Главные вкладки

    Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность
    материал (окружающий мир, старшая группа) на тему

    манушкина - пирогова светлана николаевна

    В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon патриотическое воспитание57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                          С.Н.Манушкина, воспитатель

    МБДОУ «Центр развития ребёнка –

    Детский сад № 9 «Родничок»

    города Няндома

                                                 2011г.

    «Ознакомление старших  дошкольников с родным городом через проектную деятельность»

           

     У каждого человека есть Родина – край,  где он родился и где всё кажется особенно  прекрасным и родным домом, улицей, городом…Старинная мудрость гласит «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

              Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

              Для успешности работы с детьми   по  ознакомлению  с родным   городом,   я применила проектный метод – наиболее целесообразную форму для решения задач нравственно – патриотического воспитания. Он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, а также объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности. 

             В течение  прошлого  учебного года наша группа  работала над  проектом

    « Мой город». Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагог по изобразительному искусству, воспитанники группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с общественными организациями и учреждениями города.

           Цель проекта: Формирование у детей  любви  к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

               Основные задачи:

    1. Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении.
    2. Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Няндомы.
    3. Знакомство детей с трудом и бытом горожан. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
    4. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, познакомить с народными промыслами.
    5. Развитие бережного и созидательного отношения к городу  (достопримечательности, культура, природа).

              Ожидаемый результат:

    1. Расширение знаний у детей о родном городе, его обычаях, профессиях людей и формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
    2. Создание мини – музея по патриотическому воспитанию; предметно – развивающей среды в группе.
    3. Разработка  конспектов  занятий, праздников, развлечений.

              Проект реализовался  по двум направлениям:

    1.Совместная деятельность с детьми.

    2.Взаимодействие с родителями.

              Форма презентации проекта:

    Открытое занятие для педагогов ДОУ и родителей « Мой родной город»

              Описание реализации проекта.

              На первом, подготовительном этапе, для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края, я посетила районную библиотеку, изучила статьи  в журналах « Дошкольное воспитание», « Воспитатель ДОУ», краеведческую литературу и другие информационные источники. Оснастила предметно – развивающую среду в группе, пополнила личную библиотеку о родном городе и крае. Следующий этап работы – проведение  диагностики,  целью которой было выявление знаний детей о родном городе. По результатам диагностики  выяснилось, что многие дети затрудняются назвать область и свой город, в котором живут, свой домашний адрес, имя и отчество своих родных и т.д. На основе результатов анкетирования и опроса детей был разработан  проект «Мой город».  

              Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов  программы) на основе единого проекта. Согласовала тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий

    (музыка, изобразительное искусство), играми детей; создала условия для самостоятельной и совместной со взрослыми работы с краеведческим материалом. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями.

    Работу по ознакомлению с родным городом осуществляла на основе разработанных тем: «Мой родной город»,«Улицы моего города», «Природа родного города», «Твои люди, Няндома», « Исторические памятники, памятные места».   Привлекла и организовала родителей своих воспитанников для создания в группе мини – музея «Моя малая Родина».  С помощью детей и родителей музей пополнился следующими материалами «Герб нашей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи», «Наш город в годы Великой отечественной войны»,  а также предметами искусства и продуктами детского творчества; изготовила символы города ( флаг, герб ). Оформила альбомы:    

    «Природа родного края», «О тебе, Няндома»», «Няндомские поэты и художники»; фотоальбомы «Экскурсии по городу», «Няндома в прошлом», «Знаменитые люди Няндомы», «Моя семья», «Знакомьтесь – это я!». Собрала библиотечку о Няндоме,  родном крае (брошюрки, открытки, журналы, значки).

             Особое место  в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит целевым прогулкам и экскурсиям. Ребенок не сможет полюбить мир природы, останется к нему безучастным, не научившись этому. Разработала экскурсионно – туристический маршрут по городу, с чего и началась поисково-собирательная работа. На карте Няндомы отмечены флажками места, где побывали на экскурсиях с детьми.  Проводя экскурсии по городу, обращала внимание детей на названия улиц, а также в честь кого они названы, архитектуру, достопримечательности города. Вспомнили профессии людей, которые строят город, следят за чистотой улиц. Неоднократно посетили краеведческий  музей « Дом Няна», где ребята знакомились с историей нашего города, как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название. Большой интерес и много ярких впечатлений осталось у детей от посещения выставок картин художников Сергея Альбертовича Шубина и Олега Александровича Бороздина.  Дети побывали на выставке народного творчества в ДДЮТ где с интересом рассматривали игрушки, народные куклы.                               Запомнились детям   целевые прогулки по городу: к узловой больнице, к средней школе № 7, железнодорожному вокзалу, по ближайшим улицам, к памятникам воинской славы и т.д.

             Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой родного края  решаются не только природоохранные задачи, но и воспитание любви к каждому объекту в природе. Я провела целевые экскурсии в лес, где детей познакомила с растениями нашего края. Ярким событием были походы, во время которых дети знакомились с местностью и любовались природой нашего города в разные времена года. Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая альбом о Няндоме, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Итоги таких экскурсий также запечатлели в фотовыставке « Город мой самый милый и родной», выставках детских рисунков.

             В своей работе я использовала все виды фольклора ( сказки, былины, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.п.) в образовательной деятельности, на развлечениях, праздниках, прогулках; именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

             Приобщение детей к народной культуре - народные праздники и традиции. Дети с удовольствием участвуют в них: « Осенины», «Масленица»,                                                                       где детей радуют красивые русские костюмы, оформленный в русском стиле зал, самовар пироги и, конечно же, блины с маслом. Совместно с музыкальным руководителем  проводим  календарно – обрядовые праздники (например, «Ярмарка»), с привлечением   родителей, которые участвуют в костюмированных представлениях.

             При знакомстве с народным искусством дети рисовали  свой дом, портреты своих родных, домашних животных, природу родного края. В оборудованном силами воспитателей и родителей музее «Русская изба» дети узнали о предметах быта, знакомились  с  изделиями народных умельцев

    (домашней утварью, игрушками из глины, бересты, дерева, ткани ).

               Формирование любви к своей малой Родине проходит эффективно в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Для того, чтобы выяснить знания родителей о родном городе разработала анкету и провела анкетирование, в результате чего выяснилось, что вопросы патриотического воспитания, истории родного края вызывают у них затруднения, но в тоже время и заинтересованность. Для родителей были организованы консультации: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родной природе», «Куда повести ребенка в выходной день», «Как рассказать детям о своих любимых местах города»;   родительское собрание «Любовь к родному городу воспитываем с детства?», совместные выставки и экскурсии, фотовыставки «Моя дружная семья», «Защитники отечества», «Моя мамочка», «Бабушка и дедушка». Родители  вместе с детьми участвовали в совместных праздниках, которые стали традициями ДОУ «Моя семья», « Русская печка – потеет сердечко», «Красная горка», совместные экскурсии и походы, оформление фотовыставок в группе, конкурсах совместных творческих работ. На конкретных фактах из жизни старшие члены семьи прививали детям такие важные понятия, как « долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», взаимовыручка и т.д.

             В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не всегда считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.  

             Повторная диагностика  показала значительное улучшение знаний детей о родном городе.

             Вывод:

             С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно дошкольник ещё  не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. Интегрированный метод обучения  является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен  на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Особый интерес представляет интеграция  по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Таким образом, интеграция  образовательной деятельности познавательного цикла и художественно- эстетического на основе проекта  «Мой город»  помогла мне организовать работу по знакомству с родным  городом поэтапно, в системе, в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса и достичь поставленных целей.

                                                  Список литературы

    1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
    2. Гордеева, Е.Ю.Александрова, М.П.Постникова Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятии и сценарии мероприятии. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
    3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников

        ( старшая группа). – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 112 с.

    4. Л.А.Кондрыкинская  Занятие по патриотическому воспитанию в ДОУ.

               М..: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.

         5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…( Нетрадиционные

              формы             работы с дошкольниками по

              патриотическому    воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,

              2009. – 72 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность

    Методическая разработкаиз опыта работы по образовательной деятельности с детьми старшей  группы«Система работы по развитию у детей любви и заботы о родном городе через проектную деятельность», пл...

    Ознакомление старших дошкольников с родным городом

    Календарно-тематическое планирование, конспекты занятий, диагностика, методические рекомендации по ознакомлению  детей с  Москвой....

    "Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

    Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

    Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

    Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с родным городом «Нижнекамск мой – частица Отчизны…»

    В дошкольном учреждении ознакомление с окружающим осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности регио...

    Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

    В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...