Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Лебедева Галина Васильевна

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная и эффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Галина Васильевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 45

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

           

           Одной из наиболее актуальных современных проблем дошкольного образования является воспитание здорового ребенка. Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.

            В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых знаний и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в детском саду для правильного развития ребенка имеет такое большое значение.

           Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста     является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает использование здоровьесберегающих технологий.            

            Здоровьесберегащие технологии- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития.

            По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни

             Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС  сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.

                Для усвоения детьми культурно-гигиенических правил можно применять коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Через игры-занятия можно в увлекательной форме раскрыть содержание требований в необходимой последовательности, и связать эти требования с конкретными поступками малыша, это поможет закрепить положительное отношение к их выполнению в обыденной жизни.

            В играх-занятиях можно использовать различные игрушки, предметы. Это активирует зрительные и двигательные анализаторы ребенка. Предмет, действие показ каждому малышу, например, как правильно держать ложку, дети упражняются в правильных манипуляциях с ложкой. Имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации помогают малышам в освоении практических действий.  В занятия можно включать различные события из жизни детей.

             Усвоенные на занятиях операции при постоянных упражнениях в повседневной деятельности трансформируются в устойчивые навыки культурного поведения и используются детьми в различных ситуациях.

              Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

             При формировании культурно-гигиенических навыков, важно чтобы требования сотрудников детского сада и родителей были едины. Для этого, вырабатываются общие критерии в оценки отдельных действий, устанавливается общий порядок выполнения этих действий, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда соблюдали установленные правила. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и в семье. Родителям необходимо систематически закреплять гигиенические навыки, приобретенные ребенком в дошкольном образовательном учреждении.

             Культурно-гигиенические навыки необходимо постоянно закреплять, если ослабить внимание к их формированию и использованию, навык может быть быстро утрачен. Для повышения интенсивности формирования культурно-гигиенических навыков в процессе игр целесообразно напоминать ребенку: «Ты всегда моешь руки перед едой? Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Усвоенные культурно-гигиенические навыки дополняют и расширяют сюжет детских игр, а игры в свою очередь являются показателем овладения культурно-гигиенических навыков.

              В этом возрасте формируются элементы самосознания. У малыша повышается уровень самостоятельности и инициативности в разных видах самообслуживания. Он понимает, что хорошо и что плохо, осваивает элементарные способы поведения и обращения со сверстниками и взрослыми. У ребенка значительно возрастает потребность в общении, развивается способность устанавливать деловые контакты со взрослыми, в процессе которых малыш легко обучается трудовым действиям

         Самообслуживание у маленьких детей это процессы одевания, раздевания, приема пищи, и соблюдение элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.п.), для ребенка это труд, приводящий к удовлетворению личных потребностей. Малышу необходимо не просто механически усвоить данные навыки, эти навыки должны стать для него хорошей привычкой. Чтобы достичь этой цели необходимо использовать приемы, учитывающие возрастные особенности детей 2-3 лет, которые позволяют работу с малышами сделать эмоциональной, интересной и результативной. В активном воспитании навыков самообслуживания нужно в сначала отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

          Культурно-гигиенические навыки это часть культуры поведения, постепенно они превращаются в привычки – действия, выполнение которых стало потребностью. Обязательным условием возникновения привычек является не только положительное отношение ребенка к бытовой деятельности, но и постоянное повторение бытовых процессов, позволяющих ребенку проявлять самостоятельность, быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

           Вести работу по оздоровлению детей важно систематически. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, правильное физическое развитие детского организма. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Помните! Ваше здоровье и здоровье детей в ваши руках.Восточная мудрость гласит:Если ты думаешь на год вперед – посади семя.Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.Если ты думаешь на век ...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Статья - Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...

«Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».

. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном воз...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных ...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.

В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенност...

«Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».

формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взросл...