Рекомендации родителям дошкольников по развитию речи
консультация (средняя группа)

Лиханова Ольга Ивановна

Уважаемые родители!
• Развивая речь ребенка, вы способствуете развитию его интеллектуальной и эмоциональной сферы, тем самым создавая залог успешности обучения в школе.
• Речь ребенка развивается в подражании. Будьте примером для своего ребенка.
• Связная речь, способность формулировать мысли рождается в диалоге. Учите своего ребенка вести диалог.
• Работа по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения решает задачи по подготовке к обучению грамоте.
• Формирующаяся в этом возрасте интеллектуальная, то есть планирующая функция речи является составляющей деятельности общения.
• В старшем дошкольном возрасте высок уровень развития лексики. В речи ребенка появляются синонимы, антонимы, сравнения.
• Для формирования лексических и грамматических навыков необходимо внимательно выслушивать ответы ребенка, помогая высказывать мысли, находить более точные слова.
• Словарный запас расширяется за счет получения новых впечатлений, в различных видах деятельности.
• Для обучения монологической речи учите ребенка рассказывать или пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять рассказы по картинкам, из личного опыта.
• Слушайте и слышьте друг друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА СОЧИНЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ?

F:\Лиханова ОИ Педдебют\5.jpgПридумывание рассказа — очень трудная задача для детей, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает.

Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) ….

(ребенок  заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения  в тексте и  строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап — рассказывание по вопросам.  Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок  не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?».

Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

— зачин (место и время действия, герои),

— развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)

— конец рассказа (финал, развязка).

F:\Лиханова ОИ Педдебют\6.jpgТретий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось,  и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем  другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей дошкольников по развитию речи.

Общие рекомендации родителям при ежедневном общении с детьми....

Методические рекомендации для родителей по всестороннему развитию речи дошкольников.

В данной работе представлены советы, рекомендации, игры и упражнения родителям для занятий с детьми. Методы и приемы направлены на развитие артикуляционной  и мелкой моторики, игры по развитию ле...

Рекомендации родителям дошкольников по развитию мелкой моторики.

Рекомендации родителям дошкольников по развитию мелкой моторики....

Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)#сидим#дома

Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)...

Рекомендации родителям по лексическому развитию речи ребёнка на тему "Зима"

Предлогаемый материал можно использовать в родительском уголке на тему зима. Он содержит в себе увлекательные задания для детей старшего возраста....

Рекомендации родителям «Как помочь развитию речи детей раннего возраста»

Рекомендации родителям «Как помочь развитию речи детей раннего возраста»...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...