Кружок "Говорящие пальчики"
методическая разработка

Ермолаева Анастасия Андреевна

Цель:

Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

- формирование практических умений и навыков.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание,

- логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, целенаправленность и интерес к данному виду деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govoryashchie_palchiki.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

для детей от 1 до 2 лет.

«Говорящие пальчики».

Пояснительная записка:

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д.  Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Цель:

Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

- формирование практических умений и навыков.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание,

- логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, целенаправленность и интерес к данному виду деятельности.

Предполагаемый результат:

  1. развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  2. развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
  3. способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах.

Этапы разучивания игр:

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

Методическое обеспечение программы: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 5-10 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.

Приёмы и методы: 

  • разучивание потешек;
  • использование атрибутов к пальчиковым играм;
  • применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Необходимые материалы и оборудования для кружка:

  •  резиновые игрушки, мячики (ежи);
  • фигурки пальчикового театра и др.
  • картотека пальчиковых игр;
  • фонотека (классические произведения, детский репертуар).

   Учебно – тематический план.

№ п/п

                                        Тема

Количество занятий

теория

практика

1

Пальчиковая игра «Снежинки»

1

2

Пальчиковая игра «Семья»

1

3

Рассматривание матрешки

0,5

0,5

4

Пальчиковый театр «Колобок»

0,5

0,5

5

Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками.

1

6

Игра «Ладушки ладошки»

1

7

Пальчиковый театр «Курочка ряба»

0,5

0,5

8

Пальчиковая игра «Пирожки для мамы»

1

9

Пальчиковая гимнастика «Зайчики»

1

10

Игра «Чудесный мешочек»

0,5

0,5

11

Пальчиковая игра «Зайчик серенький»

1

12

Играем с пирамидкой

0,5

0,5

13

Пальчиковая игра «Замок»

1

14

Пальчиковая игра «Капают капельки»

0,5

0,5

15

Игра «Плывет, плывет кораблик»

1

16

Пальчиковый театр «Репка»

1

Всего:

16  занятий

Литература:

1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.

2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.

3. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и  упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.

4. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.

5. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.

6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.

Сведения об авторе: воспитатель Ермолаева Анастасия Андреевна. В данное время работаю с детьми 1 – 2 лет. По этой программе работаю первый  год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...