Доклад на тему: "Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников"
учебно-методический материал

Калгина Марина Николаевна

Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы, а также связях и отношениях между ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников»

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».

Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, загрязнённые моря, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла  –  вот наше наследство.

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

 В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Для этого необходимо:

Формировать у детей элементарные знания о   природе: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Необходимо развивать  у детей трудовые навыки  и умения. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Важно воспитывать у детей любовь к природе и понимания необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы, а также связях и отношениях между ними.

Очень эффективно, когда все эти направления интегрируются в одной ООД. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.                        

         Цель экологического воспитания в ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

          Одним из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо детям предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными.

         Можно сказать, что содержание экологического воспитания включает в себя два блока.

        1блок – работа с детьми.

         1) В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей  с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

         2)  Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке используются следующие оборудования: ящик с песком, бассейн, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.

          3) Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовали опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

         4)   Циклы наблюдений за объектами уголка природы и участка детского сада – еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке (январь – февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль – март); за пробуждением одуванчиков на участке (апрель – май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). 

            Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, – одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

5) Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

6) Часто в образовательной деятельности используется художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы с целью донести до детей смысл произведения.

7) Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

2 блок – работа с родителями. 

Только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, экологически грамотного.

Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются:

• ООД;

• Совместная деятельность взрослого и ребенка;

• Самостоятельная деятельность ребенка;

• Экскурсии и наблюдении;

• Ознакомление с окружающим;

• Изобразительная деятельность;

• Игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы экологического воспитания дошкольников

Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения,...

«Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников. Требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

В данной статье раскрывается актуальность проблемы эколгичсекого воспитания в детском саду, а так же требования ФГОС ДО к реализации образовательной области «Познавательное развитие»....

Методическая разработка «Проблемы экологического воспитания дошкольников в современном образовании»

Данная публикация разъяснит педагогам какие проблемы экологического воспитания дошкольников существуют в современном образовании....

проблема экологического воспитания дошкольников

в докладе рассказывается о  том, как привить любовь детей к экологическому воспитанию, как сделать проект по экологии, приведены примерные темы проектов...

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников

Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождя...

Проблема экологического воспитания дошкольника

Проблема экологического воспитания дошкольника...

Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе

Проблема экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе...