Методическая разработка - "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности".
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Кочнева Татьяна Владимировна

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А. Сухомлинский.)

 

Мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями. Но творческими вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени. Помочь в этом может ознакомление детей с различными техниками изобразительной деятельности.

Нетрадиционные художественные техники очень эффективны для создания выразительных образов, способствуют развитию манипулятивной деятельности и укреплению мышц рук. Они доступны каждому ребенку, в соответствии с возрастными особенностями. Создают ситуацию успешности для тех, кто затрудняется в способах изображения, и дают простор фантазии тем детям, которые проявляют способности в продуктивных видах деятельности.

Творческую деятельность в нетрадиционных техниках изображения предполагается проводить как ненавязчивую деятельность, где контакт ребенка с педагогом – это доверительные, спокойные отношения, при которых происходит сотворчество, экспериментирование с материалами и способами изображения. Педагог ставит себя на место ребенка, советуется с ним, просит научить тому, что умеет ребенок. Таким образом, отношения становятся более товарищескими, близкими. Основная задача педагога в данной деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.

Основная цель данной работы с детьми определяет развитие творческих, художественно–эстетических способностей, творческого воображения детей; совершенствование навыков рисования; создание изобразительного продукта с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи работы: - формировать у детей художественно – творческие способности и активность в достижении цели;

- развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритм движений;

- обучить техническим, изобразительным навыкам и умениям в нетрадиционных техниках рисования;

- развивать творческое воображение;

- формировать умение свободно владеть различными изобразительными материалами;

- расширять знания детей об изобразительном искусстве, обогащать представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- обогащать представления детей о цвете и его оттенках;

- вызывать положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности планировалось в следующей последовательности:

Октябрь:

  1. Коллективная работа «Клен» - печать листьями.
  2. «Листопад» - рисование ватными палочками.
  3. «Осенние мотивы» - раздувание краски.
  4. «Рябина» - батик (рисование по ткани).

Ноябрь:

1. «Мечты о лете. Солнечные зайчики» - кляксография.

  1. «Мечты о лете. Радуга» - рисование на мокром листе.
  2. «Мечты о лете. Лебеди» - рисование ладонью и пальцами.
  3. «Мечты о лете. Морской пляж» - рисование зубной щеткой.

Декабрь:

  1. «Лоскутное одеяло» - рисование кусочками ткани.
  2. «Чудесные снежинки» - рисование по точкам.
  3. «Елочка, зеленая иголочка» - примакивание кистью.
  4. «Дед Мороз» - рисование солью.

Январь:

1. «Зимний пейзаж» - рисование восковыми мелками и акварелью.

2. «Снеговик» - рисование смятой бумагой.

3. Коллективная работа «Мороз рисует на окне» - рисование корректором.

Февраль:

1. «Волшебница-зима» - рисование свечой и акварелью.

2. «Ночь в зимнем лесу» - рисование свечой и тушью, печать поролоном по трафарету.

3. «Зимняя фантазия» - набрызг.

4. «Мишки в лесу» - рисование поролоном.

Март:

1. Коллективная работа «Цветы для мамы» - рисование открытками.

2. «Цветик-семицветик» - расчесывание краски.

3. «Первоцветы» - «мятый» рисунок.

4. «Кораблик» - фроттаж (натирание бумаги).

Апрель:

1. «Пейзаж у озера» - монотипия.

2. «Горный пейзаж» - тиснение (оттиск рифлеными поверхностями).

3. «Бабочка» - витраж (рисование клеем).

4. «Сирень» - тычок кистью.

Май:

1. «Салют Победы» - рисование нитками.

2. «Домик в деревне» - шаблонография.

3. «Колючая сказка» - рисование штрихами.

4. «Божья коровка» - каракулеграфия.

Систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности я разработала на основе методического пособия Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». В данном пособии представлены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования, которые помогают педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я", средствами воплощения своих идей и замыслов, при создании необычных произведений изобразительного искусства. Работа в методическом пособии построена с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся у них умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать деятельность доступной, интересной, содержательной и познавательной.
Свою систему работы я разработана для детей подготовительной группы. Расчитана она на один учебный год. Включает в себя 31 образовательную деятельность. Занятия в «Творческой мастерской» проводятся один раз в неделю, с подгруппой детей 12 человек. Длительность одного занятия составляет 20-25 минут. Один раз в сезон с детьми проводится коллективная работа. Вся работа построена с учетом сменяемости времен года и отмечаемых праздников.

Далее, я более подробно остановлюсь на некоторых нетрадиционных изобразительных техниках, которые иллюстрируют на практике, применяемую мною методику.

Тема: «Осенние мотивы» - техника: «Раздувание краски»

Осенью можно познакомить детей с техникой - раздувание краски с помощью коктейльной трубочки. Берем лист бумаги, форматом А3, среднюю кисть, гуашь и начинаем изображать лиственные деревья. Затем жидко разведенную гуашь, наливаем каплями сверху стволов деревьев, берем трубочку для коктейля и легонько дуем на капли из трубочки. Дуйте на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая их вперед. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек. Также изображаем ежей, солнце, облака, траву, все в осенней цветовой гамме. Получившийся рисунок можно дорисовать тонкой кистью.

В ходе данной деятельности я помогаю детям освоить способ спонтанного рисования, когда изображаемый предмет получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких (выдувание краски), что даёт случайный, непредсказуемый эффект. У детей развиваются мышцы рта, тренируется дыхание; развивается воображение, фантазия; интерес к нетрадиционным способам рисования.

Тема: «Ночь в зимнем лесу» - техника «Рисование свечой и акварелью»

Зимой можно познакомить детей со смешанной техникой — рисование свечой и акварелью. Берем лист бумаги, форматом А4, свечу и начинаем изображать зимний пейзаж: деревья, волк на горе воет на луну, а на небе много крупных звезд. Затем берем акварель, разбавляем ее водой и полностью покрываем наш лист синими оттенками акварели. Известно, что основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и свечи даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные воском, окрасятся краской, поэтому такая техника работы называется смешанной. Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.

В ходе данной деятельности можно вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве; совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительными материалами, помочь детям в совершенстве освоить смешанную технику рисования, а также способствовать развитию воображения, творчества.

Тема: «Пейзаж у озера» - техника «Монотипия»

Весной можно познакомить детей с техникой - монотипия. Берем лист бумаги, форматом А4, сворачиваем его пополам, затем на нижней его части, с помощью акварели и средней кисти, начинаем изображать «голые» деревья, озеро, фон между деревьями, все соответствующих цветов. Далее берем поролоновую губку и начинаем смачивать ею верхнюю часть листа, после чего сразу сворачиваем лист и прижимаем его, изображением вовнутрь. Развернув лист, мы увидим, что нижнее изображение отпечаталось на верхней части листа, как будто «отражение в озере». Можно доработать отпечатки с помощью кисти, по своему усмотрению.

Эта техника расширит представления детей о пейзаже, как о жанре изобразительного искусства; закрепит представления детей о симметрии, зеркальном отражении; подведет к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, но и придумывать его самому; поможет совершенствовать умения детей в создании композиции, самостоятельно подбирать цветовую гамму изображаемых предметов.

Тема: «Солнечные зайчики» - техника «Кляксография»

Летом можно познакомить детей с техникой - кляксография. Берем лист бумаги, форматом А3, гуашь желтого или оранжевого цвета, широкую кисть, сильно смачиваем ее водой и начинаем брызгать кляксами на лист в разных местах. Техника кляксографии состоит в использовании обычной капельки краски, в простонародье известной как кляксы. В процессе работы будут получаться очень неожиданные изображения, на что-то похожие, к которым нужно будет нарисовать детали. Давайте изобразим солнечных зайчиков и тонкой кистью нарисуем им веселые лица.

Кляксография поможет детям развить умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образцами; будет способствовать развитию воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности, старательности, аккуратности, внимательности.

Отмечу, что в своей работе по обучению детей нетрадиционным техникам рисования я придерживаюсь следующих принципов:

- от простого к сложному, то есть в обучении предусмотрен переход от простых занятий к более сложным;

- принцип наглядности, так как известно, что у детей развита наглядно-образная память, а мышление опирается на восприятие и представление;

- принцип развивающего обучения, который учит детей думать, рассуждать, искать разные варианты решения, стимулирует к творчеству;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, который учитывает особенности конкретного ребенка и вовлекает его в совместную деятельность;

- принцип интегрированного подхода, который осуществляется во взаимосвязи с другими образовательными областями, а также в сотрудничестве с семьей;

- принцип понятности и доступности материала, который реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- связь с реальной жизнью, то есть дети должны «черпать» свои впечатления из окружающей действительности.

Знакомство с новыми изобразительными техниками я использую в ходе реализации проектов различной тематики, интегрированной образовательной деятельности, а также в совместной деятельности взрослого и ребенка во время режимных моментов и в индивидуальной работе. Данная работа носит долговременный, систематический и комплексный характер, заранее планируется с учетом тематических недель и мероприятий, проводимых в детском саду. Правильно продуманная организация предметно–развивающей среды обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребностям творческого развития каждого ребёнка.

В результате проведенной работы, к концу года, дети узнали множество различных нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, каракулеграфия, шаблонография, батик, набрызг и т.д.). Четко знают и используют в повседневной жизни материалы и оборудование, необходимые для изобразительной деятельности, свободно пользуются новой терминологией. Все приобретенные навыки, используют в других видах продуктивной деятельности (рисование во время образовательной деятельности, в самостоятельной художественной деятельности и т.д.). Могут научить сверстников тому, что узнали сами; самостоятельно применяют различные техники рисования дома. Приобрели умение видеть в создаваемых абстрактных образах знакомые предметы. А на протяжении всего учебного года дети принимли участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Проведенная мною работа способствовала успешному развитию детского творчества, освоению детьми новых техник в изобразительной деятельности, возможности «почувствовать» свойства различных материалов и способы их использования. Каждый ребенок, приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, от поиска новый путей, беспрепятственно переходить к овладению новых техник изображения, а может быть и стремиться к созданию своих, самим придуманных способов.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте дети - это маленькие исследователи, которые открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному, а эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать Деда Мороза с помощью соли, а ладошка может превратиться в лебедя, клякса может стать солнечным зайчиком, а зубная щетка и ватные палочки могут удивить необычными картинами.

В ходе данной деятельности дети получили незабываемые положительные эмоции, раскрепостились, не стали бояться сделать что-то не так; обогатился внутренний мир каждого ребенка, расширился кругозор. Такие занятия снимают психологическую зажатость, неуверенность, развивают пространственное воображение, заставляют искать, думать, принимать самостоятельные решения, а это уже черты характера подрастающего человека, необходимые в будущей жизни, кем бы он ни стал — педагогом, врачом строителем, математиком 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitateli.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

(В.А. Сухомлинский.)

 

Мы с уверенностью говорим, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями. Но творческими вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя.

Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно разбудить эти творческие способности, дремлющие до поры до времени. Помочь в этом может ознакомление детей с различными техниками изобразительной деятельности.

Нетрадиционные художественные техники очень эффективны для создания выразительных образов, способствуют развитию манипулятивной деятельности и укреплению мышц рук. Они доступны каждому ребенку, в соответствии с возрастными особенностями. Создают ситуацию успешности для тех, кто затрудняется в способах изображения, и дают простор фантазии тем детям, которые проявляют способности в продуктивных видах деятельности.

Творческую деятельность в нетрадиционных техниках изображения предполагается проводить как ненавязчивую деятельность, где контакт ребенка с педагогом – это доверительные, спокойные отношения, при которых происходит сотворчество, экспериментирование с материалами и способами изображения. Педагог ставит себя на место ребенка, советуется с ним, просит научить тому, что умеет ребенок. Таким образом, отношения становятся более товарищескими, близкими. Основная задача педагога в данной деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство.

Основная цель данной работы с детьми определяет развитие творческих, художественно–эстетических способностей, творческого воображения детей; совершенствование навыков рисования; создание изобразительного продукта с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи работы: - формировать у детей художественно – творческие способности и активность в достижении цели;

- развивать свободу изобразительных движений руки, плавность, ритм движений;

- обучить техническим, изобразительным навыкам и умениям в нетрадиционных техниках рисования;

- развивать творческое воображение;

- формировать умение свободно владеть различными изобразительными материалами;

- расширять знания детей об изобразительном искусстве, обогащать представления о предметах и явлениях окружающей действительности;

- обогащать представления детей о цвете и его оттенках;

- вызывать положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности планировалось в следующей последовательности:

Октябрь:

  1. Коллективная работа «Клен» - печать листьями.
  2. «Листопад» - рисование ватными палочками.
  3. «Осенние мотивы» - раздувание краски.
  4. «Рябина» - батик (рисование по ткани).

Ноябрь:

1. «Мечты о лете. Солнечные зайчики» - кляксография.

  1. «Мечты о лете. Радуга» - рисование на мокром листе.
  2. «Мечты о лете. Лебеди» - рисование ладонью и пальцами.
  3. «Мечты о лете. Морской пляж» - рисование зубной щеткой.

Декабрь:

  1. «Лоскутное одеяло» - рисование кусочками ткани.
  2. «Чудесные снежинки» - рисование по точкам.
  3. «Елочка, зеленая иголочка» - примакивание кистью.
  4. «Дед Мороз» - рисование солью.

Январь:

1. «Зимний пейзаж» - рисование восковыми мелками и акварелью.

2. «Снеговик» - рисование смятой бумагой.

3. Коллективная работа «Мороз рисует на окне» - рисование корректором.

Февраль:

1. «Волшебница-зима» - рисование свечой и акварелью.

2. «Ночь в зимнем лесу» - рисование свечой и тушью, печать поролоном по трафарету.

3. «Зимняя фантазия» - набрызг.

4. «Мишки в лесу» - рисование поролоном.

Март:

1. Коллективная работа «Цветы для мамы» - рисование открытками.

2. «Цветик-семицветик» - расчесывание краски.

3. «Первоцветы» - «мятый» рисунок.

4. «Кораблик» - фроттаж (натирание бумаги).

Апрель:

1. «Пейзаж у озера» - монотипия.

2. «Горный пейзаж» - тиснение (оттиск рифлеными поверхностями).

3. «Бабочка» - витраж (рисование клеем).

4. «Сирень» - тычок кистью.

Май:

1. «Салют Победы» - рисование нитками.

2. «Домик в деревне» - шаблонография.

3. «Колючая сказка» - рисование штрихами.

4. «Божья коровка» - каракулеграфия.

Систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности я разработала на основе методического пособия Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». В данном пособии представлены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования, которые помогают педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное "Я", средствами воплощения своих идей и замыслов, при создании необычных произведений изобразительного искусства. Работа в методическом пособии построена с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся у них умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности. Использование тематического литературного, музыкального, фольклорного и игрового материала позволяет сделать деятельность доступной, интересной, содержательной и познавательной.
Свою систему работы я разработана для детей подготовительной группы. Расчитана она на один учебный год. Включает в себя 31 образовательную деятельность. Занятия в «Творческой мастерской» проводятся один раз в неделю, с подгруппой детей 12 человек. Длительность одного занятия составляет 20-25 минут. Один раз в сезон с детьми проводится коллективная работа. Вся работа построена с учетом сменяемости времен года и отмечаемых праздников.

Далее, я более подробно остановлюсь на некоторых нетрадиционных изобразительных техниках, которые иллюстрируют на практике, применяемую мною методику.

Тема: «Осенние мотивы» - техника: «Раздувание краски»

Осенью можно познакомить детей с техникой - раздувание краски с помощью коктейльной трубочки. Берем лист бумаги, форматом А3, среднюю кисть, гуашь и начинаем изображать лиственные деревья. Затем жидко разведенную гуашь, наливаем каплями сверху стволов деревьев, берем трубочку для коктейля и легонько дуем на капли из трубочки. Дуйте на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая их вперед. Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек. Также изображаем ежей, солнце, облака, траву, все в осенней цветовой гамме. Получившийся рисунок можно дорисовать тонкой кистью.

В ходе данной деятельности я помогаю детям освоить способ спонтанного рисования, когда изображаемый предмет получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких (выдувание краски), что даёт случайный, непредсказуемый эффект. У детей развиваются мышцы рта, тренируется дыхание; развивается воображение, фантазия; интерес к нетрадиционным способам рисования.

Тема: «Ночь в зимнем лесу» - техника «Рисование свечой и акварелью»

Зимой можно познакомить детей со смешанной техникой — рисование свечой и акварелью. Берем лист бумаги, форматом А4, свечу и начинаем изображать зимний пейзаж: деревья, волк на горе воет на луну, а на небе много крупных звезд. Затем берем акварель, разбавляем ее водой и полностью покрываем наш лист синими оттенками акварели. Известно, что основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и свечи даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные воском, окрасятся краской, поэтому такая техника работы называется смешанной. Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.

В ходе данной деятельности можно вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; способствовать развитию зрительной наблюдательности, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве; совершенствовать умение и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительными материалами, помочь детям в совершенстве освоить смешанную технику рисования, а также способствовать развитию воображения, творчества.

Тема: «Пейзаж у озера» - техника «Монотипия»

Весной можно познакомить детей с техникой - монотипия. Берем лист бумаги, форматом А4, сворачиваем его пополам, затем на нижней его части, с помощью акварели и средней кисти, начинаем изображать «голые» деревья, озеро, фон между деревьями, все соответствующих цветов. Далее берем поролоновую губку и начинаем смачивать ею верхнюю часть листа, после чего сразу сворачиваем лист и прижимаем его, изображением вовнутрь. Развернув лист, мы увидим, что нижнее изображение отпечаталось на верхней части листа, как будто «отражение в озере». Можно доработать отпечатки с помощью кисти, по своему усмотрению.

Эта техника расширит представления детей о пейзаже, как о жанре изобразительного искусства; закрепит представления детей о симметрии, зеркальном отражении; подведет к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, но и придумывать его самому; поможет совершенствовать умения детей в создании композиции, самостоятельно подбирать цветовую гамму изображаемых предметов.

Тема: «Солнечные зайчики» - техника «Кляксография»

Летом можно познакомить детей с техникой - кляксография. Берем лист бумаги, форматом А3, гуашь желтого или оранжевого цвета, широкую кисть, сильно смачиваем ее водой и начинаем брызгать кляксами на лист в разных местах. Техника кляксографии состоит в использовании обычной капельки краски, в простонародье известной как кляксы. В процессе работы будут получаться очень неожиданные изображения, на что-то похожие, к которым нужно будет нарисовать детали. Давайте изобразим солнечных зайчиков и тонкой кистью нарисуем им веселые лица.

Кляксография поможет детям развить умение дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образцами; будет способствовать развитию воображения, фантазии, интереса к творческой деятельности, старательности, аккуратности, внимательности.

Отмечу, что в своей работе по обучению детей нетрадиционным техникам рисования я придерживаюсь следующих принципов:

- от простого к сложному, то есть в обучении предусмотрен переход от простых занятий к более сложным;

- принцип наглядности, так как известно, что у детей развита наглядно-образная память, а мышление опирается на восприятие и представление;

- принцип развивающего обучения, который учит детей думать, рассуждать, искать разные варианты решения, стимулирует к творчеству;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, который учитывает особенности конкретного ребенка и вовлекает его в совместную деятельность;

- принцип интегрированного подхода, который осуществляется во взаимосвязи с другими образовательными областями, а также в сотрудничестве с семьей;

- принцип понятности и доступности материала, который реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- связь с реальной жизнью, то есть дети должны «черпать» свои впечатления из окружающей действительности.

Знакомство с новыми изобразительными техниками я использую в ходе реализации проектов различной тематики, интегрированной образовательной деятельности, а также в совместной деятельности взрослого и ребенка во время режимных моментов и в индивидуальной работе. Данная работа носит долговременный, систематический и комплексный характер, заранее планируется с учетом тематических недель и мероприятий, проводимых в детском саду. Правильно продуманная организация предметно–развивающей среды обеспечивает целостность педагогического процесса и создает окружающее пространство, удовлетворяющее потребностям творческого развития каждого ребёнка.

В результате проведенной работы, к концу года, дети узнали множество различных нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, каракулеграфия, шаблонография, батик, набрызг и т.д.). Четко знают и используют в повседневной жизни материалы и оборудование, необходимые для изобразительной деятельности, свободно пользуются новой терминологией. Все приобретенные навыки, используют в других видах продуктивной деятельности (рисование во время образовательной деятельности, в самостоятельной художественной деятельности и т.д.). Могут научить сверстников тому, что узнали сами; самостоятельно применяют различные техники рисования дома. Приобрели умение видеть в создаваемых абстрактных образах знакомые предметы. А на протяжении всего учебного года дети принимли участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Проведенная мною работа способствовала успешному развитию детского творчества, освоению детьми новых техник в изобразительной деятельности, возможности «почувствовать» свойства различных материалов и способы их использования. Каждый ребенок, приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, от поиска новый путей, беспрепятственно переходить к овладению новых техник изображения, а может быть и стремиться к созданию своих, самим придуманных способов.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте дети - это маленькие исследователи, которые открывают для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному, а эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать Деда Мороза с помощью соли, а ладошка может превратиться в лебедя, клякса может стать солнечным зайчиком, а зубная щетка и ватные палочки могут удивить необычными картинами.

В ходе данной деятельности дети получили незабываемые положительные эмоции, раскрепостились, не стали бояться сделать что-то не так; обогатился внутренний мир каждого ребенка, расширился кругозор. Такие занятия снимают психологическую зажатость, неуверенность, развивают пространственное воображение, заставляют искать, думать, принимать самостоятельные решения, а это уже черты характера подрастающего человека, необходимые в будущей жизни, кем бы он ни стал — педагогом, врачом строителем, математиком или артистом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...

План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа

План по самообразованию педагога  Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»2017-2018 уч.годПодготовительная группа...

План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»

Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...