«Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».
статья

Домнина Елена Юрьевна

. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Домнина Е.Ю., воспитатель

                                                      ГБДОУ детский сад№ 132 Выборгского района

                                                                                                  Санкт- Петербурга

Тема «Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».

     

      В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причины  генетика, экология, медицина, социальные, особенности воспитания, не соблюдение режима, наличие вредных привычек. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. 

 Задача гигиенического обучения и воспитания в ДОУ:

 Формирование осознанных культурно-гигиенических навыков на фоне возрастающей активности и самостоятельности детей.

Средства гигиенического обучения и воспитания

Физическое: укрепление здоровья, закаливание ,активный двигательный режим.

Трудовое: навыки самообслуживания, привитие трудовых навыков, соблюдение правил гигиены.

Нравственное: воспитание культуры поведения,  воспитание осознанного отношения к своему здоровью.

     Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самых главных задач дошкольного образования:

1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

      2. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

3. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

     Основа здоровой среды пребывания малышей в группе - прежде всего это создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.

     Внедрение здоровье сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей. Способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности, осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

     Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Прививать гигиенические навыки детям должны и воспитатели, и родители. 

Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель) является хорошим примером для подражания.

     Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

      На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

     С первого дня пребывания детей в группе начинается работа по воспитанию навыков одевания (раздевания). То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков. Этому способствует пальчиковая гимнастика, игры на развитие крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие координации движения.

     Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Обучению детей умыванию помогут дидактические игры, потешки.

     Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности - самообслуживание.

Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми, вводить новые, более сложные составляющие навыка. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

     Следующее условие - единство требований со стороны взрослых.

Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, помощником воспитателя и, конечно, в семье.

     Подводя итог: повторять усваиваемые умения следует регулярно. Например, ребенок неукоснительно должен мыть руки после прогулки и перед едой в садике, после посещения туалета. Воспитателю в процессе работы над формированием КГН в группе следует применять индивидуальный подход.
    Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус.