Главные вкладки

    Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"
    методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

    Возмилова Виктория Валерьевна

    В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриотических чувств к малой Родине. Работа воспитателя заключается в том, чтобы предложить детям и иих родителям через раные виды деятельности узнать о своем городе как можно больше: изобразительную, конструктивно-модельную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную. игровую. В основе опыта лежит музейная педагогика, когда родители и дети пополняют мини-музей ДОУ "Мой любимый город" разнообразными экспонатами, которые появляются в результате проектной деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема педагогического опыта работы

    «Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями»

    Написала:

    воспитатель Возмилова В.В.

    Содержание работы по данной теме заложено в образовательной деятельности «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Мы все должны проявлять интерес к родному городу, любить его, сохранять и преумножать его традиции. Мы  знаем народные мудрые пословицы: «Где родился - там и пригодился», «У народа, который не знает своего прошлого - не имеет будущего». Дети от природы любознательные, поэтому мы - взрослые можем эту любознательность удовлетворить, если будем включать детей в разные виды деятельности, чтобы узнать наш город лучше. Я свою работу выстроила в тесном взаимодействии с родителями моих воспитанников. Семья – это главный источник информации для детей. Дети, наблюдая активность своих родителей, тоже начинают проявлять инициативу, творчество, интерес к теме. Поэтому я поставила перед собой следующую цель и задачи.

    Цель: расширять представления  у дошкольников и их родителей  в разных видах деятельности о малой Родине – родном городе, воспитывая любовь и интерес  к его истории, традициях, людях, прославивших свой край.

    Задачи:

    1. Рассказывать детям о достопримечательностях, о культурной и  спортивной жизни, традициях родного города,  включая их в  разные виды деятельности.
    2. Вовлекать  родителей в познавательно-исследовательскую деятельность для обогащения как собственных знаний, так и представлений у детей об истории города, его объектах и людях, а также и в другие виды деятельности.
    3. Активно применять средство музейной педагогики во взаимодействии с воспитанниками и родителями.

    Ознакомление с родным городом происходит в пяти  видах деятельности: познавательно-исследовательской, конструирование из  разного материала, изобразительной, коммуникативной, игровой.  На слайде представлены формы работы с детьми, формы работы с  родителями, а также совместная деятельность детей и родителей по каждому виду деятельности.

    Такая технология ознакомления детей с родным краем изложена в методическом  пособии «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Комратовой  и  Грибовой.  Авторы  предлагают практический материал по ознакомлению с Нижним Новгородом и другими городами Нижегородской области. Материал расписан по видам деятельности, а внутри деятельности  -  формы. Мы взяли за основу такой научный подход по ознакомлению с родным городом.  Так как пособие  2007 года, то виды деятельности мы переделали по ФГОС пункт 2.7.

    В основном все формы работы по городу мы проводим в рамках тематической недели – последняя неделя марта «С днем, рождения, Дзержинск!» и только в режимных моментах: в первой половине дня до утренней гимнастики – подгрупповые беседы, рассматривание фото и открыток, на прогулке – целевые прогулки, индивидуальные беседы, и  во второй половине после полдника – экскурсии  в музей, игры.

    Накануне тематической недели мы составляем перспективный план на неделю, выбираем  из пособия виды деятельности и формы работы отдельно с детьми, отдельно с родителями и что можно провести совместно. На данном слайде план тематической недели в подготовительной группе.

    В нашем детском саду  с 2016 года организован  мини - музей «Любимый город – Дзержинск». Ежегодно он пополняется новыми экспонатами: рисунками, фотографиями, макетами, тематическими папками.  Со средней группы я провожу  планомерную работу в этом направлении не только с детьми, но и с родителями. Как мы с вами знаем, историческая дата -день рождения городу – 30 марта. Последняя неделя марта у нас тематическая, посвященная ознакомлению с городом.

    Мы конкретизировали  тему «Улица нашего города – бульвар Химиков», который находится недалеко от  нашего ДОУ. Уже накануне, на выходные дни, я предложила  родителям принести интересную информацию  про объекты, которые находятся на этой улице. В течение  всей рабочей недели родители приносили  познавательную информацию в виде фотографий, описательного текста об истории  появления аптеки,  детской библиотеки, спортивной школы по фехтованию.   Они с интересом включились в познавательно-исследовательскую деятельность, в результате которой  появилась тематическая папка для нашего музея ««Улица нашего города – бульвар Химиков». С детьми мы ежедневно рассматривали, я им читала и рассказывала все, что нашли и принесли родители. Сами дети параллельно в группе включились в изобразительную деятельность: мы сделали коллективную работу – аппликацию «Библиотека им. Гагарина», а также оформили выставку из детских  работ, тоже аппликаций.

    В старшей группе на данной тематической неделе мы решили взять тему «Улица нашего города – Улица Строителей», на которой  находится наш детский сад. Опять пополнился музей тематической папкой: рассказы и фото о спорткомплексе «Салют», «Православной гимназии» и другие. Мы вместе с ребятами решили изготовить  макет улицы, помогли нам в этом родители, умелые и заинтересованные. Это было конструирование из разного материала. Восемь объектов улицы были изготовлены родителями с детьми дома: это сам детский сад, православная гимназия, стадион «Капролактамовец», сбербанк, магазины, дома. В группе мы уже доделывали принесенные поделки – рисовали, доклеивали, расставляли, чтобы получился общий макет с дорогой, добавляли дорожные  знаки, светофоры, автобусные  остановки.  Данный макет принял  участие  в городском конкурсе «Внимание светофор!» в номинации «Безопасная дорога домой».  С детьми, весной я провела целевую прогулку «Мы - вежливые пешеходы на нашей улице». Главное – безопасность наших детей в городской среде.

    В мае 2018 года вся страна отмечает великий праздник – День Победы! Наша группа не осталась в стороне. Родители опять включились в познавательно-исследовательскую деятельность и пополнили наш мини - музей очень важным материалом – тематические папки «Дзержинцы – Герои Советского Союза» и «Ситнов Валентин Егорович – дзержинец, Герой Советского Союза». В этих папках рассказы о подвигах  наших земляков: о летчике Гастелло, о Галкине, о Молеве . Мы с детьми все прочитали, посмотрели. Также  родители принесли фотографии, из которых мы оформили стену памяти в мини-музее. Восьмого мая по подгруппам была организована тематическая экскурсия с детьми в мини – музей, когда дети возложили цветы, рассматривали фотографии памятников в нашем городе – Вечный Огонь и Обелиск-Звезда. Я их замотивировала, чтобы они попросили родителей посетить эти места в день праздника. После праздника я провела индивидуальные беседы с детьми, кто сходил и что видел, свои впечатления. Наши семьи приняли участие в акции «Бессмертный полк». Дети принесли фотографии шествия, возложения цветов и рассказали, как все это было.

     В этом году 20 февраля, накануне  Дня  защитника  Отечества, мы посетили в средней школе № 37 музей им. Валерия Чкалова, ребята посмотрели много интересных экспонатов – одежда, фотографии, книги, картины, макеты самолетов.  Вокруг нашего садика много социальных объектов, мы посетили пожарную часть, библиотеку, школу искусств. Все эти экскурсии очень ценны для расширения представлений о жизни города, о профессиях дзержинцев.

    В подготовительной группе мы решили изучить бульвар Космонавтов. Также родители собрали информацию в тематическую папку: рассказ о создателе-главном архитекторе городе Синявском и социальные объекты «Магнитная стрелка», детские сады, магазин «Санта – Барбара». С детьми мы изготавливали  план – карту бульвара, который мы будем обыгрывать, как режиссерское поле – это будет игровая деятельность.

    В марте 2019  года я предложила  одной  нашей  семье  принять участие в городских родительских чтениях «Как любить ребенка» , чтобы они поделились своим положительным опытом семейного воспитания по теме «Образовательные маршруты выходного дня нашей семьи». В этой работе они рассказали о своих прогулках по нашему городу «Дзержинский дендрарий», «Окская набережная», «пл. Ленина» и другие. Они представили активный спортивный отдых в нашем городе.

    Итогом нашей планомерной совместной работы стала  игровая деятельность: познавательная игра- викторина «Мы знаем наш город – Дзержинск». Цель: формировать у детей стремление активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми, осмысленно использовать приобретенные знания и умения в совместной деятельности для достижения общего результата.

    Задачи:

    1. Расширять представления о родном крае .
    2. Углубить и уточнить  представления об объектах культуры, отдыха, спорта, исторических местах города.
    3. Продолжать воспитывать любовь и интерес к родному городу.
    4. Развивать внимание, память, мышление.

    Задания для команд:  1. «Блиц - опрос о городе» 2.  «Посмотри и назови»

    3. «Собери герб города из частей» 4. «Собери картинку – объекта города или улицу  назови его, ее» 5. «Расскажи о своей улице» (конкурс капитанов)

    6. «Мы - грамотные пешеходы города».

    В конце игры  в рамках тематической недели в подготовительной группе  я предложила оформить выставку творческих работ «город Дзержинск глазами детей» и фотовыставку «Я гуляю по городу» - это совместная творческая деятельность детей с родителями.

    Список литературы:

    1. Комратова  и  Грибова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет», М., ТЦ «Сфера», 2007
    2. Образовательная   программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2017 год

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление старших дошкольников с родным городом через проектную деятельность

    В данной работе представлен опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использован инновационный подход - метод проекта....

    «Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

    Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

    «Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

    «Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

    Презентация на тему: "Система работы по ознакомлению старших дошкольников с родным городом"

    В нашем детском саду ознакомление дошкольников с родным городом – Городцом, входит в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе целей программы : «Расти счастливым в Городе...

    Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников через интеграцию разных видов деятельности.

    Научить детей дошкольного  правильно воспринимать и любить классическую музыку....

    Опыт работы по обучению старших дошкольников коррекционной группы рисованию через знакомство детей с живописью.

    Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки  музыки. И есл...

    Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

    В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...