Ознакомление дошкольников с родным краем через проектную деятельность
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП Детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

муниципальный район Большечерниговский Самарская область

Ознакомление дошкольников с родным краем через проектную деятельность

Подготовила: воспитатель высшей категории

Сапожникова Н.И.

 2017г.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В нашем детском саду проектная деятельность начала развиваться давно. Нас- педагогов увлекла новая технология, мы оценили ее эффективность.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение.  Особенностью проектной деятельности с дошкольниками является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому мы стараемся  строить  все этапы проектов на основе  сотрудничества детей и педагогов, а также родителей и других членов семьи. Родители часто проявляют себя не только как источник информации,  реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.

Анализируя анкеты родителей по теме «Приобщение к истокам народных культур», мы сделали вывод что 100% родителей считают что приобщение детей к истокам народных культур должно начинаться с дошкольного детства. Так  появилась идея создания проекта «Моя малая Родина и Отечество»

Актуальность  проекта -это

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный.

Любовь к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Одним из источников обогащения  знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств  является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного поселка с Родиной в целом.

Цель проекта

создание условий для формирования у детей первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине, о ценностях нашего народа.

Поставили такие задачи

  • воспитывать любознательность, чувство красоты, чувство любви, привязанности к своей семье, к родному дому, своему народу, его обычаям, традициям;
  • пробуждать в растущем  человеке любовь к родной земле; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
  • формировать интерес  дошкольника к истории своего поселка, края, страны, гуманного отношения ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя;
  • формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
  • развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Технология проекта позволяет реализовать такие принципы как:

  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
  • активности
  • интегративности;
  • открытости.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире.

Систему работы, наш педагогический коллектив в данном направлении построил следующим образом:

- знакомство с традициями семей воспитанников

- изучение традиций и обычаев народов родного края;

- знакомство с фольклором народов родного края;

- знакомство с достопримечательностями;

- знакомство со славными людьми родного края;

- знакомство  с трудом людей;

- знакомство с природой.

Реализация проекта основывалась на взаимодействии с родителями. Родители сопричастны ко всем процессам, происходящими в нашем детском саду, принимали и принимают активное участие в организации выставок, развлечений.

Так же принимали участие в создании музея «Русская изба».

Дети с интересом посещают музей «Русская изба», рассматривают вышивки на полотенцах, скатерти, упражняются в умении ухватом поставить в печь чугунок, спрясть шерсть в нитку на прялке. Создали мини музеи «Хлеб- всему голова», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Военная техника»

Успешно используется в работе проектная деятельность. Родителями представлены презентации семейных проектов на темы «Семейные традиции», «Семейное древо», «Ветеран живет рядом». С какой гордостью дети рассказывали о своей семье,  традициях семьи . Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Чтобы пребывание детей в детском саду было интересным мы, педагоги, использовали разнообразные формы  и методы работы с детьми:

- экскурсии по улицам села, на природу, СДК , библиотеку, к памятникам героев ВОВ, воинам интернационалистам;

- беседы о земляках – участников ВОВ, интернационалистах; о жизни и традициях народов населяющих родной край, о труде  людях – тружениках;

- развлечения; праздники;

- знакомство с народными играми;

Созданная в группах среда способствуют познавательному развитию и творческой активности детей. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Стало традицией проводить в детском саду народные и православные праздники «Масленица», «Пасха», «Рождество»,                             «Жаворонки».

С большим интересом наши дети посещают  тематические праздники, развлечения организованные сельской библиотекой, краеведческий музей созданный  учителями и учениками школы.

Работа всего коллектива построена так чтобы показать детям , что родной край славиться своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

"Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Проект по теме "Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе родного края, через проектную деятельность"

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образовательное учрежд...

Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность

Презентация для педагогов :"Познавательно исследовательская деятельность . Знакомство с Родным краем через проектную деятельность"...