиционных способов изображения.

            Основной целью инновационного проекта является: развитие  творческих способностей  с использованием нетрадиционных техник рисования.

           В соответствии с целью были определены задачи:

    -создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

    -привлекать детей  к творческому экспериментированию с различными материалами, использованию разнообразных нетрадиционных техник и их сочетаний;

    -развивать познавательные и творческие способности детей;

    -развивать мелкую ручную моторику, зрительно-двигательную координацию;

    -совершенствовать коммуникативные навыки;

    -развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;

    -воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;

    -смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник  рисования;

    -вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

    При решении поставленных задач я основывалась на следующих принципах:

    -Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых детей.

    -Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.

    -Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, который  вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

    -Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

    -Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

    -Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

    -Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

          Опыт реализовывался в форме познавательной  - исследовательской деятельности, игры,  в форме творческой активности, которые обеспечивают художественно-эстетическое развитие дошкольников.

            Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

             Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности детей.

              Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации детей. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря изобразительной  деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук,  регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

             Работу «Развитие  художественно-творческих способностей  детей с использованием нетрадиционных техник» я выстроила поэтапно:

    1 этап – анализ  методической литературы по данной теме.

    2 этап - проведение мониторинга, с целью выявления уровня художественно – эстетического развития  детей.

    3  этап -  объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно – продуктивной активности.

    4  этап -  привлечение  родителей к работе по данной проблеме.

    5 этап -  активное  применение в работе проекта в условиях современной программы дошкольного учреждения.

    6 этап  -  педагогический анализ для сравнения достижения результатов

             В основу опыта положены обще методические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы:

    · От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

    · Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

    · Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

    · Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

    В рамках реализации проекта,  использую разнообразные формы работы с детьми:

    -занятия;

    -дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей и мелкой моторики;

    - выставки (групповые, индивидуальные, коллективные);

    - конкурсы;

    -экскурсии;

     -наблюдение за окружающим миром;

    -рассматривание иллюстраций, книг по изобразительной деятельности.

            Разнообразные формы работы с использованием нетрадиционных техник:

    -способствует снятию детских страхов;

    -развивает уверенность в своих силах;

    -развивает пространственное мышление;

    -учит детей свободно выражать свой замысел;

    -побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    -развивает чувство композиции, ритма, колорита,  цветовосприятия;

    -развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию;

    -развивает творческие способности, воображение и фантазию;

    -во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

           Нетрадиционные  техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

    · личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

    · коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

    · игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

    · педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

    Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

    · от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

    · от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

    · от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

    · от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

    · от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

    · от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

    Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.

          Реализацию своего проекта «Чудо мыльных пузырей» начала с создания  благоприятных  условий для развития интереса  и самореализации детей  в различных видах творческой деятельности. При содействии родителей создали « Центр художественно – эстетического развития»»,  где объединили все имеющиеся ресурсы для организации работы: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Пополнили  «Центр»   новыми дидактическими играми: «Волшебные картинки», « Составь узор», « На что это похоже», «Необычные картины», «Чудесная коробочка» и др. В своей работе широко использую  имеющиеся в детском саду  мультимедийный  проектор, интерактивную доску, ноутбук, аудио и видео проигрыватели.

            Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

           Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

           Работая в этом направлении, убедилась в том, что  работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.  Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.

          Задача активизации творческих способностей детей мотивирует   меня  к необходимости дальнейшего  поиска новых способов художественного выражения.

       

     5.Анализ результативности опыта.

           Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческой активности детей.  

    Проведение систематичной и целенаправленной работы по данной теме позволило получить хорошие результаты:

    – процесс  работы по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных техник  вызывал у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным материалом;

    – у детей сформировался навык наблюдения, совершенствовались приёмы создания  разнообразных сюжетов, сформировались более четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира;

    – у детей хорошо сформировался навык работы в коллективе, а также умение согласовывать свои действия с товарищем, что содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.

     Внедрение нетрадиционных техник и материалов, современных форм работы с семьями воспитанников, преобразование предметно-развивающей пространственной среды обеспечило положительную динамику качественных показателей достижений детей в  декоративно – прикладном  творчестве. Повысился уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы.

      Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей. На период 2013-2014 учебного года  у  некоторых детей были не сформированы данные способности  - 35%, на стадии формирования – 59% , сформированы  – 6%, за 2016-2017 учебный год – на стадии формирования – 65% , сформированы – 35%. Поэтому, я намерена продолжить работу в данном направлению.

      6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.       Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.

    Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

    - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    - подборе оборудования и материалов;

    - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.

     

    7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

    Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада и муниципального района.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

    Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

    Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».

    Данный проект направлен на формирование творческих способностей детей, развитие воображения, мышления, совершенствование навыков работы с различными материалами.За основу проекта взят принцип художест...

    Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

    Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».  В презентации раскрыты  ключевые момент...

    Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»

    laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...

    Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"

    Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития практической и творческой деятельности ребёнка, одно из любимых детских занятий.Детское изобразительное творчество – мир яр...