Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников через интеграцию разных видов деятельности.
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Кучеренко Людмила Юрьевна

Научить детей дошкольного  правильно воспринимать и любить классическую музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slushanie_muzyki.docx22.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников через

интеграцию разных видов деятельности.

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Дошкольный возраст – это  время  интенсивного развития музыкальной восприимчивости. Поэтому наша задача воспитывать слушателей, способных  отличать подлинную красоту высокого искусства от дешевой, низкопробной подделки

Восприятие (слушание)  музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.

Опираясь на результаты собственных наблюдений, пришла к выводу о том, что  необходимо способствовать накоплению детьми опыта восприятия музыкальной классики, формировании своеобразных эталонов восприятия.

Те методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками, которые предлагаются на сегодняшний день, нуждаются в обновлении и требуют систематизации действий педагога.  Ввести дошкольников в духовную атмосферу большого искусства, возможно шире познакомить их с образцами русского, советского и зарубежного музыкального творчества – программная установка новой системы музыкальных занятий в дошкольном учреждении.

Таким образом, анализ педагогического опыта музыкальных руководителей дошкольных учреждений и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью педагогической практики формирования  его у дошкольников, что навело  меня на мысль о необходимости разработки педагогической технологии восприятия детьми классической музыки. Как же помочь детям воспринимать классическую музыку? Включить в слушание музыки другие виды деятельности!

При этом ставятся и решаются основные задачи работы:

- расширить знаний детей о музыке, накапливая опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

- вызвать и поддержать интереса к музыке, сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитание эстетических чувств;

- побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления  об исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках);

 Чтобы  поставленные задачи успешно реализовывались нужно  базироваться на следующих принципах:

Гуманизация – ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.

Учет развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных  интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской  музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

Субъект-субъектного взаимодействие  в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение  мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

Педагогической поддержка, направляющая  действия  педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей музыкального руководителя -  решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

Сотрудничество и сотворчество, т.е  профессиональное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками. Очень важно тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

Восприятие (слушание музыки) — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие, что позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и  приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.

Работа по восприятию музыкальных произведений дошкольниками должна быть планомерной, постепенное усложняя музыкальное содержание и приемы работы с детьми на разных этапах педагогической технологии,

Результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т.д.(т.е. продуктивность процесса).

Технология работы включает в себя следующие этапы:

1 этап – создание условий успешного знакомства с произведениями классической музыки;

включает следующие направления работы:

- создание музыкального центра для слушания музыки. Современная звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура, расширение ее акустических и технических возможностей позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения. Видеотехника дает возможность не только слышать музыканта-исполнителя, но и наблюдать за его игрой. Видеозаписи позволяют увидеть и услышать  величайших исполнителей.

-  определение  репертуара  в соответствии с возрастом и условиями детского сада, который  включает  в себя произведения классической музыки всех эпох и должен быть доступен детям и высокохудожественен.

2 этап – накопление у детей музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями;

На этом этапе слушание музыки как вид музыкальной деятельности складывается из следующих действий:

– слушание произведений, специально созданных для данного вида деятельности;

– слушание в процессе разучивания  танцев, пьес для детского оркестра;

– слушание с целью определения свойств звука в дидактических играх.

Большое количество музыкальных произведений, предлагаемых для слушания, использовать в других видах музыкальной деятельности, прежде всего в  движениях и оркестре, пении.

3 этап – обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности;

Работу с детьми осуществлять через проведение интегрированных и тематических занятий. Интегрированные занятия вести по направлениям: музыка, рисование, живопись, поэзия.  Одним из любимых занятий у детей являются те, на которых слушание музыки объединяется с творческим рисованием. Цель таких занятий – воплощение детьми в рисунках своих музыкальных впечатлений, переживаний, связанных с прослушанной музыкой. К рисованию приступать тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления.

4 этап – организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности – игровой, художественной, двигательной;

Предложить педагогам включать музыку и в часы тихих игр, и свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. Часто основа музыкального произведения становится основой для организации  сюжетно-ролевых игр и развлечений. Ведь любимым видом музыкальной деятельности у детей являются праздники и развлечения. В них дети проявляют свои способности, умения, творчество, чувствуют себя свободно и раскрепощенно. В этих видах деятельности закомплексованные, зажатые дети проявляют себя с другой стороны.

5 этап – контрольно-аналитический.

Мониторинг эстетического воспитания детей осуществляется  с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий и анализа  участия  выпускников детского сада в кружках художественно-эстетического цикла, отзывов учителей, беседы.

Одним из показателей художественно-эстетического воспитания ребенка  является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволит выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети будут более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменятся особенности их музыкального восприятия: появится произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки станут более адекватными;

– они научатся внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– станут различать теплые и холодные цвета красок, подбирать их к прослушанной музыке и использовать в своих рисунках;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.

Таким образом, можно сделать выводы о том,  что  эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе»

Конспекты занятий с детьми; Беседы на темы "Красота природы бесценна", "Лес - бесценное богатство"; "Цветы" и т.д ; Проблемные ситуации: "Войдя в картину, расскажи, что чувствуешь"......

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через интеграцию различных видов деятельности

«Использование экологических сказок в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»...

Семинар практикум для воспитателей ДОУ «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Художественно-эстетичекое развитие через интеграцию различных видов деятельности"...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Ознакомление старших дошкольников с родным городом через интеграцию разных видов деятельности с воспитанниками и родителями"

В данном материале раскрывается целенаправленная планомерная работа с детьми 5-7 лет в тесном взаимодействии с семьями воспитанников по формированию представлений о родном городе и воспитанию патриоти...

Опыт работы по теме «Развитие экологических представлений у дошкольников через интеграцию различных видов деятельности»

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнений и разру...

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...