Технологии педагогического общения с родителями
статья на тему

Ольга Николаевна Жиглова

Технологии педагогического общения с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_pedagogicheskogo_obshcheniya_s_roditelyami.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии педагогического общения с родителями

  В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно — образовательного процесса дошкольных учреждений.

  На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени — обучении в школе. Но, как показывают научные и эмпирические данные . Это направление остается для современного воспитателя наиболее сложным.

  Так, по данным самоанализа, проделанного педагогами столичных детских садов, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются повышенная требовательность к родителям, внушение им отрицательного образа ребенка, неуверенность в своей правоте, неумение воспитателей принять точку зрения родителей. Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателя с родителями.

  По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход. Избежав конфликта. По мнению психологов, это взаимосвязано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей. Например. Многие родители очень часто обижаются на педагога, что их ребенок не читает на празднике стихотворение. Тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

  По мнению специалистов, педагогу в такой ситуации следует сначала похвалить ребенка за участие в празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в игре или замечательно пел И только потом объяснить, что прочитать стихотворение он пока стесняется, ему страшно, ему страшно одному стоять перед полным залом, но если поддержать малыша, все обязательно получится. Нужно предложить маме или папе подобрать для следующего праздника несложное стихотворение, которое они смогли бы рассказать вместе. При необходимости нужно помочь им в этом. Объяснив родителям, что. Создав для ребенка ситуацию успеха. Они помогут преодолеть ему временные трудности.

  Таким образом, чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.

  Поскольку в процессе общения педагога с семьями воспитанников решаются познавательные и личностно — развивающие задачи, данный процесс правильнее будет называть педагогическим общением.

   Можно выделить два вида общения с родителями:

  •   групповое (фронтальное ) общение — подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  • дифференцированное педагогическое общение — подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким — либо основаниям.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может практически любой педагог.

  Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

  Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  • психолого — педагогической подготовленностью;
  • коммуникативной культурой педагога;
  • личностной психологической подготовленностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение (общение двоих) и вовсе невозможно наладить.

  Обладает ли современный воспитатель всем набором указанных качеств? По признанию исследователей, к сожалению нет. Большинство из них отмечают достаточный уровень психолого — педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

  Основу коммуникативной культуры составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:

  • коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
  • идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитателя с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

   Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно в этом помогает техника «Я – сообщения», разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

  С помощью «Я- сообщения» можно не только выразить чувства, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение.

  «Я – сообщение» состоит из четырех частей. Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведение человека, которое вызывает  у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слов «когда». « Когда я вижу, что…», «Когда я слышу…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части «Я – сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.

  Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение и т. д.).

  В третьей части «Я – сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение. Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как ваш партнер по общению может изменить свое поведение.

 Например:

  • Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! – неверный вариант.
  • Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы, - верный вариант.

Конечно, чтобы пользоваться данной техникой, нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для воспитателя естественным навыком общения.

 Необходимо, чтобы педагог уделял огромное внимание следующим критериям:

  • культуре общения;
  • соблюдению уважительного отношения к личности собеседника;
  • отказу от форм конфликтной субкультуры;
  • выражению интереса к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрению его к высказываниям.

Практический семинар для воспитателей

«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

 

Упражнение «Яблоко и червячок»

Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Чтобы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог – родитель»

А теперь поговорим с вами о конфликте в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

 Вместе с тем, признав конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

 Причины конфликта различны: несоответствие целей. недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон , низкая культура поведения и др.

  Специалисты . как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

  • возникновение конфликта (появление противоречия);
  • осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
  • конфликтное поведение;
  • исход конфликта.

Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций

Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.

Модель «Способы выхода из конфликтной ситуации»

(раздать участникам семинара)

       Конкуренция                                   Сотрудничество

                 ●                                         ●  

                        Компромисс

                             

       Избегание (уклонение)                     Приспособление

                ●                                              ●

_________________________________

Внимание к интересам собеседника

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

 Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Способы  разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей.

(раздать участникам семинара)

Стиль

Сущность стратегии

Условия применения

Недостатки

Соревнование

Стремление добиться своего в ущерб другому

Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.

Необходимость срочного разрешения конфликта

Испытание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.

Большая вероятность испортить отношения

Уклонение

Уход от ответственности за принятие решений

Исход не очень важен.

Отсутствие власти. Желание выиграть время

Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Приспособление

Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов

Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты.

Отсутствие власти

Нерешенность конфликта

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок

Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.

Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей

Получение только половины ожидаемого.

Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников

Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта.

Заинтересованность обеих сторон.

Четкое понимание точки зрения противника.

Желание обеих сторон сохранить отношения

Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха

 В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».

Примеры ответов участников семинара:

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Таким образом, грамотное использование приемов педагогического общения позволит воспитателям и родителями избежать возникновение сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле – воспитании и развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Технология педагогического общения».

Общение – сложный, многоплановый процесс установления  и развития контактов между людьми, осуществляемый знакомыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей  ...

Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Деловая игра "Технологии педагогического общения с родителями""

Цель деловой предлагаемой деловой игры для педагогов: применение теоретических знаний по технологиям педагогического общения с родителями в практических действиях....

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний с применением технологий педагогического общения.

laquo;Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве»....

«Совместные тематические акции, как технология педагогического общения с семьями воспитанников»

laquo;От того, как прошло детство, кто взял ребенка за руку в детские годы, что в его разум и сердце вошло из окружающего мира – от этого, в решающей степени зависит каким человеком станет сего...