Главные вкладки

    Ознакомление дошкольников с родным краем через проектную деятельность
    учебно-методический материал (старшая группа) на тему

    Сапожникова Надежда Ильинична

    Доклад

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СП Детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

    муниципальный район Большечерниговский Самарская область

    Ознакомление дошкольников с родным краем через проектную деятельность

    Подготовила: воспитатель высшей категории

    Сапожникова Н.И.

     2017г.

    Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В нашем детском саду проектная деятельность начала развиваться давно. Нас- педагогов увлекла новая технология, мы оценили ее эффективность.

    Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение.  Особенностью проектной деятельности с дошкольниками является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому мы стараемся  строить  все этапы проектов на основе  сотрудничества детей и педагогов, а также родителей и других членов семьи. Родители часто проявляют себя не только как источник информации,  реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

    Анализируя анкеты родителей по теме «Приобщение к истокам народных культур», мы сделали вывод что 100% родителей считают что приобщение детей к истокам народных культур должно начинаться с дошкольного детства. Так  появилась идея создания проекта «Моя малая Родина и Отечество»

    Актуальность  проекта -это

    Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.

    Любовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

    Одним из источников обогащения  знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств  является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом.

    Цель проекта

    создание условий для формирования у детей первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине, о ценностях нашего народа.

    Поставили такие задачи

    • воспитывать любознательность, чувство красоты, чувство любви, привязанности к своей семье, к родному дому, своему народу, его обычаям, традициям;
    • пробуждать в растущем  человеке любовь к родной земле; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
    • формировать интерес  дошкольника к истории своего поселка, края, страны, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя;
    • формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
    • развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

    Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

    • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
    • субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
    • активности
    • интегративности;
    • открытости.

    В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире.

    Систему работы, наш педагогический коллектив в данном направлении построил следующим образом:

    - знакомство с традициями семей воспитанников

    - изучение традиций и обычаев народов родного края;

    - знакомство с фольклором народов родного края;

    - знакомство с достопримечательностями;

    - знакомство со славными людьми родного края;

    - знакомство  с трудом людей;

    - знакомство с природой.

    Реализация проекта основывалась на взаимодействии с родителями. Родители сопричастны ко всем процессам, происходящими в нашем детском саду, принимали и принимают активное участие в организации выставок, развлечений.

    Так же принимали участие в создании музея «Русская изба».

    Дети с интересом посещают музей «Русская изба», рассматривают вышивки на полотенцах, скатерти, упражняются в умении ухватом поставить в печь чугунок, спрясть шерсть в нитку на прялке. Создали мини музеи «Хлеб- всему голова», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Военная техника»

    Успешно используется в работе проектная деятельность. Родителями представлены презентации семейных проектов на темы «Семейные традиции», «Семейное древо», «Ветеран живет рядом». С какой гордостью дети рассказывали о своей семье,  традициях семьи . Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

    Чтобы пребывание детей в детском саду было интересным мы, педагоги, использовали разнообразные формы  и методы работы с детьми:

    - экскурсии по улицам села, на природу, СДК , библиотеку, к памятникам героев ВОВ, воинам интернационалистам;

    - беседы о земляках – участников ВОВ, интернационалистах; о жизни и традициях народов населяющих родной край, о труде  людях – тружениках;

    - развлечения; праздники;

    - знакомство с народными играми;

    Созданная в группах среда способствуют познавательному развитию и творческой активности детей. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Стало традицией проводить в детском саду народные и православные праздники «Масленица», «Пасха», «Рождество»,                             «Жаворонки».

    С большим интересом наши дети посещают  тематические праздники, развлечения организованные сельской библиотекой, краеведческий музей созданный  учителями и учениками школы.

    Работа всего коллектива построена так чтобы показать детям , что родной край славиться своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

    В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

    "Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

    Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"

    Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...

    Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность

    Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...