Статья "Многофункциональный родительский клуб в детском саду - новая форма взаимодействия с семьёй"
статья

Чулкова Ирина Валерьевна

Разработка моделей новых форм работы по оказанию методической, психолого-педагогической, практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением государственной образовательной политики в области образования. Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим институтом социализации ребёнка, столь же значимым, как и семья.  Поэтому создание единой платформы взаимодействия «педагог-семья-ребёнок» является актуальным.

На сегодняшний день востребованы группы адаптации детей раннего возраста, консультативные пункты, лекотеки и т.п. Необходимы новые разработки в данном направлении, поскольку при современном динамичном ритме жизни общества у детей наблюдается дефицит общения со сверстниками, родителями и другими значимыми для ребёнка взрослыми. У родителей возникают сложности при воспитании детей, и, как следствие, ощущается потребность в профессиональной консультативной и практической помощи.

В нашем дошкольном учреждении разработана и введена новая практика: многопрофильный клуб «Развиваемся вместе» для родителей воспитанников всех возрастных групп детского сада.

Новаторство этой идеи в том, что деятельность клуба осуществляется на площадках (секциях) разной направленности, что позволяет привлечь большую аудиторию родителей, заинтересовать их деятельностью детского сада, вовлечь в образовательный процесс, познакомить с программами дополнительного образования дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многофункциональный родительский клуб в детском саду

- новая форма взаимодействия с семьёй

Чулкова Ирина Валерьевна

МБДОУ № 39 г. Канск

Разработка моделей новых форм работы по оказанию методической, психолого-педагогической, практической помощи семьям, имеющим детей дошкольного возраста, является приоритетным направлением государственной образовательной политики в области образования. Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим институтом социализации ребёнка, столь же значимым, как и семья.  Поэтому создание единой платформы взаимодействия «педагог-семья-ребёнок» является актуальным.

На сегодняшний день востребованы группы адаптации детей раннего возраста, консультативные пункты, лекотеки и т.п. Необходимы новые разработки в данном направлении, поскольку при современном динамичном ритме жизни общества у детей наблюдается дефицит общения со сверстниками, родителями и другими значимыми для ребёнка взрослыми. У родителей возникают сложности при воспитании детей, и, как следствие, ощущается потребность в профессиональной консультативной и практической помощи.

В нашем дошкольном учреждении разработана и введена новая практика: многопрофильный клуб «Развиваемся вместе» для родителей воспитанников всех возрастных групп детского сада.

Новаторство этой идеи в том, что деятельность клуба осуществляется на площадках (секциях) разной направленности, что позволяет привлечь большую аудиторию родителей, заинтересовать их деятельностью детского сада, вовлечь в образовательный процесс, познакомить с программами дополнительного образования дошкольников.

Для определения потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников нашего дошкольного учреждения было проведено анкетирование. Установлено, что многие родители не имеют полного представления о целях и особенностях работы с детьми в ДОУ, специфики взаимодействия с детьми, работе воспитателя. Большинство родителей заинтересованы в расширении сферы взаимодействия семьи и ДОУ, и желает приобрести необходимые педагогические компетенции для воспитания и развития своего ребёнка.

Цель работы клуба «Развиваемся вместе»: оказание психолого-педагогической, практической помощи родителям воспитанников и повышения, таким образом, их компетенций в вопросах социализации, воспитания, развития и образования детей.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • Создаются комфортные условия для общения родителей друг с другом и педагогами.
  • Выстраиваются доверительные, доброжелательные взаимоотношения всех участников образовательного процесса;
  • Планируется и реализуется согласно перспективному плану деятельность по повышению педагогических и коммуникативных компетенций у родителей.
  • Формируются представления родителей (законных представителей) о методах игрового взаимодействия с детьми.
  • Формируется умение родителей (законным представителям) использовать адекватные средства общения с ребёнком.

Обозначенные задачи решаются при помощи разнообразных методов: занятия, показ приёмов и техник, деловые игры, беседы, метод положительного личного примера, анкетирование, диагностика, рефлексия.

Такая форма взаимодействия является обоюдовыгодной. Родители обретают опыт в сфере конструктивного сотрудничества с собственными детьми, другими воспитанниками, сотрудниками ДОУ. Педагоги получают возможность увидеть корень многих детских проблем, получая информацию о взаимоотношениях в семьях воспитанников.

В настоящее время в клубе функционируют 4 площадки:

  1. «Студия декора» - совместные занятия прикладным творчеством и игры для детей и родителей, организатор: воспитатель.
  2. «Мир красок» - совместные занятия для детей и родителей по нетрадиционным техникам рисования, организатор: воспитатель.
  3. «Психолог-и-я» - занятия психологического развития и деловые игры для родителей, организатор: педагог-психолог.
  4. «Степ-аэробика» - совместные занятия по степ-аэробике для детей, родителей и педагогов, организатор: воспитатель.

Тематика клуба «Развиваемся вместе» была определена направлениями дополнительных программ образования, которые реализуются в МБДОУ 39. Авторы этих программ привлечены в качестве организаторов площадок клуба, они разработали перспективные планы и приступили к их реализации.

Каждая площадка работает 1 раз в месяц в течение часа по подгруппам.  1 подгруппа – родители воспитанников младшего и среднего дошкольного возраста (30 мин), 2 подгруппа – родители воспитанников старшего дошкольного возраста – (30 мин). Таким образом, клуб осуществляет свою деятельность еженедельно на разных площадках.

Модель многопрофильного клуба для родителей в среде ДОУ корректируется и совершенствуется в процессе работы. Эффективность деятельности клуба отслеживается посредством опросов и анкетирования, бесед и непосредственных наблюдений педагогов. Сегодня можно отметить, что эта форма взаимодействия с участников образовательного процесса даёт положительные результаты:

  • растёт заинтересованность родителей в приобретении необходимых компетенций по вопросам воспитания, образования и развития своих детей;
  • повысился уровень умений целевой группы в области позитивного, культурного, бесконфликтного общения;
  • повышается уровень информированности, внимания и понимания родителей воспитанников по вопросам дошкольного образования;
  • выстраиваются доверительные взаимоотношения семьи и ДОУ;
  • наблюдается рост уважения к труду воспитателей, укрепление авторитета педагога;
  • возросла удовлетворённость родителей деятельностью образовательного учреждения;
  • мобилизуется творческая активность родителей и желание принимать участие в совместных с детьми выставках, конкурсах и других мероприятиях;
  • повысился уровень профессиональной компетенции педагогов нашего дошкольного учреждения по вопросам организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, посещая наш клуб, родители не только получают консультативную и методическую помощь. Они включены в образовательный процесс изнутри и имеют возможность приобрести педагогические умения, попробовать себя в новых видах развивающей деятельности вместе с ребёнком, познакомиться с некоторыми техниками прикладного и изобразительного творчества. Деятельность педагогов направлена на то, чтоб помочь детям успешно социализироваться, а родителям - развить свой педагогический потенциал.

Столь актуальная тема будет совершенствоваться и в дальнейшем. Планируется, что клуб для родителей «Развиваемся вместе» расширит свою тематику и географию.  Рассматривается перспектива сетевых коопераций для развития тематики клуба. Итоги, наработки, анализ достижений данной практики будут использованы для совершенствования образовательных и воспитательных методик в области сотрудничества ДОУ с родителями и применения этих методик  в деятельности образовательных организаций.

Библиографический список

  1. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. Санкт-Петербург: КАНОН ПЛЮС, 2019, 272 с.

  2. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй: методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2018. 128 с.

  3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Москва: ТЦ Сфера, 2019. 112 с.

  4. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методические рекомендации. Москва: ТЦ Сфера, 2019. 112 с.

  5. Логинова Е. В., Шиврина Е. В., Александрова И. А. Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями с целью оптимизации детско-родительских отношений как условие личностного развития ребёнка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 79-84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7304/ (дата обращения: 05.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно-родительский клуб в детском саду №1224.

Спортивно-родительский клуб "Олимпийские резервы". *Направление работы спортивно-родительского клуба. *Основные задачи. *Принципы работы. *Планирование работы клуба по месяцам. Досуги, спортивные ...

Родительский клуб в детском саду

Родительский клуб - это перспективная форма работы с родителями. Его цель - повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей, сохранение и укрепление здоровья дошк...

Социально-педагогический долгосрочный мультипроект в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей имеющих детей" Родительский клуб в детском саду «Дари добро»

Актуальность проекта. С 2019 по 2024 год в Красноярском крае реализуется региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Цель этого проекта – создание условий для повышения ком...

Деятельность родительских клубов в детском саду

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество...

Тема: Детское телевидение-новая форма взаимодействия с воспитанниками и родителями в ДОУ»

Мы живем в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека, использование ИКТ расширяет возможности и способствует интеллектуальному развитию ребенка, создает условия для обогащения е...

сценарий заседания родительского клуба в детском саду тема «Мой дом - моя крепость».

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Положительный результат в успешной социализации ребёнка возможен при создании единого сообщества «семья-дети-педагоги&raq...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего ...