Консультация на тему: художественно -эстетическое развитие посредством интеграции разных видов деятельности
консультация

Яковлева Юлия Викторовна

Целенаправленный процесс формирования творческой личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: »Художественно - эстетическое развитие посредством интеграции разных видов деятельности»

Воспитатель:Яковлева Юлия Викторовна

Такое художественно - эстетическое развитие?

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(ДБЛихачев)

Это система мероприятий, направленное на переработку и совершенствование в человеке способности воспринимать правильно понимать, целостное и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(краткий словарь по этике)

Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни, искусстве, жить, творить по «законам красоты»

(НС Сакулина)

Художественно - эстетическое развитие в контексте ФГОС ДО предполагает создание следующих условий:

Обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах деятельности:

Формирование художественной деятельности адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театральной, художественного конструирования, сюжетно ролевой и режиссерской игры;

Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, материалов и средств воплощения художественного замысла;

Поддержанию детской непосредственности, поощрения, стимуляции фантазии и воображения ребенка

Художественно - эстетическое развитие - изобразительная деятельность,

Развитие конструктивных навыков, развитие музыкальных способностей,

Театральная деятельность.

Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

-Развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций;

-Развитие эстетических и художественно - творческих способностей;

-Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

-Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

-Интеграция - взаимопроникновение, взаимодействие, связь образовательных областей обеспечивающие целостного образовательного процесса.

Одна из форм интеграции - интегрированные занятия.

Цель: объединить различные виды художественной деятельности в целостной педагогический процесс, формирование у детей представлений об окружающей жизни, эстетической культуре и развития средствами творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных к изобразительной деятельности)

Потребность и эффективность занятий объясняется рядом причин.

 Мир познается детьми в многообразии единства; Активное познание окружающей деятельности, развитие мышления, коммуникативных способностей; Форма проведения - нестандартна, интересна (снижает утомляемость за счет различных видов деятельности, повышает познавательный интерес)

Реализация принципов интеграции - художественное творчество - с познанием, физической культурой, здоровье, музыка, коммуникация, чтение художественной литературы. руд, социализация.

Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предлагает решения единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно - эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.

Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений исскуства, красотой окружающего мира, отражает впечатления от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система Сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничество с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества.

Один из важнейших принципов проектирования интегрируемого занятия - определение знакомого и нового материала.

Чтобы правильно отобразить содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания должны:

расширять и обогащать имеющиеся представления детей;

быть нужными при последующем обучении в школе;

быть доступными и опираться на личный опыт;

связываться с повседневной жизнью;

повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности:

в литературе - средство выразительности - слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафоры, ритм).

в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации

движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы;

в изобразительной - рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм) ;

лепка (форма, объем, пропорции, соотношения предметов в общей композиции по величине)

аппликация (форма, цвет, композиция) ;

в музыке - мелодия, ритм, гармония, интонация.

Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна.

Использование разных видов работы в течении занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия.

нельзя поставить конкретных рамок при отборе содержания интегрированного занятия, но оно должно включать дидактические и развивающие задачи двух или более направлений работы. Среди методов анализа художественного произведения используются такие методы, как сопоставление произведений разных видов искусств, сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности. Например, образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальных сочинения (ПИЧайковский «Времена года», А Вивальди «Осень»). В изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И Левитан «Золотая осень», И Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе через художественные средства выразительности (А С Пушкин «Осень», А Толстой «Осень» и др.)

Основной формой организации процесса интеграции предметов в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.

В процессе интегрированного обучения ребенок учиться:

Рассматривать явления с разных точек зрения;



Применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

Выражать себя в каком - либо творчестве.

Требования к структуре занятия

Четкость, компактность учебного материала;

Продуманность и логическая взаимосвязь;

Большая информативность, емкость материала;

Наглядность и доступность материала ( использовать мультимидея,

Иллюстраций, дидактические игры, музыкальные инструменты, раздача демонстративного материала, атрибутика)

Трудности проведения

Сложность отбора учебного материала;

Подробное структурированное занятие;

Проблема личной совместимости педагогов; Общий подход к оценке знаний и умений детей; Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Заключение

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольников являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка;

Средством повышения профессиональной компетенции воспитателя;

Ведут к снижению статической нагрузки за счет использования разных видов деятельности;

Применять при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для воспитателей ДОУ «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Художественно-эстетичекое развитие через интеграцию различных видов деятельности"...

Сообщение к семинару - практикуму для педагогов ДОУ «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Сообщение к семинару - практикуму для педагогов ДОУ  «Художественно – эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности

Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейши...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности»

Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру ...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...