Опыт работы по обучению старших дошкольников коррекционной группы рисованию через знакомство детей с живописью.
статья по рисованию (старшая группа)

Зеневич Ирина Владимировна

Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки  музыки. И если спросить у взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он назовёт красивую маму, бабушку, лес, поляну и т.д. 

Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранялось на всю жизнь.  Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.                                                                                                           

Незаметным средством формирования духовного мира детей является искусство; литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство  "говорит" образным языком. Оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста.                                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья164.97 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по обучению старших дошкольников  коррекционной группы  рисованию через знакомство детей  с  живописью. 

PC230334.JPG

Воспитатель: Зеневич Ирина Владимировна

Литература:

,,Музей и подрастающее поколение,, Л. ПП. Михеева                                     ,,В Художественном музее,, Л.П.Михеева                                        ,,Дошкольникам о живописи,, Р. М.Чумичёва                                    ,,Методика экскурсионной работы с детьми в художественном музее,, Н. Д. Рева                                         ,,Методические рекомендации по самостоятельной подготовке,,                                                                            ,,Художники иллюстраторы детской книги,,  Л.Г.П.И. им.    Герцена                                                                                               ,,Поэтический образ природы в детском рисунке,, Л. В. Ком панцева                                                                                                          ,,Дети и народное творчество,, Л.В. Шевчук                                ,, Знакомство с натюрмортом,, Н. А. Курочкина           ,,Азбука общения,, ( основы коммуникации) Л. М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т. А. Нилова.

Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни.                                                                   Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки  музыки. И если спросить у взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он назовёт красивую маму, бабушку, лес, поляну и т.д.                                                                                          Очень важно, чтобы детское восприятие красоты сохранялось на всю жизнь.  Ребёнка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в жизни и деятельности человека в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях.                                                                                                           Незаметным средством формирования духовного мира детей является искусство; литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство  ,,говорит,, образным языком. Оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста.                                                                                         Искусство пробуждает у детей эмоциональное творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы.                                                                 Ознакомление детей с живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отражённому на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.                                                                                                               Понимание художественных образов в произведении; вызывает у детей сильные чувства. Оценивая содержание картины, дети изменяют собственное поведение. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменятся восприятие красоты. Ребёнок начинает понимать красоту сочетания красок, линий, видеть ритмичность в картине. Детей волнует красота пейзажа, натюрморта, выразительное лицо на портрете, жанровые картины.                                                                В ходе работы по ознакомлению детей с живописью совершенствуются их представления о средствах выразительности – цвете, композиции, линии, светотени. Дети правильно воспринимают выразительность средства – как форму передачи содержания произведения, его  настроения картины. Труднее детям даётся выделение  композиционного настроения картины. Они легко выделяют композиционный центр, но затрудняются отвечать на вопрос, почему художник расположил в картине так, а не иначе, что он хотел этим подчеркнул.  

Какие же задачи можно поставить перед собой?.

1.Содержательная, объединяющая задача, ставящая целью обучение умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник.                                                                              2.Эмоционально – личностная, - формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.                                      3.Воспитательная, - направлена на то, чтобы формировать познавательные интересы, нравственно- эстетические качества, желание самому нарисовать подобное.

При рассматривании картины я использовала метод диалога, живой беседы, в основе которой лежат непосредственные ассоциации. Беседа создаёт атмосферу, благоприятствующую творческому поиску и познавательному интересу. Это сочетание непринуждённости и дисциплины, когда дети чувствуют себя достаточно и сохраняется обстановка заинтересованности.                     Вопросы к детям должны быть доступны, отличатся ясностью, конкретностью.                                                                Необходимым качеством для развития эстетического воспитания является эмоциональная восприимчивость на содержание произведение произведения, способность ,,входить,, в художественный образ. И поэтому вопросы задавала особого характера, которые позволяли ребёнку поставить себя на место героя произведения.

Например:

,,Как бы ты поступил?,,

,,Наблюдал ли ты в жизни нечто подобное тому, что изобразил художник?,,

,,Посмотри внимательно на это произведение и постарайся представить себе, что это не картина, а реальный мир; какие чувства ты испытываешь в окружении этой природы?,,

Вопросы могут быть поставлены и к выразительным средствам ?

Например:                                                                                           ,,Какой цвет ты считаешь главным в этой картине?,,

,,Почему художник именно так расположил предметы?,,

Так же вопросы относятся и к технике исполнения и к эмоциональному впечатлению.

Например:

,,Какое настроение вызывает у тебя эта картина? Почему?,,

Очень важно задавать вопросы на воображение, сравнений и сопоставлений определённого исследования, способствующие проявлению инициативы, пробуждающие к поиску самостоятельных решений.

Например:

,,Как бы ты назвал эту картину?,,

,,Напоминает ли тебе эта картина, какое либо музыкальное или поэтическое произведение?,,                           ,,Придумай сказку,,

Для лучшего развития воображения я включаю в свою работу фрагменты поэтических произведений. Искусно воспевая в стихах образность природы, произведение, помогает ребёнку увидеть прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, пробуждает желание выразить свои чувства и переживание в рисунке. Стихи помогают ребёнку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить изображение на листе бумаги. В стихах поэт очень точно и выразительно выделяет образы с помощью эпитетов- прилагательных.

Например:

,,Тёмный лес,,

,,Прозрачный лес,,

Дети уже знают, какими красками надо рисовать лес, какой насыщенности надо брать краски.

Так же в своей работе я использую записи музыкальных произведений для более эмоционального восприятия детьми художественного произведения. Дети учатся видеть в музыкальном произведении определённые образы.

Большое впечатление на детей оставляет совместное рассматривание художественного произведения и произведения живописи в сопровождении музыкального произведения.

Дети с интересом слушают записи музыкальных произведений П.И. Чайковского, Вивальди, Глинки, слушаем произведения П. Мориа и других композиторов.

Использую стихи таких поэтов как И.Бунина, А.Фета, А.Пушкина, Ф.Тютчева, С. Есенина, произведения современных поэтов.

В своей работе, которую я начала, большое внимание уделяла созданию благоприятных условий для деятельности. Большое внимание обратила на подбор живописных произведений, от чего во многом зависит успех художественного восприятия детей. Следует выбирать произведения с выразительными ,,говорящими,, деталями.

Самое первое занятие начала я со знакомства детей с трудом художника, скульптора, мастеров декоративно – прикладного искусства.

В своей работе использую элементы сюрпризных моментов для большей заинтересованности детей. Обыграла внесение цветных карандашей, кисточек, волшебных красок, при помощи которых дети будут создавать свои работы.

На занятие внесла и показала необходимый атребут для художника мольберт – этюдник.

Рассмотрели с детьми портрет ,,М.В. Нестеровой,, , автопортрет Репина за работой, портрет мальчика с палитрой красок.

Беседой с детьми стараюсь заинтересовать их, вызвать желание приходить ко мне и творить свои собственные произведения. И в последствии мы с детьми стали называть себя художниками – мастерами, и стали творить своё ,, волшебство,,.

  • Одним из первых жанров живописи, с которой я познакомила детей – это натюрморт.

Это жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, снеть, то есть всё то, что создано человеком и природой. А так как в нашем саду находятся дети с задержкой психического развития – натюрморт самый лучший жанр живописи,, который доступен ребятишкам. Это показывают исследования наших педагогов и психолога, мои наблюдения.

Свою работу по знакомству детей с натюрмортом проводила совместно с воспитателем – логопедом и дефектологом, которые помогают закреплять знания детей  по лексическим темам, знакомят детей с дарами природы.

Начала я знакомство детей с натюрмортом с небольшой предварительной работы, которая даёт навыки понимания и восприятия форм предмета, их краски.

Например.

Проводились дидактические игры:

,,Накрой на стол,,

,,Составь букет,,

,,Сложи овощи и фрукты в вазу или в миску

,,Узнай по форме. По описанию,,

,,Составь картинку,,

Дидактические игры повысили эмоциональное восприятие детьми материала, так как ребятишкам нужно всё потрогать и попробовать, чтобы ощутить особенности предмета. Дети могли сравнивать овощи и фрукты не только зрительно, но и на вкус.

На первом этапе дети радуются изображению знакомых предметов, которые узнал на картине. Потом дети начинают видеть привлекательность картины, и у них появляется желание самим попробовать нарисовать вазу, цветы, овощи, фрукты и другие предметы. В процессе практической работы закрепляла я навыки детей в рисовании геометрических форм, цветовых решений, умении ориентироваться на листе бумаги, создавать определённую композицию.

Познакомила детей подготовительной группы не только с натюрмортами, на которых изображены фрукты и овощи, но и с натюрмортом изображающие предметы.

,.Натюрморт с музыкальными инструментами,,Петера де Рита. Дети увидели много нового, необычного для себя. Дети привыкли видеть и рассматривать натюрморты с овощами, фруктами, цветами – дарами природы, а тут музыкальные инструменты. Трудно было детям найти композиционный центр, но они хорошо увидели, что действие происходит в позднее время. По наводящим вопросам выяснили, что предметы были оставлены неубранными из-за усталости человека.

  • Следующим этапом было знакомство детей с пейзажем.                                                                                       

Эта тема так же близка детям. Дети дают пейзажу предпочтение, передают определённые чувства, настроение.

Перед тем, как начать рассматривать картины об осени я провела ряд экскурсий с детьми в природу. Наблюдали за разнообразием красок, рассматривали разное строение деревьев и кустарников, сравнивали их в разный период осени, в разную погоду. Вспоминали отрывки из поэтических произведений, а затем приступили к рассматриванию картин. Познакомив детей с репродукциями картин И.Левитана «Осень» , «Золотая осень» ,В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» , Ю. Подполянского «Тишина», иллюстрации Н.Устинова к сборнику «Листопад»И.Бунина, и предварительно обговорив с детьми приёмы выразительного исполнения своего рисунка, предложила устроить свою картинную галерею из наших работ. Этим я заинтересовала детей, подняла эмоциональное настроение.

Большое внимание детей я уделила на композицию рисунка, на его динамику. После завершения всех работ предложила детям подобрать к рисункам художественно - поэтические образы из знакомых им стихов таких как:                                 ,,Лес точно терем расписной…,,                                                               ,,Под ногами коврик новый, жёлто-розовый - кленовый ,, и др.

Поэтические произведения помогли детям оценить свои работы.                                                                                                     Заключительным этапом работы осеннего периода была совместная педагогическая деятельность всех воспитателей и музыкального руководителя с детьми, где дети показали свои знания об осени и показали все свои умения. Чему была дана положительная оценка.

С наступлением зимы я стала знакомить детей с живописью зимнего пейзажа:                                                                             И.Попов « Первый снег » ,                                                               А.Пластов «Первый снег »,                                                          П.Мальцев « Зимний день » ,                                                               И.Грабарь « Февральская лазурь» ,  иллюстрации к А.Парамоновой к сборнику ,,Черёмуха,, С.Есенина.   Во время просмотра картин непременно звучали стихи, музыкальные произведения, использовались элементы сказочности, таинственности.                                                                               С приближением Нового года познакомила детей с творчеством Ю.А. Васнецова, с его иллюстрациями к русским народным сказкам, потешкам, где так самозабвенно пляшет заинька, так уютно горят огоньки в избушках, где, зверюшки наряжены в яркие костюмы.                                                      Это было знакомство с художником иллюстратором.                                                 После этого в практических работах у детей получились яркие,  выразительные рисунки.                                                          Прошли новогодние праздники, и я предложила детям тему ,,Заколдованное ледяное царство,,  Работы детей превзошли все мои ожидания. Ледяные замки детей получились действительно сказочными.

  • Зима.  Бело - голубой снег навёл меня на мысль, что можно предложить детям декоративное рисование по Гжельской росписи.  

Холодное сочетание белой и синей краски перенесло детей в мир волшебства. На наших столах расцвели синие, голубые цветы, зверюшки. Дети рисовали необычные образы цветов и зверей, которыми расписывали «посуду» , « шаль» для Снегурочки.

Для контрасного сравнения с наступлением весны предложила детям рассмотреть предметы Городецкой росписи .  Дети увидели отличие Гжельской и Городецкой росписи . Отличие не только по технике росписи и цветовой гамме, но и по материалу из которого выполнено изделие. Показала детям предметы домашнего обихода городецкой росписи, и предложила вспомнить у кого дома есть нечто подобное. Затем дети выполняли ряд работ на разных форматах и форм бумаги. Заключительным этапом этой работы было выполнение детьми подарков к празднику 8 марта. Работы были выполнены на различных досках. Что вызвало у детей большую гордость и ответственность за свой труд.                          Эти яркие и весёлые подарки были предвестниками наступающей весны.  

  • Первая картина, которую дети увидели весной, была картина И. Левитана « Март»                                

Художник сумел в непритязательном мотиве выразить всю лирическую красоту русской природы.                                                В картине Н.Романдина « Весенние воды» весна представлена в свою переломную пору, где снег уже растаял и ручьи талой воды устремились в низины.                                                                         Совместное рассматривание этой картины с музыкальным сопровождением  записи «Весна» Вивальди прошло эмоционально. Дети эмоционально и точно заметили характер картины и характер музыкального образа.                                 « Подснежники» А. Грицая .В этом пейзаже заключена какая та таинственность. Она проявляется в появлении подснежников – вестников весны.   Используя поэтический образ, прочитав стихотворения Г.Ладонщикова «Подснежники», Г.Новицкой , О.Белявской вызвало у детей желание нарисовать этот удивительный цветок.                                                   Много радости принесла весна детям. Рисунки у детей стали яркими, выразительными.  Дети стали всё чаще  рисовать весенние пейзажи, цветы в вазе, солнышко.

                                 Дети вспомнили о лете. Все стали мечтать о том, как они будут отдыхать на даче, чем они будут заниматься. Свои мечты дети воплощали в рисунке, но всё- же внимание  у них было к концу года обращено на улицу, внимание рассеянным. Я почувствовала, что дети устали перенесла занятия на улицу.                                                            Ведь не зря так плодотворно ребятишки трудились весь год. Наступит новый учебный год, и мы снова возьмёмся за работу, и дети станут получать новые знания, которые я с большим удовольствием передам.                                                                                                          

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по обучению старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картинок

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с №8 "Ёлочка" по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации"

Воспитание культуры поведения на улице -актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованность пребывания на улице и дороге, в общественном транспорте необходимо начин...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Опыт работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России у старших дошкольников.

Я предлагаю познакомиться с опытом работы по ознакомлению старших дошкольников с государственой символикой России, родного города - Нижний Новгород и городов Нижегородской области....

Опыт духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого –  любвик  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь,эта любовь пере...