МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Деловая игра "Технологии педагогического общения с родителями""
методическая разработка

Цель деловой предлагаемой деловой игры для педагогов: применение теоретических знаний по технологиям педагогического общения с родителями в практических действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра в рамках семинара-практикума «Технологии педагогического общения с родителями»

Цель: Применение теоретических знаний по технологиям педагогического общения с родителями в практических действиях.

При входе в зал каждый вытягивает лежащую в «чудесном мешочке» цветную картинку/прищепку. Педагоги делятся на 3 команды по цвету вытянутой картинки, внимательно прочитав вопросы, совещаются и поочередно дают ответы.

1. Разминка

Ведущий раздает вопросы всем участникам, ответы принимаются по очереди.

  1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье) 
  2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс) 
  3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи) 
  4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками) 
  5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.) 
  6. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога? (ограничения со стороны организма (снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности) 
  7. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.) 
  1. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей) 

2. Решение педагогических ситуаций

Игра-инсценировка «Как поступить?»

Задание: придумать конфликтную ситуацию «воспитатель — родитель», объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации (мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход)

  1. Ситуация: Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

Вариант решения

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд или ширму об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

  1. Ситуация: Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Вариант решения

Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

  1. Ситуация: Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Вариант решения

Возможно, воспитателю на следующем родительском собрании следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

  1. Ситуация: Зульфия — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Вариант решения

Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите "огонь на себя", обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

  1. Ситуация: В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

Вариант решения

Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя как на соперника. Поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека. Помните, родители и воспитатели — сотрудники в деле воспитания ребенка.

Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и необходимо в дошкольном возрасте.

Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

  1. Ситуация: Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям.

Вариант решения

Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них недостаточно развита произвольность поведения.

Для решения данной проблемы педагог стал участвовать во всех играх детей, строго следя за выполнением правил, поощряя играющих добрыми словами, похвалой.

Воспитатель в такой ситуации ведет себя вполне грамотно. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать педагог-психолог детского сада, организовав специальные коммуникативные игры.

Каждая команда коллективно обсуждает задание, распределяет роли и пытается найти выход из сложившейся ситуации. После кратковременной подготовки (5 минут) педагоги демонстрируют инсценировку предлагаемого ими решения конфликтной ситуации. После проигрывания мини-сценок педагоги отвечают на вопросы ведущего.

Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:

  1. Какую роль было легче реализовать, роль «предъявителя претензий» или роль «ответчика»?
  2. Что должен делать воспитатель, если он не в состоянии убедить родителя?
  3. Какие чаще всего претензии предъявляют родители?

3. Упражнения на развитие коммуникативности педагога

3.1 Упражнение «Искусство общения»

Задание: Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Инструкция: Перед каждой командой лежит тезис. Необходимо прочитать его и подготовить короткий комментарий к нему. Могут высказываться и другие участники игры.

 Тезисы:

  1. Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  2. Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  3. Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  4. Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

Участники команд, получив листок с тезисами, читают и готовят краткие комментарии, которые позднее озвучивают на общем обсуждении.

3.2.Упражнение «Желаю Вам...»

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Задача — сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Вопросы после упражнения:

  1. Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
  2. Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
  3. Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?

Участники команд распределяют между собой роли «воспитателя» и «родителя». «Воспитатель» придумывает и озвучивает «родителю» комплимент, связанный с успехами его ребенка. Затем участники меняются ролями.

После проигрывания ситуаций педагоги отвечают на вопросы ведущего.

Рефлексия

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны. И если вдруг окажется, что слабых сторон больше, необходимо заняться воспитанием уверенности в себе (не путать с самоуверенностью).

- А сейчас предлагаю вам немного порисовать.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

- На листе бумаги нарисуйте круг. Если хотите, можете закрыться и не показывать другим, как вы рисуете. В кругу вписываете своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи, идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом напишите качества, характеризующие вас, как человека (положительные и отрицательные). Когда закончите, поднимите руку.

- Анализ вашего творчества в следующем: если вы нарисовали большое количество лучей – у вас ясное представление себя (уверенное). Преобладание положительных качеств на лучах – вы позитивно воспринимаете себя.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Упражнение «Наши таланты»

Цель: Развитие у педагогов фантазии, воображения.

Раздача листочков с началом стихотворения, а педагоги должны продолжить сочинить концовку стихотворения в положительном ключе, смысле.

- Все любят послушных, приветливых деток

Капризных, упрямых- не любит никто.


-Родители часто сердясь и бранясь,

С ребёнком теряют душевную связь


-Чтобы значимость другому показать

Щёки вовсе не стоит надувать

Команды, получив листок с заданием, коллективно обсуждают и придумывают окончание четверостишия.

После подготовки участники в легкой непроизвольной форме зачитывают свои творческие находки.

2.Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".

2. Зульфия — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

2.Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

2.В семье одной из воспитанниц дошкольного учреждения наблюдался конфликт между бабушкой и мамой по вопросам воспитания ребенка.

Если девочка жила у бабушки, ее приводили в детский сад вовремя, и весь день проходил в рамках установленного в учреждении режима. Если девочку забирала мама, то ребенка привозили в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставались только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Бабушка забирала девочку рано, сразу после полдника.

Учитывая, что данная группа подготовительная, логопедическая, воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующему ДОУ. В результате девочку забрали из детского сада и записали в подготовительную группу при школе.

2.Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях, Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замечаний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав, проанализировал его претензии по отношению к другим детям.

  1. 3.1.Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  1. 3.1.Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.

  1. 3.1.Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Коммуникативная культура педагогического общения с родителями

Мастер класс для педагогов  по педагогическому общению с родителями с тренингами, коллективными играми, индивидуальной работой и анализом конфликтных ситуаций....

Технологии педагогического общения с родителями

Технологии педагогического общения с родителями...

методический материал для педагогического коллектива и родителей

Данный материал посвящен теме экологии. Экологическое воспитание и воспитание умения видеть и по­нимать красоту немыслимы без чувства восхищения природой. Вос­хищение этой красотой делает чело...

Методические рекомендации для педагогических работников ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, с...

Мастер-класс для педагогов: «Коммуникативная культура педагогического общения с родителями».

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители ст...