Доклад на тему: «Технология мнемотехники в экологическом образовании и воспитании дошкольников ».
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Резаева Ирина Александровна

Для успешного решения задач экологического воспитания   в своей

работе использую метод мнемотехники.  Мнемотехника    (в  переводе  с  греческого -  «искусство   запоминания») - это  система  различных  приёмов, облегчающих  запоминание  и  увеличивающих  объём  памяти  путём образования  дополнительных  ассоциаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_mnemotehnike.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области

                               

Доклад на тему:                                   «Технология  мнемотехники в экологическом  образовании  и воспитании   дошкольников ».

Подготовила воспитатель:

Резаева Ирина Александровна

        2019г

                                                    К.Д.Ушинский писал:

                                                                              “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным                                                                          ему пяти словам – он будет долго и  напрасно                                                                                                                                                                                                           мучиться,  но свяжите двадцать таких                                                                                                                                                                                                                                                          с картинками,  и он их усвоит на лету”. 

Для успешного решения задач экологического воспитания   в своей

работе использую метод мнемотехники.  Мнемотехника    (в  переводе  с  греческого -  «искусство   запоминания») - это  система  различных  приёмов, облегчающих  запоминание  и  увеличивающих  объём  памяти  путём образования  дополнительных  ассоциаций. 

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании -обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

   Данная  технология, как  показывает, моя  практика   при    ознакомлении  детей  с  природой  позволяет  постепенно и последовательно усложнять  содержание  знаний об объектах природы, а также активизировать самостоятельную  познавательную   деятельность  детей  при  познании  мира   природы,  что  положительно сказывается на процессе   формирования   у   дошкольников   положительного  отношения   к  миру  природы.

    Ребёнок  с  опорой   на   образы    памяти  устанавливает  причинно-следственные  связи, делает  выводы.  Развивать  память  -  значит,  обеспечить  развитие  всей  умственной  деятельности  дошкольника.                        Использование   мнемотехники  для дошкольников  в  настоящее  время  становится  всё  более  актуальным.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы.  Осваиваются приемы мнемотехники обучающимися постепенно. Разучиваются сначала простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:

  • Сначала осваивают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, детей знакомят с  мнемодорожками, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала  мнемотаблиц.

  Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно

сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания,

восприятия, мышления (особенно образного);

2.Кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

     Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение

явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.(раньше их

называли «схема – алгоритм). Изображаю так, чтобы нарисованное было

понятно детям.

Работу с мнемотаблицами веду по следующим этапам:

1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней

изображено.

2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем

абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по

заданной теме.

Что можно изображать в таблице. В таблице схематически возможно изображение явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при решении задач, требующих установления связей и отношений между предметами и явлениями, ребенок постепенно переходит от внешних ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы. Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–действенной формы мышления складывается наглядно–образная форма мышления. Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Данная  технология  основана  на  принципе  замещения реальных  объектов  предметами, знаками, схематическими  изображениями. С  моей  точки  зрения  технология  мнемотехники в экологическом  образовании  занимает  особое  место, т. к. помогает  лучше  абстрагировать     существенные  признаки  объектов, связи  и  отношении  разной  степени  сложности, чем  другие  средства  наглядности.

Также при создании мнемотаблиц  я  начала использовать интерактивную доску. Всё это поспособствовало увеличению интереса  и  активности детей, развитию  коммуникативных способностей, что играет  огромную  роль  в  группе  коррекционной направленности.

Использование  ИКТ  на  занятиях  позволило перейти  от  объяснительно

-иллюстрированного  способа  образования к  деятельностному,  при  котором ребенок  стал  активным  субъектом,  а  не пассивным  объектом  педагогического воздействия. Дети сами   моделируют  различные  экосистемы,  жизненные  ситуации (правила поведения в лесу) и т.д.  Рисуют  объекты с помощью инструментария интерактивной доски или собирают по темам картинки, созданные в реальном мире и перенесённые на интерактивную доску с помощью технических средств.

  А еще для повышения  интереса детей к мнемотехнике я стала использовать дидактическое  пособие «Логико- малыш». Разнообразие карточек   позволяет применять это пособие ,  по очень многим актуальным экологическим темам.

В своей работе я использую  алгоритмы процессов ухода  за  комнатными растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы  для  описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах ,

мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие

таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе), «Правила поведения в лесу (на водоеме)», мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Часто используются  мнемотаблицы при разучивании стихотворений.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

  • облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
  • позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
  • ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
  • развивает творческое познание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании на тему «Роль этикета в воспитании дошкольников»

выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании дошкольников»....

Доклад к педсовету на тему: "Роль нравственно-патриотического воспитания дошкольников: пути и средства"

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе нравственно-патриотические п...

Доклад на тему:«Сказка в системе воспитания дошкольников».

Влияние сказки на воспитание и развитие детей....

Доклад к педсовету на тему: «Гендерные аспекты в воспитании дошкольников»

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разру...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"

Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют зна...

Доклад на педагогический совет на тему "Полихудожественный подход в воспитании дошкольников"

Полихудожественный подход в воспитании дошкольников. С точки зрения музыкального руководителя....

Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт ...


 

Комментарии

Кулагина Ирина Александровна

Очень интересная технология! Спасибо за Ваш труд!

Плиско Ксения Михайловна

Ирина Александровна на следующую конференцию, самое оно.