Главные вкладки

    «Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем через проектную деятельность»
    статья (старшая группа)

     Знание родного края – наша  сила и величие Родины.  Ф.А. Щербина

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

    г. Мурманска №46

    Тема:

    «Формирование семейной,  гражданской принадлежности, патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем через проектную деятельность»

    Воспитатель: Иванова В.А.

     

     Знание родного края – наша

                                                                 сила и величие Родины.

                                                                                            Ф.А. Щербина

     На сегодняшний день, в Федеральных государственных образовательных стандартах,  в разделе «Социально – коммуникативное развитие дошкольников»  определена задача:  «формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».  

    Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

    Малая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё!

    С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.

    У каждого счастливого человека есть свой любимый город или посёлок.  Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека,  ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей остаются самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили.

    Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.  Любовь к близким, к своему дому, городу, стране необходима каждому человеку.

    «Человеку важно знать свои корни. Отдельному человеку, семье, народу. И тогда и воздух будет целебнее и вкуснее, дороже будет взрастившая нас земля. И легче будет чувствоваться назначение и смысл человеческой жизни… » Д. С. Лихаёв.

    И можно точно сказать, что дошкольникам, особенно старшего возраста доступны эти чувства. Это - начало патриотизма, которое рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.

     Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение.

    Одним из таких методов является метод проектной деятельности.

    Основная задача педагогов – пробудить любовь к родному краю, воспитать любовь и уважение к семье, дому, детскому саду, городу, чувство гордости за страну.

    Изучив методическую литературу по патриотическому воспитанию, поставила перед собой следующие задачи:

    • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю.
    • Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда,  защитникам Отечества посредством проектной деятельности.
    • Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через проектно-исследовательскую деятельность.

    Планирование по данной теме проходило при тесном взаимодействии с педагогами ДОУ и социумом, а также через активное использование инновационных форм и методов работы с детьми в проектной деятельности.

    Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Моя семья».

    Цель проекта – воспитание уважения к близким людям.

    В ходе реализации проекта было создано детско – взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желания, права. Стремясь развить познавательный интерес, объединить наших воспитанников и их родителей провели акцию «Папа, мама, я — вся моя семья», в ходе которой оформили альбом, где поместили рассказы, рисунки, фотографии о семьях и их семейных традициях и обычаях. Результат работы над проектом – оформление фотовыставки «Вместе дружная семья». Родители с удовольствием откликнулись на просьбу помочь оформить фотовыставку. Дети с интересом рассматривали фотографии, высказывали своё мнение. Они гордились тем, что выставку оформили их родители.

    В старшей, подготовительной группе перед детьми ставятся уже более сложные задачи – знакомство с родословной семьи.  Следующими проектами, которые мы организовали стали:  проект «История моей семьи» и «Герб моей семьи». В результате работы над проектом дети расширили знания о более старшем поколении своей семьи.  Каждой семьёй  было создано генеалогическое древо, а так же герб семьи. Весь проект завершился презентацией детьми своих знаний, с помощью которой дети могут обобщить и представить все, что они самостоятельно узнали и открыли в ходе проекта. Дети представили презентации «Родословная моей семьи» и «Герб моей семьи».

    Работа по реализации проекта дала положительные результаты.  Родители, старшее поколение стали активнее принимать участие в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми.

    Любой край, область,  даже небольшой посёлок – неповторимы и уникальны по своей культуре,  красоте,  истории.  И здесь важно показать ребенку, что и наш посёлок  славен своей историей, традициями, достопримечательностями. Предварительный опрос показал, что у детей и их родителей недостаточно сформированы представления о месте, где они родились и живут.

    Для решения этих проблем был разработан проект «История и герб посёлка Росляково», который велся по следующим направлениям:

    • история возникновения посёлка, герба посёлка;
    • люди нашего посёлка;
    • памятники и достопримечательности посёлка;

    Знакомство с историей возникновения посёлка и его герба  происходило через экскурсии:

    • в школу, где дети знакомились с новой для себя школьной жизнью, в которую скоро войдут;
    • в библиотеку – там мы узнали много нового и интересного о прошлом нашего посёлка, посмотрели фильм о настоящем;
    • в ДК «Судоремонтник». Это была изумительная встреча с директором ДК Зубровым Иннокентием Авраамовичем. Он является автором песни о нашем посёлке, которую мы называем своим гимном;
    • К памятнику защитникам Заполярья;
    • А так же «Клуб интересных встреч», куда мы приглашали представителя «82 СРЗ». В доступной форме он рассказывал детям о военных кораблях, о боевых походах и о проведении текущего ремонта кораблей на нашем заводе для того, чтобы они всегда были на страже Родины;

    Результатом данного проекта стала викторина «Умники и умницы», где дети продемонстрировали свои знания по истории своей малой Родины.

    Совместная работа сплотила детей, родителей и педагогов. Наблюдения показали, что у всех участников проекта возник устойчивый интерес к совместному творчеству.

    Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результатам. Проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной творчески развивающейся личности, способствует патриотическому воспитанию. Проектирование раскрывает большие перспективы перед педагогом. Анализ и оценка результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть дальнейшее развитие проектной деятельности.

    Список литературы:

    1. Закон РФ «Об образовании»

    2. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» М. 2005г.

    3. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез М. 2008

    4. Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»., М. 2006г.

    5. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. – 2008. - №3

    6.Голицина Н.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М., 2003.

    7. Интернет – ресурсы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Ознакомление старших дошкольников с родным краем через проектную деятельность". Консультация для родителей.

    Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

    Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

    Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

    Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"

          Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

    Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...