опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации"
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Денисова Ирина Владимировна

Воспитание культуры поведения на улице -актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованность пребывания на улице и дороге, в общественном транспорте необходимо начинать ещё в раннем возрасте. Данный вопрос по обучению дошкольников ПДД должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в детском саду.

В своей работе я представляю диактические игры и пособия для изучения правил дорожного движения в увлекательной и интересной форме. Все пособия сделаны своими руками, что позволило более качественно осуществлять работу с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения через игры и игровые ситуации»

Актуальность обучения детей основам правил дорожного движения несомненна. Ведь нельзя подходить к детям с той же меркой, что и к взрослым. У детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.

Самое ценное для взрослых – здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной, которая является ведущей деятельностью в детском саду.

С каждой игры дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. И такой игрой является дидактическая игра – дидактическая игра по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.

   Согласно ФГОС ДО (п.2.6), область «Социально -коммуникативное развитие» -одной из задач является: формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

   На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.Шорыгиной и др.
   Данной проблемой занималась Саулина Тамара. Филлиповна., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора».

   Так же изучала эту проблему Данилова Татьяна Ивановна, которая разработала программу «Светофор» по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

   Оксана Алексеевна Скоролупова считает, что необходимо формирование у детей навыков осознанного поведения на улице города. Это возможно осуществить путём решения, нескольких задач, и об этом её книга «Правила и безопасность дорожного движения».

   Книга «Три сигнала светофора» Шорыгиной Татьяны Андреевны интересна для детей и педагогов. Автор предлагает знакомить детей с правилами безопасного поведения дома, на городской улице, у водоёмов и в лесу в доступной форме через увлекательные сказки.

   Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана кандидатами психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой на основе ФГОС ДО. Она предполагает решение важнейшей социально -педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

   Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме.

   Моя деятельность, как педагога, по формированию основ безопасного поведения на улице и обучению Правил дорожного движения начинается с проведения диагностического обследования. Диагностика проводилась по методике педагога Замалеевой Альбины Ильшатовны.  Детям предлагалось ответить на вопросы по картине о транспорте, о частях дороги, о правилах для пешеходов, и пройти тест «Что здесь лишнее?

При определении уровня используется следующие критерии:

  • Сформирован - дети отвечали на вопросы полно. Показали хорошие знания об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, дороге, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе, улице, дороге. Находили правильные ответы в предложенных ситуациях;
  • Частично сформирован - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.
  • Стадия формирования - Ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

На начало года дети показали следующие результаты:
сформирован - 2 ребенка;
частично сформирован - 17 детей;
стадия формирования - 8 детей;

На первом этапе изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, я поставила цель: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения 

Для осуществления поставленной перед собой цели я наметила следующие задачи:

  1. Обучать детей безопасному поведению на улицах;
  2. Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
  4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, культуру поведения в дорожно–транспортном процессе;
  5. Расширить словарный запас по дорожной лексике;
  6. Активизировать работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей

На втором этапе я составила перспективный план работы на учебный год. Перспективное планирование составляла с учетом программы «От рождения до школы». Работа по обучению детей ПДД проводилась в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, изменения в развивающей предметно -пространственной среде, и работа с родителями

Развивающая предметно-пространственная среда

Для организации работы по обучению детей правилам дорожного движения в нашей группе я создала предметно- пространственную развивающую среду- по ПДД , в соответствии с ФГОС:  насыщенность среды - представлена в виде дидактических игр и пособий; полифункциональность – разнообразные пособия, использование которых позволяет закреплять знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов используются в разных вариантах.  вариативность – разнообразие (дидактические игры, лото, макеты, пособия, лепбук, магнитная доска, интерактивная доска, настольные игры, игры с правилами,  периодическая сменяемость игрового материала, все это способствует закреплению правил поведения на дороге;  доступность -свободный доступ к игровым пособиям;  безопасность - соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Свою работу по ознакомлению детей с ПДД я разделила на три этапа:

1 этап «Знакомство с дорожным окружением».

На этом этапе я знакомила детей с понятиями: пешеход, пешеходный переход, улица, тротуар, обочина. С помощью пособия «Добрая дорога» изучали части дороги, места безопасного перехода дороги, используя макет «Дорога» закрепляли название частей дороги. Проводили игры: «Я пешеход», «Водитель – пешеход», «Транспорт», обсуждали и обыгрывали дорожные ситуации. Проводила беседы «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке»«Пешеходный переход», «В городском транспорте», чтение стихов, загадок, составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке. Рисование «Машины, которые нам помогают», аппликация «Автобус», конструирование «Наша улица»

 

2 этап «Дорожные знаки».

На данном этапе я знакомила детей с дорожными знаками. Что они обозначают, почему стоят в тех или иных местах. Познакомила детей с классификацией дорожных знаков. Использовала игры: «Дорожные знаки», «Играй да смекай!», «Подумай – отгадай», «Веселый жезл», «К своим знакам», «Дорожная пазлы», пособие «Знаки дорожного движения», «Большая прогулка», «Дорожная азбука», «Чудо-светофор»; «Разрезные картинки», провели с детьми викторину «Знатоки дорожных знаков», стихи и загадки о дорожных знаках. На современной этапе большим спросом у детей пользуются ИКТ –технологии. По изучению правил дорожного движения   я широко использую в своей работе интерактивные развивающие игры, которые обогащают образовательную среду и позволяют сделать процесс обучения и воспитания более динамичным и ярким.

3 этап «Дорожные ситуации».

Это заключительный, обобщающий блок в котором дети уже самостоятельно, применяя полученные знания моделируют дорожные ситуации. Используя фигурки пешеходов и транспорта, дети наглядно показывают, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняют, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывают опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. Закрепление изученного материала проходит и в игровой деятельности на игровых площадках и в группе. При проведении развлечений, досугов, активно использую атрибуты и пособия по ПДД, тем самым способствую закреплению полученных знаний и повышению интереса у детей к ПДД. Также мы создали свой канал «Дорожная азбука», где дети сами рассказывают о правилах дорожного движения. У нас есть ведущий, который объявляет тему выпуска, а дети рассказывают о правилах ПДД.

Работа с родителями

Работа по изучению правил дорожного движения проводится в тесном контакте с родителями. Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. С родителями нашей группы мы работаем в тесном контакте. Основная наша задача, это донести до родителей важность выполнения ими ПДД, ведь они, родители- пример для ребенка. Для родителей провела родительское собрание на тему «Безопасность вашего ребенка». Консультации: «Вы, ребенок и автомобиль», «Правила дорожного движения – знать каждому положено», анкетирование «Я и мой ребенок на улице», составление карты -схемы «Безопасный маршрут», конкурс рисунков по пропаганде ПДД «Безопасность на дороге глазами ребенка», так же предлагала родителям различные информационные буклеты -памятки, проводились индивидуальные беседы с родителями -водителями о необходимости соблюдения ПДД. Совместно с родителями обогащали и развивающую среду нашей группы -изготовили макеты, пособия для изучения ПДД. Данные пособия пользуются у детей особым интересом.

Результаты работы 

Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили решить поставленные цели и задачи. Дети хорошо ориентируются в дорожной среде, различают и называют дорожные знаки, осознанно выполняют ПДД. Родители с большим вниманием относятся к выполнению ПДД.

Благодаря, организации развивающей предметно – пространственной среды, подбору эффективных методов, изготовлению новых авторских игр игр и пособий удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах

В дальнейшей перспективе я буду продолжать работу по ознакомлению детей с ПДД, будем совершенствовать и закреплять полученные навыки. Планируем принять участие в конкурсе «Юные знатоки дорожного движения». Продолжать изучать и применять новые, современные технологии для обучения детей ПДД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Меморина". Игра для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Игра на внимание и зрительную память по правилам дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Знакомимся с дорожными ловушками».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения«Знакомимся с дорожными ловушками»Цель: Углубить знания детей о переходе дор...

Сценарий мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Каждый должен знать, без сомнения, правила дорожного движения!»

Цель: Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения  и умений использовать их в различных практических ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольни...

Сценарий итогового мероприятия - досуг – развлечение для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения «Дорожный марафон»

Данная методическая разработка позволит:закрепить знания детей о правилах дорожного движения (действия пешеходов на сигналы светофора, где и когда можно переходить улицу) ;систематизировать знания дет...

Сценарий познавательно-игровой программы для родителей и детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Красный. Желтый. Зеленый"

Предлагаемый сценарий развлечения в игровой и соревновательной форме, в сочетании с традиционными методами обучения. Данное мероприятие направлено на повышения уровня компетенции родителей  в обл...