Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"
консультация

Белим Анастасия Викторовна

Буклет консультация для сотрудников ДОУ "Использование технологии ТРИЗ при обучении детей правилам безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для сотрудников ДОУ 135.44 КБ
Файл buklet_triz.docx135.44 КБ

Предварительный просмотр:

достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен доказать для чего этот предмет ему нужен, и чем он ему нравится.

Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка. (Машина, светофор, жезл, и т. д.)

          Игра «Почему так произошло?»  (со старшей группы)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

      Например:

1.Папа раскрыл книгу

2.Комната наполнилась дымом

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.

Например:

Пожар -песок, (без воды дерево жить не может).

Машина – колесо (без колеса машина не поедет).

Светофор – электричество (если его нет, то светофор не работает) и т. д.

 

Всем игрокам раздаются предметы или карточки

Игра «Найди целое и части»

Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить, по образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.

Ход:

1. В: автомобиль – колесо; детям предлагается назвать соответствующий ответ.

Д: Пожар - спички

2. В: светофор - цвета;

Д: дорога – (машина, внимание).

3. В: Зебра - пешеходный переход;

Д: Дорожный знак -улица

          Игра «Что из чего»

Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход:

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект, дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Детям предлагается сразу называть количество частей.

Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т. д.

Игра «Черное-белое»

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример«Полицейский». Хорошо – следит за соблюдением ПДД.. . Плохо – он

– он может забрать права.. . и т. д.

                 

                       Воспитатель Белим А.В.

j0104458

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребенка детский сад № 7 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

Консультация для сотрудников ДОУ

 Использование технологии ТРИЗ при обучении детей

правилам безопасности

 

http://shkola1317-rf.1gb.ru/upload/iblock/307/dd.png 

         

                  Курганинск 2020г.

                 

                                                                         Уважаемые коллеги!

        Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий.

       К числу эффективных технологий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения относятся ТРИЗ-технологии.

        Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что знания по правилам безопасного поведения  даются детям в виде проблемных и изобретательных задач и ситуаций.

Игры, бытовые ситуации, которые окружают ребят, эта та среда, через которую дети учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем по безопасности .

Примеры ТРИЗ-игр, которые способствуют формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Игра «Теремок» (для детей 4-5 лет)

Цель: Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, иголка. А ты кто?

- А я -  машина. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета.

       Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

            Вариант игры для более раннего возраста «Бабушкина шкатулка» (тема «Опасные предметы»)

«У бабушки была шкатулка.  Хранила она ее на самой высокой полке. Убирала бабушка в нее, те предметы, которые могли причинить вред ее внуку». Также можно выбрать бабушку, раздать карточки или показывать предмет, задавая вопрос: « Бабушка, а ты положишь меня в шкатулку?»

 «Найди друзей»

(проводится с середины средней группы)

     Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

  Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

       Ход игры:

Ведущий: Машина едет по дороге, а что еще едет по дороге

Дети: Автобус, грузовик, мотоцикл…

Ведущий: Стакан может упасть и разбиться, а что еще может разбиться?

Дети: Тарелка, ваза, банка….

Ведущий: Иголка может уколоть. а чем еще можно уколоться? Чем?.....

      Игра «Кто (что)  это такое может быть?»

(с 4-х лет)

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

 - и острым и тупым.

 - и опасным и неопасным

Игра «Что было бы, если убрать часть?»

(со средней группы)

Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части

Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например, -У светофора убрать красный сигнал. Что хорошего (плохого)?

-  Если в доме убрать все розетки. Что хорошего (плохого)?

        ТРИЗ -игры для старшей группы

    Игра «Аукцион»

Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Ход: выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый, который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его



Предварительный просмотр:

достоинства. Ребенок, который хочет купить его, должен доказать для чего этот предмет ему нужен, и чем он ему нравится.

Предмет продается тому, кто убедительнее доказал его необходимость. Предметы должны быть хорошо знакомы для ребенка. (Машина, светофор, жезл, и т. д.)

          Игра «Почему так произошло?»  (со старшей группы)

Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.

Ход: Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?»

Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

      Например:

1.Папа раскрыл книгу

2.Комната наполнилась дымом

Игра «Что с чем связано»

Цель: учить детей находить связи между предметами, даже, если связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что все взаимосвязано.

Например:

Пожар -песок, (без воды дерево жить не может).

Машина – колесо (без колеса машина не поедет).

Светофор – электричество (если его нет, то светофор не работает) и т. д.

 

Всем игрокам раздаются предметы или карточки

Игра «Найди целое и части»

Цель: учить детей определять по аналогии задание, которое необходимо выполнить, по образцу первой паре слов, учить определять какое правило имеет здесь место: целое-часть или часть-целое.

Ход:

1. В: автомобиль – колесо; детям предлагается назвать соответствующий ответ.

Д: Пожар - спички

2. В: светофор - цвета;

Д: дорога – (машина, внимание).

3. В: Зебра - пешеходный переход;

Д: Дорожный знак -улица

          Игра «Что из чего»

Цель: учить детей разбирать любой объект на части. Называть эти части, посчитать их количество.

Ход:

Воспитатель или ребенок быстро называет предмет (объект, дети должны назвать из чего он состоит.

Усложненный вариант:

Детям предлагается сразу называть количество частей.

Например: машина – один кузов – один руль - четыре колеса, две большие фары и т. д.

Игра «Черное-белое»

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример«Полицейский». Хорошо – следит за соблюдением ПДД.. . Плохо – он

– он может забрать права.. . и т. д.

                 

                       Воспитатель Белим А.В.

j0104458

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребенка детский сад № 7 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

Консультация для сотрудников ДОУ

 Использование технологии ТРИЗ при обучении детей

правилам безопасности

 

http://shkola1317-rf.1gb.ru/upload/iblock/307/dd.png 

         

                  Курганинск 2020г.

                 

                                                                         Уважаемые коллеги!

        Модернизация дошкольного образования и введение ФГОС ДО нацеливает нас на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме с использованием современных инновационных технологий.

       К числу эффективных технологий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения относятся ТРИЗ-технологии.

        Суть обучения с помощью ТРИЗ заключается в том, что знания по правилам безопасного поведения  даются детям в виде проблемных и изобретательных задач и ситуаций.

Игры, бытовые ситуации, которые окружают ребят, эта та среда, через которую дети учатся применять тризовские решения, встающих перед ним проблем по безопасности .

Примеры ТРИЗ-игр, которые способствуют формированию навыков безопасного поведения дошкольников.

Игра «Теремок» (для детей 4-5 лет)

Цель: Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделяя в них самое главное качество. Формировать понятие о том, что один и тот же предмет может сочетать в себе несколько признаков, функций.

Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

- Кто в теремочке живёт?

- Я, иголка. А ты кто?

- А я -  машина. Пусти меня к себе жить?

- Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета.

       Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

            Вариант игры для более раннего возраста «Бабушкина шкатулка» (тема «Опасные предметы»)

«У бабушки была шкатулка.  Хранила она ее на самой высокой полке. Убирала бабушка в нее, те предметы, которые могли причинить вред ее внуку». Также можно выбрать бабушку, раздать карточки или показывать предмет, задавая вопрос: « Бабушка, а ты положишь меня в шкатулку?»

 «Найди друзей»

(проводится с середины средней группы)

     Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

  Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

       Ход игры:

Ведущий: Машина едет по дороге, а что еще едет по дороге

Дети: Автобус, грузовик, мотоцикл…

Ведущий: Стакан может упасть и разбиться, а что еще может разбиться?

Дети: Тарелка, ваза, банка….

Ведущий: Иголка может уколоть. а чем еще можно уколоться? Чем?.....

      Игра «Кто (что)  это такое может быть?»

(с 4-х лет)

Цель: учить называть предметы и обосновать два противоположных значений предмета.

Ход: Ведущий предлагает назвать объекты, в которых есть анатомические пары.

Например: - Что может быть и горячим  и холодным (одновременно).

(утюг, чайник, плита, человек, самовар…)

 - и острым и тупым.

 - и опасным и неопасным

Игра «Что было бы, если убрать часть?»

(со средней группы)

Цель: Учить « разбирать» любой объект на составляющие части

Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например, -У светофора убрать красный сигнал. Что хорошего (плохого)?

-  Если в доме убрать все розетки. Что хорошего (плохого)?

        ТРИЗ -игры для старшей группы

    Игра «Аукцион»

Цель: познакомить (закрепить) знания детей о признаках, частях, свойствах предметов. Учить описывать предмет в определенной последовательности, выбирая и подчеркивая его лучшие качества, возможность его использования.

Ход: выбирается ребенок (вначале это может быть взрослый, который ведет аукцион. Он, выбирая предмет для аукциона, описывает его


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге

Консультация для воспитателей "Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следс...

Использование технологии ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста

Использование технологии ТРИЗ в обучении детейдошкольного возраста...

Публикация "Использование проблемно-диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге, реализация деятельностного подхода в образовательном процессе"

Статья содержит рекомендации по использованию проблемно - диалогических методов обучения детей правилам безопасного поведения на дороге....