Доклад на тему: «Технология педагогического общения».
консультация по теме

Биктагирова Татьяна Александровна

Общение – сложный, многоплановый процесс установления  и развития контактов между людьми, осуществляемый знакомыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей  в себя обмен информацией,  выработку единой стратегии  взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный   на значимое изменение в состоянии, поведений личностно – смысловых образованиях его субъектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Технология педагогического общения».

                                 

Подготовил доклад: Биктагирова Т.А.

                                                      2008год.

        Общение – сложный, многоплановый процесс установления  и развития контактов между людьми, осуществляемый знакомыми средствами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающей  в себя обмен информацией,  выработку единой стратегии  взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и направленный   на значимое изменение в состоянии, поведений личностно – смысловых образованиях его субъектов.

         В одних случаях общение рассматривается как форма жизнедеятельности, в других  - как определённая сторона деятельности, а также интерпретируется  в особый вид деятельности – коммуникативный, который вступает самостоятельно на определённом этапе онтогенеза  и обладает всеми элементами, свойственными деятельности вообще: действиями,  операциями, мотивами.

       Педагогическое общение  имеет те же характеристики, что и общение в целом, но его специфичность  и соответственно цель  является целенаправленная  передача  опыта.  С другой стороны, реципиентом получаемой информации является, развивающаяся, формирующаяся личность.  От правильного построения диалога преподавателя  с обучаемым, от его коммуникативных навыков зависит, какими знаниями, умениями и навыками будет обладать индивид, на сколько будут развиты его способности, какими окажутся социально – психологические характеристики личности.

       Структуру общения можно охарактеризовать тремя взаимосвязанными сторонами:

  1. коммуникативный – обмен информацией  между общающимися.
  2. интерактивной – организация взаимодействия между общающимися или обмен знаниями, идеями, мнениями и действиями.
  3. перцептивной -  процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Если определить общение как взаимодействие двух или более людей, направленных на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата , то можно выделить следующие функции  общения: организацию совместной деятельности,  формирование и развитие межличностных отношений, познания людьми друг друга (М. И. Лисицина)

 Основой педагогической  технологии общения:

  • «открытие ребёнка на общение»  направлено на создание педагогом комфортных условий для проявления ребёнком познавательной творческой активности во время совместной деятельности;
  • «соучастие ребёнка в общении» реализуется через операции демонстрации расположенности,  проявление интереса, оказание помощи;
  • «возвышение ребёнка в общении» происходит как стимулирование, поднятие значимости, поддержание оптимистического рубежа.

Процесс  педагогического общения можно представить такой формулой

«деятельность – взаимодействие – общение – контакт»

С точки зрения общения разделяется на  следующие виды (А.А. Леонтьев) * социально ориентированное общение

* групповое предметно ориентированное общение

* личностно ориентированное общение

Предложенные виды общения проиллюстрируем применительно к педагогической  ситуации.

Резонансное общение  возникает,  когда партнёры понимают друг друга  и обмениваются личностно – смысловой  информацией на основании возникших от восприятия чувств. (поддакивают, кивают, появляются вопросы к воспитателю)

Стегматное общение не предполагает раскрытие внутреннего мира  партнёров, происходит с использованием особых знаков. (у детей есть своя система общения, понятная только им, а педагог воспринимает её как неуважение к нему)

Этикетное общение оформляется за счёт соблюдения определенных ритуалов ( приветствие, прощание )

Раппортное общение  возникает между родителями и детьми, связанное с незрелостью личности или отсутствием у него свободы выбора. (педагог делает нравоучительное замечание )

Референтное общение  возникает тогда, когда получаемая информация оценивается  с собственных, личных позиций индивида. ( для повышения познавательной активности на занятии намеренно создаётся ситуация такого общения, предолгая детям проблемные вопросы, требующие высказывания собственной позиции)

      Педагог и ребёнок  в общении партнёры, которые должны обладать набором определённых коммуникативных умений, навыков и культурой.

      К основным коммуникативным качествам относятся

    _ волевые качества,  умение управлять своим поведением.

    _  внимание, особенно наблюдательность, переключаемость.

    _ социальная перцепция, или  чтение по лицу.

    _ умение понимать, а не только видеть, адекватно моделировать личность ребёнка, его психическое состояние  по внешним признакам.

    _ умение подать себя в общении с детьми.

    _ умение оптимально строить свою речь в психологическом плане.

    _ умение речевого и не речевого контакта с ребёнком.

Коммуникативные навыки (Л.А.Поварницина):

_навык правильного общения к партнёру: прямое выражение своих желаний  без принуждения, угроз  или извинения.

_ навык отказа партнёру: прямое, недвусмысленное отклонение просьбы  партнёра с указанием причины отказа.

_ навык выражения одобрения : прямое выражение позитивных чувств в адрес человека или действий.

_ навык выражения неодобрения: прямое выражение неудовлетворения или неодобрения действий человека.

_навык эмпатии: выражение понимания позиции, чувств партнёра.

_ умение попросить обратную связь: прямое обращение к партнёру с просьбой высказать его позицию, мнение относительно ваших действий.

 

Коммуникативные знания, умения, навыки.

_ знание психологических особенностей человека, помогающее разбираться в людях,  верно оценивать и интерпретировать их   состояние, поведение, настроение.

_ знание тех препятствий, которые мешают правильному восприятию  и соответствующей оценке   другого человека, достижению нравственно  психологического единства людей, и путей устранения препятствий.

_ умение, способность точно откликаться  на психологические состояния  другого человека и его поведения.

_ умение выбирать по отношению к каждому такую форму обращения, которая отвечала бы его  индивидуальными особенностям и в то же  не расходилась с требованиями и нормами морали.

_ знание и умение требования этикета в проявлении уважения к другим людям.

_ постоянная направленность на другого человека.

     Определение профессионально – педагогического общения должно характеризовать сущность отношений, складывающихся между воспитателями и воспитуемыми в процессе взаимодействия.  

    В отношении с окружающими, в поведении людей делят на три альтернативные пары.

Доминант – недоминант. Доминант - жесткий, без комплексов, давящий. Недоминант -  противоположное поведение  и реакции: робкий, стеснительный, легко подчиняемый.

Мобильный – регидный.  Мобильный партнёр легко переключается, не может долго сосредотачиваться на одной теме.

Экстраверт – интроверт. Экстраверт – направленный на других, интроверт – направленный на себя.

       Помимо типологических особенностей, характер отношений воспитателя с воспитуемыми определяются рабочими позициями воспитателя.

_ позиция «Я – Я» отражают  личностные и профессионально – педагогические качества воспитателя, позволяющие ему осознать себя и отрегулировать своё развитие.

_ позиция «Я – Он»  обозначает внутренний контакт «воспитатель – воспитуемый»; направлена на понимание внутреннего мира  другого человека  и установление  позитивного, дружественного контакта с ним.

_ позиция « Я – Мы» отражает личностно  профессионально – педагогические  особенности преподавательской деятельности.

 

По закону направленности отношения между преподавателями и студентами можно обозначить как:

_ взаимно – положительные – психологическая совместимость, оказание помощи и просьбы о помощи.

_ взаимно – отрицательные  - конфликтогенные, возникают как следствие коммуникативной некомпетентности педагога как следствие   деформации его личности. Нужно в корне изменить отношение к студенту, т.е. поменять свою позицию, а это непросто.

_ односторонне – положительно – отрицательные неустойчивые, нестабильные, возникают как следствие штампов  в общении: предвзятость поведенческих реакций, следование строго запланированной схемы, закрытость.  Трудно уйти от таких отношений, так как требуются позитивный настрой и преодоление разнообразных барьеров общения.

_ противоречиво – положительные, возникают, когда колеблются симпатии и антипатии. Основа таких отношений это педагогический такт воспитателя.

_ односторонне – противоречиво – отрицательные  и взаимно – противоречивые отношения – отношения со знаком минус,  их трудно преодолеть.

_ объект – объектные отношения, обезличивают процесс общения  и сводят его к формальности, поэтому нет не эмоций, ни прочности в знаниях.

     Общение пронизывает все стороны формирования личности, формы его многообразны и определяются, характером общественных отношений. Человек в процессе общения испытывает на себе влияние окружающих, сам при этом оказывая определенное влияние на них.

    Стиль педагогического общения.

Стиль общения представляет собой индивидуально – типологические особенности взаимодействия воспитателя и воспитуемого, выражает коммуникативные  возможности воспитателя, а также достигнутый уровень взаимоотношений воспитателя и воспитуемого.

    6 стилей общения.

1. Доверительно – диалогический – характеризуются высокой степенью активности, эффективность общения, педагогическим оптимизмом, его стремление сотрудничать с детьми, индивидуальному подходу, профессиональному и личностному росту.

2. Альтруистический – выражается в полной самоотдаче воспитателя с детьми, отзывчивость и понимание детей. Слабые моменты этого стиля общения – слабея  рефлексия, отсутствие  стремления к личностному росту, слабая активность воспитателя.

3. Конформный – поверхностное депроблематизированным общением с детьми, недостаточной выраженностью педагогических и коммуникативных целей у воспитателя, внешняя доброжелательность сочетается с внутренним   безразличием или тревожностью педагога, низкая самооценка педагога.

4. Пассивно -  индифферентный – подчёркнутая дистанцированность, замкнутость педагога, низкая чувствительность к состоянию детей, высокая самооценка и, наоборот, скрытое неприятие результатов общения.

5. Рефлексивно -  манипулятивный  -  это эгоцентрическая направленность личность педагога, высокая требовательность и потребность в достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон ребёнка  в сочетании  с собственной закрытостью, неискренность.

6. Авторитарно – монологический  - ориентация педагога на принуждение, требовательность согласия с педагогом при игнорировании собственной точки зрения отдельного ребёнка или целой группы в целом, стереотипизацией педагогический действий.

    Особенности педагогического общения с дошкольниками.   

    На протяжении всего дошкольного возраста взрослые выступают для ребёнка значимым объектом окружающего мира.  Длительная автономия диады «ребёнок – взрослый»  может привести к деформации детской личности.

_интерес к сверстнику рано становится важнейшей социогенной потребностью ребёнка.

_ взаимодействия ребёнка со взрослым, статус каждой из сторон осознаётся по – разному : ребёнок способен к субъектное – субъектному восприятию этого взаимодействия, взрослый чаще всего воспринимает ребёнка как объект своих действий.

   Взаимодействия ребёнка со взрослым и при взаимодействии ребёнка со сверстниками является непосредственно – эмоциональная форма общения.

       Структура взаимодействия детей.

Когнитивный  осознание и принятие цели взаимодействия как общей, планирование действий и способов их достижений.

Эмоциональный стремление ребёнка взаимодействовать со сверстниками, в желании или нежелании принять мотивы действий партнёров, эмоциональное отношение к партнёру, переживании удачи или не удачи взаимодействия с партнёром.

Операционный  осознание цели взаимодействия, системы индивидуальных взаимодействий  и действий по согласованию индивидуальных операций, коррекции действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей.

        Уровни взаимодействия детей.

Эмоциональный уровень – базовый и наиболее доступный уровень общения.

Эмоциональный – деловой  уровень – теперь он стремится к контакту с  эмоционально привлекательным  ровесником   в условиях какого – либо предметного действия. Сверстнику   делегируются  функции взрослого партнёра.

Когнитивно – деловой уровень -   ребёнок осознал преимущество избирательного партнёрства, овладел уровнем разнообразных действий.  На этом этапе формируются важнейшие компоненты предметного взаимодействия детей: цели, деловые мотивы, предметные действия и действия по их согласованию, коррекции и оценке. Избирательность касается больше содержания деятельности, нежели партнёра.

Личностный уровень- характерен для старшего дошкольника. Взаимодействия со сверстниками приобретает достаточно структурный характер. Ребёнок относится избирательно к деятельности и сверстникам, исходя из этого   строит отношения с другими детьми.   В совместной деятельности  проявляется творчество, осознаётся статусное положение  в группе сверстников.

     В связи с обозначенными моделями взаимодействия педагог может наметить направления в развитии общения детей в группе сверстников: возникновения и развития  у ребёнка   потребности в общении с другими детьми; усложнение мотивации общения; развитие индивидуального стиля общения.    

       Таким образом, знание педагогом вышеперечисленных  особенностей общения в дошкольном возрасте позволяет приблизиться к реализации личностного ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребёнком, реализуя цель общения: психическую защищённость, доверие ребёнка к миру, формирование базисной культуры, развитие индивидуальности ребёнка, выделяя центральными такие способы общения, как понимание, признание и принятие личности, избирая как тактику общения с ребёнком сотрудничество на основе разнообразия стиле общения, высказывая личностную позицию: уважение на основе учёта интереса ребёнка, с взглядом на него как на полноценного партнёра по общению.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Технология активации творческой деятельности как компонент здоровьесберегающей технологии"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государсвта. В современной школе абсолютно здоровых детей практически нет. Как сделать процесс обучения эфекти...

Доклад на тему: «Технология проектной деятельности в ДОУ»

Технология проектной деятельностив ДОУ...

Доклад по теме: "Технология проектной деятельности"

Материал предназначен для педагогов детского сада....

Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».

Для успешного решения задач экологического воспитания   в своейработе использую метод мнемотехники.  Мнемотехника    (в  переводе  с  греческого -  &l...

Доклад на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду» Воспитатель: Клементьева А.А.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развити...

Доклад по теме:"Технология ручного вышивания на пластиковой канве"

Пояснительная запискаЧем свободнее ребёнок владеет пальцами рук, тем лучше развито его мышление и речь. Вышивка - одно из самых древних и наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусс...

Доклад на тему «Технология проектной деятельности в ДОУ как основа повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников»

Доклад для выступления на 16-х городских педагогических чтениях: «Профессионализм педагога – залог качественного образования».На тему: «Технология проектной деятельности в...