Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)
Для успешного решения задач экологического воспитания в своей
работе использую метод мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_mnemotehnike.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».
Подготовила воспитатель:
Резаева Ирина Александровна
2019г
К.Д.Ушинский писал:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких с картинками, и он их усвоит на лету”.
Для успешного решения задач экологического воспитания в своей
работе использую метод мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании -обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
Данная технология, как показывает, моя практика при ознакомлении детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять содержание знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей при познании мира природы, что положительно сказывается на процессе формирования у дошкольников положительного отношения к миру природы.
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Развивать память - значит, обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.
Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Осваиваются приемы мнемотехники обучающимися постепенно. Разучиваются сначала простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
- Сначала осваивают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
- Далее, детей знакомят с мнемодорожками, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
- Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания,
восприятия, мышления (особенно образного);
2.Кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);
3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение
явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.(раньше их
называли «схема – алгоритм). Изображаю так, чтобы нарисованное было
понятно детям.
Работу с мнемотаблицами веду по следующим этапам:
1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем
абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).
3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по
заданной теме.
Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем другие средства наглядности.
Также при создании мнемотаблиц я начала использовать интерактивную доску. Всё это поспособствовало увеличению интереса и активности детей, развитию коммуникативных способностей, что играет огромную роль в группе коррекционной направленности.
Использование ИКТ на занятиях позволило перейти от объяснительно
-иллюстрированного способа образования к деятельностному, при котором ребенок стал активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Дети сами моделируют различные экосистемы, жизненные ситуации (правила поведения в лесу) и т.д. Рисуют объекты с помощью инструментария интерактивной доски или собирают по темам картинки, созданные в реальном мире и перенесённые на интерактивную доску с помощью технических средств.
А еще для повышения интереса детей к мнемотехнике я стала использовать дидактическое пособие «Логико- малыш». Разнообразие карточек позволяет применять это пособие , по очень многим актуальным экологическим темам.
В своей работе я использую алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах ,
мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие
таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе), «Правила поведения в лесу (на водоеме)», мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Часто используются мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
Таким образом, использование методов мнемотехники:
- облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
- позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
- ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на родительском собрании на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников»
выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании дошкольников»....
Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...
Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».
Влияние сказки на воспитание и развитие детей....
Доклад к педсовету на тему: «Гендерные аспекты в воспитании дошкольников»
Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разру...
Доклад на тему: "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"
Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют зна...
Доклад на педагогический совет на тему "Полихудожественный подход в воспитании дошкольников"
Полихудожественный подход в воспитании дошкольников. С точки зрения музыкального руководителя....
Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»
Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт ...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Очень интересная технология!
Очень интересная технология! Спасибо за Ваш труд!
Ирина Александровна на
Ирина Александровна на следующую конференцию, самое оно.